Публікації експертів ЦДАКР – Південний Кавказ

Рубен Меграбян: Переговорный процесс Армения-Азербайджан после Абу-Даби – в новой американской матрице

Новая архитектура безопасности в регионе и роль США в контексте Срединного коридора

На фоне глобальной нестабильности, обусловленной войной, развязанной Россией против Украины, начавшейся в феврале 2022 года, и эскалацией конфликта между Израилем и Ираном с участием США с 13 июня 2025 года, переговорный процесс между Арменией и Азербайджаном по нормализации отношений приобретает особую стратегическую значимость. Встречи премьер-министра Армении Никола Пашиняна и президента Азербайджана Ильхама Алиева в Абу-Даби 9-10 июля 2025 года стали важным этапом, подчеркивающим сдвиги в геополитической динамике Южного Кавказа.

Текущий этап характеризуется сложным переплетением интересов: Россия ведет гибридную войну против обеих стран, не добиваясь успеха в их инструментализации друг против друга; Турция смягчает риторику в отношении Армении, обнажая определенные расхождения с Баку по вопросу сроков подписания мирного договора; а США выступают ключевым фактором, предлагая инициативы по разблокированию коммуникаций в рамках будущего Срединного коридора и формируя лидерство в будущей архитектуре регионов, связываемых данным стратегическим проектом.

Международный контекст: лидерство США и глобальные вызовы

Международная обстановка, сформированная продолжающимися конфликтами, усиливает стратегическую роль Южного Кавказа как альтернативного транзитного коридора. Ситуация, сложившаяся в результатет закрытия воздушного пространства над Россией, Украиной, регионом между Ираном и Израилем с июня 2025 года, вызванное военными действиями, делает регион критически важным для глобальной торговли и логистики между Европой и Азией. В этом контексте США активно продвигают свою повестку, видя в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта возможность укрепить влияние на Южном Кавказе и ослабить позиции России.

Госсекретарь США Марко Рубио 9 июля 2025 года на пресс-конференции в Вашингтоне выразил поддержку мирному процессу, отметив, что подписание договора между Арменией и Азербайджаном станет шагом к региональной стабильности. Предложение США по вовлечению в управление коммуникациями в Сюникской области Армении, обсуждаемое с Ереваном, направлено на создание безопасного и контролируемого маршрута в рамках Срединного коридора — альтернативного пути, соединяющего Европу и Азию, минуя российские и иранские территории. Для Армении это предложение выгодно, поскольку позволяет укрепить суверенитет за счет международного надзора, исключающего в любой форме экстерриториальный контроль Азербайджана или России. С 1991 года США инвестировали в Армению $3,3 млрд, включая $340 млн на реформы и $18 млн на военное сотрудничество после 2022г (учения «Eagle Partner», ставшие ежегодными, а в 12-20 августа стартуют учения за 2025г), что подчеркивает долгосрочный интерес Вашингтона.

Участие США также открывает перспективу диверсификации внешней политики и политики безопасности Армении, снижения зависимости от Москвы и интеграции в западные экономические сети, что соответствует ее стратегическим интересам и демократическим устремлениям. Однако инициатива сталкивается с опасением Ирана, что его северные границы могут оказаться под давлением, и, естественно, вызывает враждебность у России, исторически и безвозвратно теряющей рычаги влияния не только на Армению, но и на весь регион. Для Еревана ключевым остается обеспечение прозрачности переговоров, чтобы избежать обвинений в потере национального контроля.

Контекст России: гибридная война и утрата позиций

Россия, исторически выступавшая посредником в армяно-азербайджанском процессе, сталкивается с постепенным ослаблением своего влияния на Южном Кавказе. Гибридная война, включающая информационные и дезинформационные кампании, экономическое давление и поддержку «оппозиционных» сил и групп-провайдеров российских интересов, направлена на дестабилизацию как Армении, так и Азербайджана, чтобы сохранить их в орбите российского влияния. Однако Москва не смогла эффективно использовать одну страну против другой, что связано, с одной стороны, с переориентацией Армении на Запад и, с другой стороны, укреплением турецко-азербайджанского альянса. Вывод российских пограничников с КПП на армяно-иранской и армяно-турецкой границах в марте 2025 года, что является началом их полного вывода, а также отказ со стороны Армении российскому ФСБ в контроле коммуникаций (к чему принуждалась Армения с завершением 44-дневной войны) – подчеркивают утрату контроля Москвы.

Арест Самвела Карапетяна 17 июня 2025 года и национализация «Электрических сетей Армении» (ЭСА) 18 июня стали ответом Пашиняна, направленным на нейтрализацию российских экономических рычагов и символов влияния, таких как Карапетян, поддерживающий пророссийские силы.

Для Армении это создает возможность снизить зависимость от ОДКБ и российской военной базы в Гюмри, что критично для укрепления независимости. Однако российские попытки дестабилизации, включая поддержку оппозиции и верхушки Армянской Апостольской Церкви (ААЦ), указывают на продолжающиеся риски. В условиях войны на Украине Россия все меньше способна диктовать условия, что делает ее роль в регионе маргинальной, но не исключает эскалации давления через ЕАЭС или энергетические санкции. Для Еревана важно использовать этот момент для ускорения переговоров с Западом – США и ЕС, чтобы закрепить новый баланс сил и минимизировать российское вмешательство.

Региональный контекст: расхождения Турции и Азербайджана и не только

Региональная динамика Южного Кавказа текущего периода характеризуется также разными подходами Анкары и Баку. Турция, стремясь укрепить свой статус регионального посредника, выступает за скорейшее подписание мирного договора между Арменией и Азербайджаном, видя в этом шанс развить экономическое сотрудничество и транзитный потенциал. Смягчение риторики Анкары после визита Пашиняна в Стамбул 20 июня 2025 года отражает желание Турции использовать открытое воздушное пространство для интеграции с Арменией, что поддерживается проектом «Перекресток мира».

Однако Азербайджан затягивает процесс, требуя экстерриториального коридора через Сюник и «изменения армянской Конституции», что противоречит суверенитету Еревана и вызывает сопротивление не только премьера Пашиняна, но и политического класса и общества Армении.

Это расхождение по линии Анкара-Баку создает определенное окно возможностей для Армении, хотя оно и не меняет главного – обуславливание полноценной нормализации армяно-турецких отношений подписанием армяно-азербайджанского мирного договора. Проект «Перекресток мира» подразумевает открытие границ с сохранением национального контроля, что поддерживается Турцией и может стать компромиссом при международной поддержке. Участие США в управлении коммуникациями в Сюникe могло бы в корне нейтрализовать азербайджанские претензии, обеспечив безопасность и независимость, а также перспективы технологического развития и приток американских инвестиций в экономику Армении.

Однако успех зависит от дипломатической ловкости Еревана, способного балансировать между Анкарой и Баку, избегая давления последней, которая может прибегнуть к эскалации при поддержке России в момент, когда Москва и Баку зафиксируют тактическое совпадение интересов даже в случае, когда нынешняя динамика в двусторонних отношениях будет сохраняться, а Армения будет погружаться в бурный предвыборный процесс, в котором вмешательство Москвы будет максимальным из всех возможных опций, и лимитирующим фактором здесь может будет только ее ресурс.

Региональная стабильность также зависит от урегулирования с Ираном, чьи интересы затрагиваются из-за близости Сюника к его границам. Это вопрос, который должна решить армянская дипломатия – нейтрализовать иранские опасения, что разблокировка коммуникаций через Сюник может поставить под угрозу сообщение между Арменией и Ираном. Прежде всего, исключительный суверенный контроль Армении над армянским участком дороги вдоль Аракса уже сам по себе исключает такую возможность, к тому же, само понятие «Перекрестка мира» предполагает пересечение на территории Армении путей между Центральной Азией и Черным и Средиземным морями с путями, соединяющими Персидский залив с Черным морем. И задача состоит в том, чтобы данная позиция была воспринята Тегераном, независимо от того, как будет складываться дальнейший ход событий в регионах Ближнего Востока, Южного Кавказа и по линии Украина-Россия и Израиль-Иран.

Внутриполитический контекст в Армении: вызовы и возможности

Внутриполитическая ситуация в Армении осложняется поляризацией общества. Протесты против национализации ЭСА и ареста Карапетяна, организованные оппозицией и частью ААЦ, отражают сопротивление курсу Пашиняна на сближение с Западом. ААЦ, последние четверть века связанная с российской сферой влияния, а с 1999г интегрировавшаяся в структуру пророссийской криминальной диктатуры в Армении, усиливает внутренние разногласия, обвиняя правительство в «предательстве национальных ценностей». Арест архиепископов Баграта Галстаняна и Микаела Аджапахяна в июне 2025 года за призывы к саботажу и перевороту подчеркивает роль церкви как инструмента дестабилизации. Однако широкая поддержка у населения отсутствует, что ограничивает влияние оппозиции, включая сторонников Кочаряна, чьи рейтинги остаются низкими.

Пашинян, готовясь к выборам 2026 года, вполне рационально использует переговоры с Азербайджаном и США для укрепления легитимности. Успех в урегулировании конфликта и привлечение американских инвестиций могут повысить его рейтинг, особенно если будут обеспечены безопасность и экономический рост. ЕС, выделив €100 млн на реформы и €40 млн на инфраструктуру в 2025 году, а по итогам визита вице-премьера Мгера-Григоряна – еще €500 млн на программу «Устойчивый Сюник» (что включает строительство участка Каджаран-Сисиан магистрали Север-Юг) – поддерживает модернизацию, включая железную дорогу Карс-Гюмри, что способствует диверсификации экономики. Внутриполитическая стабильность критически зависит от прозрачности переговоров по Сюникскому коридору и защиты демократических институтов от внешнего вмешательства. Абсолютно очевидно, что снижение зависимости от России через интеграцию в Срединный коридор является ключом к укреплению суверенитета.

Интересы Армении: суверенитет, независимость и демократия

Для Армении приоритетами являются сохранение суверенитета, укрепление независимости, формирование современных институтов и развитие демократии. Участие США в управлении коммуникациями в Сюникe обеспечивает армянский контроль над территорией, исключая экстерриториальные претензии Азербайджана и давление России.

Разблокирование коммуникаций в рамках Срединного коридора обещает экономический подъем, диверсификацию торговли и снижение зависимости от российских энергоресурсов. Поддержка ЕС и США укрепляет демократические реформы, что контрастирует с фашистско-авторитарным влиянием Москвы. Соглашение о стратегическом партнерстве с США от 14 января 2025 года и новый договор с ЕС о политическом партнерстве (ожидается в 2025 году) подчеркивают приверженность Еревана западным ценностям.

Однако риски значительны. Азербайджан может прибегнуть к эскалации, если не получит желаемого экстерриториального коридора, а Россия — к экономическому давлению через ЕАЭС. Внутриполитическая оппозиция, подпитываемая внешними акторами, угрожает стабильности, особенно в преддверии выборов 2026 года. Успех зависит от дипломатической ловкости Пашиняна, способного использовать поддержку Запада для нейтрализации угроз и продвижения национальных интересов. Открытое воздушное пространство Южного Кавказа усиливает стратегическую значимость региона, что требует от Армении активной и инициативной позиции в переговорах.

Перспективы и риски: новая архитектура безопасности

Переговорный процесс после Абу-Даби знаменует переход к новой архитектуре безопасности Южного Кавказа, где США играют ведущую роль. Смягчение позиции Турции и провал российской гибридной войны открывают Армении шанс укрепить суверенитет и независимость. Участие в Срединном коридоре при прямой американской поддержке может стать катализатором экономического роста, диверсификации торговли и интеграции в западные структуры. Однако успех потребует формирования нового баланса между региональными акторами, защиты демократии и управления внутренними вызовами.

Ключевым вызовом остается координация с США и ЕС, преодоление сопротивления Азербайджана и нейтрализация российского влияния, что потребует от премьера Пашиняна, его правительства и политического большинства – стратегического видения и формирования консенсуса внутри страны, при необходимости – с применением мер рестриктивного характера, основываясь на европейском опыте защиты демократии от гибридных угроз со стороны авторитарных режимов, в том числе – закрытие т.н. «партий», «СМИ», конфискация средств, которые могут быть использованы для расшатывания суверенитета и демократии и дестабилизации общества.

В настоящее время потребуются дополнительные усилия со стороны официального Еревана для максимально возможного вовлечения США и Европы в процессы укрепления системной усточивости и институциональной состоятельности Армении на примере отдельных стран – Украины и Казахстана. В первом случае, для формирования непосредственного «неидеологизированного» интереса США в Украине был заключен контракт по редкоземельным металлам, к чему было привязана также стратегия по послевоенному восстановлению страны. Казахстан же, со своей стороны, привлек американские компании в геолого-разведочные работы в стране с перспективой совместной добычи редкоземельных металлов, а также, по заявлению в Сенате США будущего посла США в Казахстане, планируется укрепление оборонного и военно-технического сотрудничества, что также укладывается в стратегию формирования Срединного коридора.

Для Армении стратегически важно в ближайшее время финализировать заключение «Соглашения 123» с США по сотрудничеству в сфере мирного атома и дать старт строительству новой – модульной АЭС, а также начать реформировать горно-рудную промышленность, которой по инерции достались «тепличные условия» для российского капитала и лиц, находящихся под международными санкциями, форсированно сократить российское присутствие в стране, в первую очередь – убрать давно ставшую анахронизмом 102-ую базу в Гюмри и базу ВКС «Эребуни» в Ереване. Вышеуказанные меры усилят позиции Еревана в диалоге с США и ЕС, отдельными европейскими столицами, «подогреют» их интерес к еще большему углублению отношений с Арменией, демотивирует более сильных соседей в том, чтобы продолжать говорить с Ереваном с позиции силы в условиях продолжающегося кризиса миропорядка и периода турбулентности в международных отношениях. Успешный саммит НАТО в Гааге, а также достижение договоренностей между США и ЕС по новым условиям партнерства – это «попутный ветер» не только для Армении, но и регионов Южного Кавказа и Центральной Азии. Для Армении это не только шанс на всеобъемлющий, долгосрочный и достойный мир с проблемными соседями, но и возможность определить свое будущее как самостоятельного игрока в новой геополитической реальности, как компактное, эффективное государство в современном мире.

Рубен Меграбян, эксперт Армянского Института международных отношений и безопасности, Ереван, Армения