Публікації експертів ЦДАКР – Південний Кавказ

Рубен Меграбян: Новый этап гибридной войны России против Армении после выборов в Гюмри

Стратегии и риски в преддверии парламентских выборов 2026 г.


Выборы в Гюмри 30 марта 2025г, где правящая партия «Гражданский договор» (ГД) набрала больше всех – 36,22% голосов, но не смогла обеспечить избрание своего мэра, а пророссийские силы, консолидировавшись вокруг одиозного Вардана Гукасяна с криминальным прошлым, одержали победу, стали тревожным сигналом для Армении. Успех оппозиции, поддерживаемой Россией, и беспрецедентное присутствие представителей 102-й военной базы и консула РФ на инаугурации Гукасяна подчеркивают усиление гибридного влияния Москвы. На фоне этого Россия и ее местные прокси, судя по всему, намерены использовать оставшееся время до парламентских выборов июня 2026г для смены курса Армении, дискредитации и затем срыва сближения с США и ЕС, также посредством продвижения «альтернативной» идеи интеграции страны в «союзное государство по модели Беларуси».

Тем временем, по российским источникам, Москва «сменила куратора» по Армении, и им стал один из путинских «эффективных менеджеров» Сергей Кириенко, замглавы его администрации, и согласно сообщению, основой упор будет сделан на «информационной политике», без «электоральной составляющей», что, конечно, не нужно полностью принимать за чистую монету, тем более навстречу выборам 2026г. Считается, что он «повторит успех России в Абхазии» на армянском направлении.

Параллельно с этим, аффилированные с Россией группы стали активно проявлять инициативность на публике посредством циркулирования «новых» имен в качестве возможных лидеров (Карен Карапетян из «Газпрома», Армен Геворгян, экс-глава администрации президента Армении, ныне депутат парламента) на фоне «заката» архиепископа Баграта Галстаняна․ А Роберт Кочарян выступил перед молодежью с «лекцией», в которой прямым текстом обвинил Армению и армян в развязывании 44-дневной войны, а также в назидательном тоне высказался об «ошибках Украины в отношениях с Россией», тем самым обвинив также ее – в развязывании войны с РФ. Ситуация стала напоминать какой-то «фестиваль самопрезентации» потенциальных акторов будущей игры для доказательства своей «состоятельности и эффективности».

Рассмотрим итоги выборов в Гюмри как отправную точку для стратегии России, возможные методы ее гибридного воздействия и потенциальные риски для армянской государственности.

Итоги выборов в Гюмри как стартовая точка для российской стратегии

Выборы в Гюмри показали, что Россия способна эффективно мобилизовать свои прокси-ресурсы для достижения политических целей в Армении, по меньшей мере локальных. Победа Вардана Гукасяна, набравшего поддержку оппозиционных сил (Компартия, «Наш город», «Моя могучая община», «Мать Армения»), с суммарным результатом оппозиции в 57%, позволила сформировать коалицию с 19 мандатами против 14 у ГД. Гукасян, известный криминальным прошлым и пророссийской риторикой, на инаугурации 16 апреля 2025 года открыто заявил о необходимости «вступления Армении в союзное государство с Россией по типу Беларуси для сохранения суверенитета». Его слова, а также присутствие представителей 102-й военной базы и консула РФ в Гюмри, вызвали широкий резонанс, обнажив намерения Москвы использовать Гюмри как образец и плацдарм для дальнейшего давления на Ереван.

Неудача «Евроальянса» (4,45%), продвигавшего проевропейскую повестку, подтвердил слабость европеизации в регионах Армении, где социально-экономические проблемы (безработица 18%, бедность, инфраструктурный кризис) делают население восприимчивым к популистским и пророссийским нарративам. Успех Гукасяна и его коалиции, поддержанной Россией, стал сигналом для Москвы: несмотря на ослабление влияния в Армении после 2020г, гибридные децентрализованные методы воздействия, децентрализация влияния остаются эффективными, особенно в регионах. Россия, вероятно, будет использовать опыт Гюмри как модель для масштабирования своей стратегии к 2026г, мобилизуя финансы, криминал, «недовольных», сетевые методы, пропаганду, язык ненависти, дезинформацию, конспирологические нарративы, личные нападки на оппонентов.


Возможные методы и инструменты российского влияния до 2026 года

Россия и ее местные прокси, опираясь на итоги выборов в Гюмри, будут использовать комплексный подход, включающий гибридные методы, для достижения своих целей. Основные направления их действий можно разделить на несколько ключевых сфер.

1. Поддержка и консолидация пророссийских сил

Тактика в Гюмри: в Гюмри Россия сыграла на фрагментации оппозиции, поддержав коалицию вокруг Гукасяна. Несмотря на межклановые разногласия, оппозиционные силы объединились ради общей цели — противостояния ГД. Пророссийские нарративы, такие как обвинения Пашиняна в «разрыве с Москвой» и (из-за этого) «сдаче Арцаха», нашли отклик у части населения, особенно старшего поколения и низкоинформированного сегмента общества, для которого 102-я база остается символом «ушедшей» стабильности.

Прогноз до 2026 года: Россия усилит финансовую и медийную поддержку своих прокси. Эти силы будут консолидироваться вокруг мотивированных фигур, подобных Вардану Гукасяну, Роберту Кочаряну и Сержу Саргсяну, которые уже имеют опыт работы с Москвой и имеют интерес в качестве фигурантов по делам касательно конфискации незаконного имущества. В регионах, таких как Ванадзор, Ехегнадзор или Капан, будут создаваться аналогичные тактические коалиции, где Россия будет поддерживать местных лидеров с антиевропейской риторикой. Основной целью станет формирование единого оппозиционного фронта и соответствующего блока к парламентским выборам, который сможет бросить вызов ГД. Для этого Москва может использовать финансовые вливания через посредников, таких как бизнесмены, в том числе армянского происхождения, связанные с Россией, или благотворительные фонды, контролируемые Кремлем. Представляется важным то, что Кириенко курирует внутреннюю политику в кремлевской администрации, что предполагает, что в армянском направлении будет задействован внутрироссийский ресурс армянского бизнеса, а также подконтрольного со стороны полиции и спецслужб криминала и диаспоральных структур – светских, религиозных, других.

2. Медийное и информационное давление

Тактика в Гюмри: во время выборов российские медиа, включая Константина Затулина и Андраника Миграняна, активно поддерживали пророссийских кандидатов, представляя успех Гукасяна как «начало конца русофобской власти Пашиняна». Соцсети использовались для распространения дезинформации, включая слухи о том, что Пашинян «сдает зангезурский коридор» Азербайджану и Турции.

Прогноз до 2026г: Россия усилит информационную войну, делая акцент на дискредитации Пашиняна и его прозападного курса. Основные нарративы будут включать:

  • Обвинения в «предательстве национальных интересов» из-за сближения с США и ЕС, которых «не интересы Армении волнуют, а только изгнание России из региона».
  • Пропаганду «традиционных ценностей» и «исторической дружбы» с Россией, включая ностальгию по советскому прошлому, в т.ч. по теме «Великой Отечественной войны», «общей истории», «спасения армян русскими» и т.п.
  • Дезинформацию о «неизбежной агрессии» со стороны Азербайджана, якобы вызванной «разрывом с Москвой», что должно подтолкнуть население к поддержке пророссийских сил как «гарантов безопасности».

Москва будет использовать подконтрольные медиа (Спутник Армения, российские Telegram-каналы), а также местные СМИ, финансируемые через «прокладки» и посредников. Соцсети станут ключевым инструментом: боты и тролли, а также анонимные аккаунты будут распространять фейковые новости, включая слухи о «секретных сделках» Пашиняна с Западом «за счет интересов Армении, лишь бы изгнать Россию». Особое внимание будет уделено регионам, где, как в Гюмри, население более уязвимо к популистским нарративам.

3. Экономическое давление и использование 102-й базы

Тактика в Гюмри: 102-я военная база, обеспечивающая около 2000 рабочих мест, остается инструментом влияния. Россия использовала базу как символ «защиты» во время выборов, а присутствие ее представителей на инаугурации Гукасяна подчеркнуло политическую роль базы, по меньшей мере локальную.

Прогноз до 2026г: Россия может усилить экономическое давление, манипулируя зависимостью Армении от энергоресурсов и торговли. Например, повышение цен на газ, воспрепятствование или ограничение экспорта армянской продукции в Россию станут инструментами давления на Ереван. Одновременно Москва будет подчеркивать экономическую значимость базы в Гюмри, представляя ее как «гаранта стабильности» для региона. Возможны провокации на границе с Турцией, которые Россия может использовать для оправдания усиления военного присутствия, что, в свою очередь, в их логике, усилит пророссийские настроения.

4. Поддержка криминальных и коррумпированных элементов

Тактика в Гюмри: Успех Гукасяна, фигуранта уголовных дел, показал, что Россия готова поддерживать коррумпированных лидеров, если они продвигают ее интересы. Гукасян, несмотря на криминальное прошлое, стал удобной фигурой для Москвы благодаря своей антизападной риторике и лояльности.

Прогноз до 2026г: Россия продолжит делать ставку на криминальные элементы и коррумпированных политиков, типа условного Гукасяна, для дестабилизации ситуации, используя в том числе ограниченное давление и точечное насилие на граждан, создавать картину «безвластия» и вседозволенности. Эти фигуры будут использоваться для мобилизации протестных настроений, особенно в регионах, где недовольство властью велико. Москва может финансировать их через теневые схемы, включая отмывание денег через офшоры или «благотворительные» проекты. Такие лидеры станут инструментами для организации уличных протестов, акций неповиновения и провокаций, направленных на подрыв легитимности Пашиняна.

5. Дискредитация прозападного курса и сближения с США/ЕС

Тактика в Гюмри: Провал «Евроальянса» был усилен российской пропагандой, которая представляла прозападную повестку как «чуждую» и «опасную» для армянских традиций. Одновременно Россия поддерживала силы, выступающие против интеграции с ЕС и США.

Прогноз до 2026г: Россия будет активно дискредитировать прозападный курс Пашиняна, включая его или одобренные им инициативы по евроинтеграции (закон от 26 марта 2025г) и сближению с США (например, совместные учения в 2025г). Основные нарративы:

  • «Запад хочет превратить Армению в колонию», игнорируя ее национальные интересы.
  • «США и ЕС не защитят Армению от Азербайджана, только Россия может это сделать».
  • Распространение слухов о «секретных планах» Запада по «разделу Армении» между Турцией и Азербайджаном.

Москва также попытается сорвать работу миссии ЕС на границе (EUMA), продолжая обвинять ее в тандеме с Баку в «шпионаже» или «провокациях». Одновременно Россия будет поддерживать антизападные акции, включая протесты против сотрудничества с США и ЕС, организованные через свои прокси.


Риски для армянской государственности

Стратегия России несет серьезные риски для Армении, которые могут проявиться до и после выборов 2026г.

1. Угроза демократическим институтам

Успех коррумпированных фигур по типу условного Гукасяна подрывает доверие к демократическим процессам. Если Россия и ее прокси смогут консолидировать оппозицию и привести к власти марионеток, это может привести к реставрации авторитарного режима, зависимого от Москвы. Демократические институты, и без того хрупкие после революции 2018г, окажутся под угрозой, особенно если протесты выйдут за институциональные рамки.

2. Усиление внутренней нестабильности

Российская стратегия дестабилизации через протесты, дезинформацию и экономическое давление может привести к росту внутренней напряженности. Регионы, такие как Гюмри, станут очагами протестов, которые могут перерасти в столкновения с властями. А если правительство Пашиняна пойдет на жесткое подавление в логике восстановления законности, это сыграет на руку России, усиливая нарратив о «диктатуре» и подрывая легитимность власти.

3. Риск внешней эскалации

Россия может использовать напряженность на армяно-азербайджанской границе для провокаций, представляя себя «гарантом безопасности». Это особенно опасно в контексте давления Азербайджана, который продолжает наращивать военный потенциал при поддержке Израиля и Турции. Задачей Москвы будет суметь «отбелить» себя и убедить значимую часть армянского общества в необходимости «возвращения к России» для защиты от Баку, что, в ее логике, может привести к отказу от прозападного курса и «добровольной» интеграции в «союзное государство» как наименьшее из зол.

4. Угроза суверенитету

Идея «союзного государства в статусе Беларуси», озвученная Гукасяном, раскрывает реальные планы Москвы на период до 2026г и представляет прямую угрозу суверенитету Армении. В случае реализации этого сценария Армения утратит независимость, став сателлитом России, как Беларусь. Это сделает невозможным дальнейшее сближение с США и ЕС, а также ослабит позиции Еревана в переговорах с Азербайджаном, который может воспользоваться ситуацией для новых территориальных претензий, например, по т.н. «зангезурскому коридору», а Москва придет с предложением, «от которого невозможно отказаться» – отдать этот коридор де-юре ей самой, так же как «наименьшее из зол».


Контрмеры для Армении

Чтобы противостоять российской стратегии, Армении необходимо предпринять ряд последовательных шагов:

  • Укрепление демократических институтов: проведение реформ, включая усиление независимости судов, модернизацию и повышение эффективности правоохранительных органов, их зачистку от пророссийских элементов, разработку законодательства против гибридных угроз, что поможет минимизировать влияние российских прокси.
  • Информационная политика: власти должны активно противодействовать дезинформации, создавая собственные медийные платформы и разъясняя выгоды прозападного курса. Важно работать с регионами, где российская пропаганда наиболее эффективна. Важно понимание того, что «сотрудничество с Россией в области культуры и образования», при всей «безобидности», традиционно используется Москвой для расширения своего влияния, тем более, когда в таком «сотрудничестве» замешаны такие государственные структуры как «Россотрудничество», «русские дома» и т.д.
  • Экономическая диверсификация: снижение зависимости от России через развитие торговли с ЕС, США, Канадой, Арабским миром и Индией поможет ослабить экономическое давление Москвы. Инвестиции в регионы, такие как Гюмри, снизят социальную базу для пророссийских сил.
  • Ускорение интеграции с Западом: углубление сотрудничества с США и ЕС, включая военные поставки и дипломатическую поддержку, создаст противовес российскому влиянию. Миссия EUMA должна быть расширена, как уже предложил глава МИД Франции, а переговоры о стратегическом партнерстве с Западом ускорены, в том числе – вокруг европейской архитектуры безопасности и обороны. Представляется крайне важным финализация переговоров США касательно будущего ядерной энергетики Армении, а также переключения действующих мощностей с «Росатома» на Westinghouse Electric, положительный опыт которого есть у ряда стран, в т.ч. у Украины, расторжение концессионного соглашения с РЖД, что является вполне реалистичной задачей.
  • Работа с обществом: власти должны усилить диалог с регионами, предлагая конкретные и адресные решения местных проблем (безработица, инфраструктура), чтобы снизить восприимчивость населения к популизму.


Заключение: почему России должно стать в Армении как можно меньше

Выборы в Гюмри стали тревожным сигналом: Россия, используя гибридные методы, способна эффективно влиять на политические процессы в Армении, особенно в регионах. До 2026г Москва будет генерировать устрашение, хаос, консолидировать своих лоялистов в оппозиционный фронт, усиливать информационное давление, использовать экономические рычаги, пестовать и поддерживать коррумпированных лидеров, чтобы подорвать власть Пашиняна, сорвать сближение с Западом и интегрировать Армению в «союзное государство». Эти действия несут угрозу демократии, внутренней стабильности и суверенитету Армении, особенно в условиях продолжающегося давления со стороны Азербайджана. Для противодействия Армении необходимо укреплять институты, развивать информационную политику, диверсифицировать экономику и ускорять интеграцию с Западом, одновременно работая с обществом, чтобы минимизировать влияние российских прокси. России должно стать как можно меньше. Это вопрос национальной безопасности, причем экзистенциального уровня, требующее безотлагательных мер, в соответствии с европейскими стандартами и практиками, европейским опытом. Без этих мер риск реставрации пророссийского режима и утраты независимости останется высоким.

03.05.2025г

Рубен Меграбян

Ассоциированный эксперт Армянского Института международных отношений и безопасности

Ереван, Армения