От «смерти мозга НАТО» до Рамштайнской коалиции
Период после 2020 года в политике единственной сверхдержавы характеризуется глубинной трансформацией приоритетов в связи с тектоническими изменениями в международных отношениях, связанными с «кризисом лидерства», который, в частности, проявляется в виде:
– отсутствия (или ощущения отсутствия) «мирового полицейского» в условиях продолжающегося кризиса либеральной демократии;
– бепрецедентной консолидации государств с авторитарным режимом с антилиберальной и антидемократической внутренней политикой, ревизионистской внешней политикой, с претензиями на изменение существующего «несправедливого» миропорядка и реализацию неоимперских стратегий, с претензиями на «право» ограничивать суверенитет других, прежде всего – соседних государств;
– роста числа размороженных конфликтов, их перехода в силовую фазу, что позволяет многим наблюдателям, политикам и экспертам говорить о начале новой мировой войны, переходе существующего мирового порядка в «мировой беспорядок»;
– недееспособности институтов, сформированных в период после 1945 г. и продолжающих функционировать после полного поражения СССР в Холодной войне, его развала и возникновения (воссоздания) постсоветских независимых государств;
– нарастания в предшествующий период (президентства Д.Трампа) сомнений касательно состоятельности союзов демократий с Америкой, прежде всего – в Европе и Азии, и тревог «малых» (и «немалых» тоже) стран с демократическим режимом в контексте предстоящих президентских выборов в США (ноябрь 2024).
«То, что мы сейчас наблюдаем, – это смерть мозга НАТО. У нас нет координации по стратегическим решениям между США и их союзниками по альянсу», – с полным основанием заявлял 7 ноября 2019 г. британскому The Economist президент Франции Э.Макрон. Но по состоянию на январь 2024 г. тот же Э.Макрон, президент во втором сроке правления, уже является политиком с принципиально иными подходами. Так, президент Франции отказался от давнего сопротивления Парижа расширению НАТО и «пытается наверстать упущенное», «расчищая путь» Украине не только в военный блок, но и в Европейский союз (Bloomberg со ссылкой на источники среди европейских дипломатов, июль 2023).
Такие же просматриваются перемены в виде роста стратегической решимости – и у других ключевых союзников США:
– с Британией в 2021 г., 80 лет спустя, США «обновили» Атлантическую Хартию с намерением «укреплять институты, законодательство и нормы, которые призваны адаптировать международное сотрудничество к новым вызовам»;
– Германия, ключевой союзник Америки в Европе, избавляется от комплекса вины после двух мировых войн и ставит оборонную промышленность на рельсы перевооружения, а в 2022 г. выделила €100 млрд. на модернизацию Бундесвера. «Основная цель — защитить свободу и демократию страны, подняв обороноспособность немецкой армии», – заявил канцлер Германии Олаф Шольц в мае 2022 г., три месяца спустя после нападения России на Украину.
– Япония, ключевой союзник США в Азии, перевооружает свои Силы самообороны, планируя израсходовать до 2027 г. на военные цели до $330 млрд дополнительно к запланированному, избавляясь от груза «принудительного пацифизма» – того же наследия Второй мировой.
– США и Индия фиксируют исторически беспрецедентное сближение, объявляя о создании «Оси Добра», «Альянса Века» между двумя «великими демократиями» – первой и третьей по объему экономиками мира.
– перезагрузка и гармонизация отношений не только с вышеперечисленными ключевыми союзниками в соответствии с новым характером и масштабом вызовов, но и с десятками другими союзными странами, формирование консенсуса в рамках «Большой семерки» по Украине (11 октября 2022 г.), Рамштайнской коалиции для оказания военной помощи Украине, другие события.
Безусловно, главные «пусковые площадки» вышеуказанных перемен – преступная российская агрессия против Украины с целью ее уничтожения и поглощения как «части русской земли и русского народа» и беспримерное сопротивление украинской нации интервентам, несмотря на, казалось бы, фатальный перевес в пользу РФ. Также присутствует переосмысление китайской угрозы (и не только в отношении Тайваня). Всё это повлияло на расстановку сил, распределение общественных предпочтений во многих странах и регионах, на позиционирование разных государств н негосударственных субъектов в системе мировых конфликтов. И регион Южного Кавказа не мог не оказаться в фокусе внимания США, а также европейских и азиатских союзников Вашингтона, следующих как за общими, так и отдельно собственными интересами, что является в данном случае предметом рассмотрения.
Новое в Кавказской политике США после 2020 года
На фоне войны России против Украины происходит ремоделирование всего постсоветского пространства – Новой Восточной Европы (Украина, Молдова), Юго-Восточной Европы (Армения, Грузия, присоединившийся к Движению Неприсоединения Азербайджан) и Центральной Азии, которое базово выражается в переосмыслении и трансформации интересов постсоветских государств-субъектов. К этому подталкивают, с одной стороны, неприкрытые действия Москвы по подрыву способности постсоветских государств-субъектов к следованию в русле собственных национальных интересов, принятию суверенных решений на основе соображений о национальном благе. С другой стороны, тотальный дипломатический бойкот в отношении Москвы со стороны международного сообщества, исторически беспрецедентный санкционный режим против России – вынуждают постсоветские страны к пересмотру всей системы отношений с внешним миром и к новым региональным решениям в интересах безопасности и развития.
Учитывая географическое положение стран с вызовами одного порядка, фундаментальным фактором в продвижении региональных стратегий, безусловно, являются новые сухопутные коммуникации и новые логистические решения, интерес к которым стали проявлять крупные страны и сообщества – Турция, Иран, Индия, Китай, арабские страны, и прежде всего – США в союзе с ЕС.
Вопрос, с другой стороны, актуализируется еще и тем, что Россия через постсоветские страны налаживает каналы «параллельной» торговли в целях нейтрализации воздействия санкций против ее экономики – «мотора» военной машины в ее войне против Украины. Оказывается давление на эти страны с использованием их зависимости от российского рынка – безотносительно их членства или отсутствия в ЕАЭС, ОДКБ или СНГ. Тогда как сами постсоветские страны, особенно в Центральной Азии (с запасами углеводородов), имеют затруднения в организации прямой продажи своих ресурсов в обход России. Те же самые резоны касаются и стран Южного Кавказа как стран-потенциальных транзитеров. Важнейшим бонусом в данной трансформации интересов является укрепление независимости и суверенитета постсоветских стран, увеличение их возможностей по защите национальных интересов перед лицом неоимперских амбиций Кремля. В этом их естественными единомышленниками являются США и их европейские союзники, позиционирующие в данном вопросе в едином ключе.
Вашингтон в союзе с Брюсселем стал инициатором концепта внутренне диверсифицированного коридора из Центральной Азии в Турцию и Черное море – через Южный Кавказ. Неурегулированные отношения между Арменией и Азербайджаном рассматриваются в качестве препятствия, которое следует преодолеть скорейшим образом.
Видение параметров будущей трансрегиональной магистрали огласил 15 ноября 2023 г. в Конгрессе США помощник госсекретаря Джеймс О`Брайен в ходе слушаний под названием «Будущее Нагорного Карабаха». Слушания продлились примерно полтора часа, и лишь от силы десять минут были посвящены непосредственно будущему Нагорного Карабаха, тогда как основным лейтмотивом слушаний были интересы США в вопросе коридора из Центральной Азии до Турции и Черного моря. Обращает внимание также тот факт, что в отличие от большинства случаев, инициатором слушаний выступил Госдепартамент, а не конгрессмены.
Видение США касательно будущей трансрегиональной магистрали сформировалось в результате ускоренной и кропотливой работы, на результаты которой повлияли разные группы интересов – аппараты Госдепартамента, Пентагона, разведслужб, топливно-энергетические компании, условно «протурецкие» и «проазербайджанские» и условно «проармянские» группы интересов, в том числе Armenian Assembley of America (ААА) в Вашингтоне, посольства Армении, Азербайджана и Турции (по подтвержденной информации), ключевые аналитические центры, профессионально занимающиеся вопросом и данными регионами (Atlantic Council, Carnegie Endowment и др.).
Главное из заявлений О’Брайена в его выступлении в Конгрессе по коммуникациям:
– «Страны Центральной Азии сейчас ищут новый способ доставки своей продукции на рынок. Эта дорога может проходить из Азербайджана в Грузию или через Армению в Турцию. Мы говорили, что транзитный маршрут, построенный с согласия и при участии Армении, может дать огромный импульс странам региона и мировым рынкам»;
– «Мы пытаемся проложить путь, который ясно покажет, какие преимущества будут на пути к миру [между Арменией и Азербайджаном] и какую цену придется заплатить в случае уклонения от него»;
– «Ближайшие недели будут чрезвычайно важны для проверки того, в какой степени стороны готовы выйти за рамки добрых намерений и сказать «да». Потому что, как мы знаем, сказать «да» — самая сложная часть переговоров»;
– «Мы четко заявили, что отношения с Азербайджаном не будут нормальными после 19 сентября, пока мы не увидим прогресс в мирных переговорах. По этой причине мы отменили несколько визитов высокопоставленных лиц и осудили действия Баку. Поправка 907, запрещающая военную поддержку Азербайджана, будет оставаться в силе до тех пор, пока ситуация не улучшится»;
– «Баку сейчас выступает на переговорах с позиции силы, однако даже победившая сторона должна знать меру и пойти на сделку, а не ждать более выгодного предложения». Далее: «Посредники также работают с Турцией, чтобы донести это послание до Алиева»;
– Мир позволит Армении и Азербайджану снизить влияние России и Ирана в регионе, с другой стороны, расширить сотрудничество с Западом. «Мы ожидаем, что в ближайшие недели у нас будет больше контактов на высоком уровне по этой теме». Далее: «Ереван и Баку должны принять решение». «Теперь им предстоит сделать выбор: хотят ли они, чтобы будущее было закреплено на полюсе Россия-Иран как главном гаранте безопасности региона? У них также есть возможность выбрать другой вариант»;
– «Этот экономический коридор, который мы обсуждаем, начнется из Центральной Азии в Азербайджан, Армению и Турцию. Таким образом, у Турции есть явный экономический интерес стать конечной точкой этого пути. Это элемент, которого раньше не было на мирных переговорах, и мы хотим, чтобы он был центральным во всех расчетах»;
– «Анкара также хочет воспользоваться возможностями, созданными в регионе».
Главное из заявлений в Конгрессе по Армении-Азербайджану, а также роли России
Дж. О’Брайен:
– После 44-дневной войны Баку почти три года требовал от Армении «Зангезурский коридор», угрожая открыть его силой, если Армения не согласится. В последние месяцы угрозы Алиева приобрели иной характер: «Армения не хочет, они соединятся с Нахиджеваном и Турцией через территорию Ирана». Однако О’Брайен подчеркнул: «Оба варианта неприемлемы для Вашингтона». «Транзитный коридор, который будет открыт силовым путем или иным способом с участием Ирана, получит очень жесткий ответ с применением всех имеющихся средств»;
– Это не только вопрос армяно-азербайджанских отношений. «Разблокирование дорог на основе принципа суверенитета также будет способствовать усилению санкций против России»;
– «Правительство Армении разработало инструменты, позволяющие узнать, какие компании занимаются торговлей в обход санкций и помогают России. Однако есть лазейки, которые остаются вне контроля»;
– «После прекращения огня 2020 года российские войска фактически контролируют два важных пограничных пункта на пути из Армении в Россию. Один в аэропорту, другой – на наземном переходе из Армении в Азербайджан. Армения не контролирует грузы, проходящие через эти пункты, поэтому нам необходимо найти более устойчивый способ самоуправления Армении и вывода российских миротворцев по истечении их пятилетнего срока. Это возможно только в том случае, если мы будем активно участвовать в мирном процессе, и если мы будем оставаться в стороне, то Россия продолжит контролировать границу»;
– «Армяне Нагорного Карабаха должны иметь право беспрепятственно вернуться домой, их собственность и культура должны быть сохранены, а Азербайджан должен предоставить адекватную информацию об условиях, созданных для армян Карабаха, чтобы люди могли принять решение, где они хотят жить»;
– По заданию госсекретаря Госдепартамент начал расследование, чтобы выяснить, как обезлюдел Карабах, кто что сделал, и не только 19 сентября, но и также за несколько месяцев до этого.
Замдиректора USAID Александр Соколовский:
«В случае с Арменией, чтобы усилить сопротивление и снизить зависимость от России, Вашингтон работает в ряде секторов, от энергетики до сельского хозяйства». Далее: «США пытаются создать альтернативу российским монополиям». Далее: «Среди них торговля, энергетика и жизненно важная инфраструктура, информационные системы и даже сельское хозяйство. Мы работаем с коллегами из Госдепартамента, чтобы начать обсуждение с правительством Армении того, что они могут сделать, например, чтобы уменьшить зависимость от российской пшеницы и муки».
Приоритеты Еревана в отношениях с США на текущем этапе: российский контекст и российское «наследие»
По определению посла Армении в Вашингтоне Лилит Макунц (Радио Азатутюн), приоритетами Армении по-прежнему остаются безопасность, нерушимость границ, суверенитет, независимость, демократия Республики Армения. Это ориентиры, и все шаги, в том числе в Вашингтоне, направлены на служение и защиту этих фундаментальных интересов. Еревану следует двигаться в направлении постоянного увеличения темпов в армяно-американских отношениях, сказала посол.
«Развитие армяно-американских отношений и сохранение и регулирование добрососедских отношений со всеми соседями по региону не противоречат друг другу. Шаги Армении не направлены против какой-либо третьей страны, а направлены на всестороннюю защиту наших жизненно важных интересов», – подчеркнула Л.Макунц.
В то же время, проявляется очевидный тренд ухода Баку от идеи продолжения переговоров с Арменией на западных площадках, будь то в Европе или в США.
На данный момент соглашения со стороны Азербайджана о проведении встречи в Вашингтоне нет, заявила Макунц, напомнив, что в Армении находился старший советник США по кавказским переговорам Луис Боно, который также обсуждал возможность проведения мирных переговоров в Вашингтоне. «На данный момент нет ясности, нет согласия», – сказала посол.
Луис Боно, кстати, после Еревана в Баку не приезжал, и американская и азербайджанская стороны официально не объяснили почему.
Официальный Баку в последнее время активно говорит о двусторонней встрече без посредников. В конце прошлого года Баку отменил переговоры министров иностранных дел в Вашингтоне, обвинив США в предвзятости.
Однако обращает внимание отсутствие инцидентов на армяно-азербайджанской границе, а также факт достижения договоренности между аппаратами глав государств 7 декабря 2023 г., в результате которой освобождены 32 гражданина Армении (в разном статусе, но не все) и 2 осужденных азербайджанских военнослужащих.
С другой стороны, невзирая на «металлические нотки» в 2,5-часовом интервью Ильхама Алиева от 11 января с.г., Никол Пашинян неделю с лишним спустя выступил с тремя тезисами:
– В ходе мирного процесса Армения ожидает от Азербайджана гарантий отсутствия скрытых территориальных претензий и готова взаимно предоставить такие же гарантии Азербайджану;
– К ситуации можно относиться по-разному, но к ситуации следует относиться как к рабочему процессу, которым следует продолжать управлять до тех пор, пока не будут даны ответы на вопросы;
– Мир между Арменией и Азербайджаном теоретически возможен. И ведь разговоры последнего периода шли в том направлении, что Армения и Азербайджан не имеют друг к другу территориальных требований и взаимно обязуются не предъявлять подобных территориальных требований и впредь.
Стало быть, Армения привержена продолжению переговорного процесса с Азербайджаном, что и, собственно, происходит в настоящее время в двустороннем формате без посредников.
Тем самым, полностью несостоятельны тезисы об «опасности» сближения Армении с Западом с точки зрения интересов региональной стабильности якобы из-за того, что процесс представляется как «розыгрыш армянской карты против Азербайджана», или же «сближение Армении с Западом подогревает армянский реваншизм», затем следует «вывод» – «Россия – за мир, а Запад – против».
Более того, после отказов Баку от продолжения переговорного процесса на западных площадках отношения Армения-ЕС и Армения-США рассматриваются уже вне контекста процесса между Ереваном и Баку и отношений США-Азербайджан, ЕС-Азербайджан. То же самое – на отдельных треках отношений, которые выстраиваются отдельными странами-членами ЕС, Канадой и даже Британией. А вопрос давления на Азербайджан «руками Армении» вообще не стоит – ни перед Ереваном, ни по природе. Поскольку при желании или необходимости есть множество других рычагов, а усиление суверенитета, оборонного потенциала, экономического роста в Армении и т.д. – все это рассматривается в рамках международно признанных границ Армении и Азербайджана, коими являются границы от 1991 года.
Выводы и наблюдения
1. Процесс сближения Армении с США и союзниками, дистанцирования от России и снижения российского присутствия в Армении необратим и носит объективный характер, что подкрепляется революционными изменениями в общественном мнении, фиксируемыми, в том числе, периодическими соцопросами. Процесс будет все меньше зависеть от позиционирования третьих субъектов и будет следовать в логике управления рисками и минимизации возможных шоков разного характера (экономических, политических и т.д.)
2. В Ереване и Вашингтоне наблюдается всё более стойкий тренд: Армения и США с союзниками (европейскими и азиатскими) фиксируют и реализуют общность целей, интересов и ценностей, тогда как в отношениях с Азербайджаном фиксируется тренд противоположного характера и направленности. Утверждение кандидатуры Грузии на членство в ЕС не только стимулирует данный тренд, но и придает конкретные очертания, новое качество, и обретает по меньшей мере значение регионального уровня. Увеличение числа европейских наблюдателей на армяно-азербайджанской границе, де-факто замораживание участия Армении в ОДКБ, циркулирующий в США и Европе нарратив о необходимости введения санкций против Азербайджана и его руководителей также существенно снижает вероятность и повышает политическую цену нарушения международно признанных границ в регионе с применением военной силы. А ограничительные меры, в том числе поправка 907 Акта о защите свободы, согласно принятому Сенатом США закону S3000, будут действовать в отношении Азербайджана до заключения мира с Арменией. После президентских выборов в Азербайджане, скорее всего, Вашингтон выступит с новой инициативой переговоров между Ереваном и Баку на американской площадке.
3. Россия вела и продолжает вести дела с Арменией в логике «а куда вы денетесь», чем и подсказывает – как Армении продолжать вести дела с ней: именно созданием альтернатив, чтобы было понятно и осязаемо – «куда можно и нужно деться». Поэтому, официальный Ереван открытым текстом и на самом высшем уровне заявляет: диверсификация – абсолютный приоритет текущего момента и видимой перспективы, по крайней мере – до конца 2024 года.
4. Возможности, которые могут открыться перед странами Центральной Азии и Южного Кавказа посредством создания надежного, защищенного, подкрепленного масштабными инвестициями транспортного коридора, исторически беспрецедентны с точки зрения становления национальной государственности, интересов национальной, региональной и международной безопасности и человеческого развития для всех стран.
5. Абсолютно очевидно, что успех реализации идеи обусловлен успехом процесса минимизации российского присутствия и влияния в регионах и полного выдворения из процессов переговоров, а также демотивации Баку в продолжении «союзнического взаимодействия между РФ и Азербайджаном» согласно одноименной декларации от 22 февраля 2022 г. и других, возможно, кулуарных договоренностей по координации давления на Ереван.
6. В политической составляющей проекта надежной и безопасной межрегиональной коммуникации одним из главных мотивов является стремление нейтрализация влияния и стратегическое сдерживание Китая, обнуление российского влияния в постсоветском пространстве, в том числе – в интересах успеха Украины в войне с Россией.
7. На текущий год риски связаны с турбуленцией ввиду электоральных процессов в США, ЕС, Азербайджане (очевидная возможность задержки с подписанием мирного договора с Арменией), а также ходом войны в Украине. По имеющейся информации, по мере стабилизации ситуации в регионах энергетические корпорации США, ЕС и Британии намерены выступить с масштабными инвестиционными предложениями, – и речь идет не только об углеводородах, но и касаемо ядерной и возобновляемой энергетики.
Рубен Меграбян, Армянский Институт международных отношений и безопасности Ереван, Армения