О контекстах, ожиданиях сторон и «домашней работе» Еревана
Визиты трех заместителей госсекретаря США в Армению в течение июня-июля с.г., а между ними – визиты двухпартийной делегации Конгресса США и директора USAID, а также перевод армяно-американских военных учений Eagle Partner на периодическую основу – демонстрируют стремление Еревана и Вашингтона институционализировать и материализовать многосекторность двусторонних отношений, юридически и политически обозначить новое содержание стратегического партнерства с учетом вызовов, перед которыми стоит Армения, как в регионе, так и в контексте текущих процессов на всем бывшем постсоветском пространстве.
Нынешняя динамика армяно-американских отношений, тем самым, будучи самоценной с точки зрения и Еревана, и Вашингтона, несомненно, содержит региональное измерение. Под регионом здесь нужно понимать не только и не столько Южный Кавказ, который стал восприниматься как Юго-Восточная Европа, но и в более широком охвате, включающем Центральную Азию и Турцию. Армяно-американские отношения также являются в определенной мере следствием формируемых в регионе интересов США в контексте процесса становления построссийкого миропорядка, центральным событием которого, безусловно, является развязанная Россией война против Украины.
Встреча высокого уровня в Брюсселе 5 апреля с.г. между премьером Армении, госсекретарем США и председателем Еврокомиссии положила начало стратегическим договоренностям между Арменией, США и Европейским Союзом, и рассматриваемые ниже события июня-июля с.г. представляются как шаги, направленные на конкретизацию, детализацию и материализацию достигнутых принципиальных договоренностей.
Пять визитов за два месяца
10-12 июня. Помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Джеймс О’Брайен посетил Ереван. Состоялось заключительное заседание американо-армянского стратегического диалога под его сопредседательством. А заключительным оно было, поскольку стороны договорились перевести отношения на уровень стратегического партнерства, и для последующих заседаний будет сформирована совместная Комиссия по стратегическому партнерству. Итогом стали подписание соглашения о сотрудничестве в таможенной сфере, что, цитата «откроет новые возможности для торговли и облегчит для бизнеса торговлю в ближайшие годы. Это часть обещаний, о которых мы говорили в Брюсселе». Стороны также обсудили продолжение поддержки правительству Республики Армения в целях продвижения реформ в различных сферах, мирный договор между Арменией и Азербайджаном, процесс делимитации границы на основе Алматинской декларации 1991г, проекта правительства Республики Армения «Перекресток мира» и его принципов.
Позже, в ходе слушаний в Конгрессе США 27 июня с.г., перед визитом в Баку, Дж.О’Брайен заявил, что установление мира на Южном Кавказе является задачей не только Азербайджана, но и стран Центральной Азии. Отвечая на вопрос, готов ли он в ходе предстоящего визита в Азербайджан донести до президента Алиеву четкий сигнал о том, что любая дальнейшая угроза или агрессия против Армении будет иметь последствия, О’Брайен ответил, что позиции с президентом Алиевым определены. «Пришло время – установить мир. И это задача не только Азербайджана, который надеется, что его зауважают как мирового лидера, когда он примет COP29, это задача всего региона и Центральной Азии. Все эти страны сейчас осуществляют экспорт в другие регионы мира только через территорию Китая или России, а чтобы иметь выход, им следует попытаться сделать это через Азербайджан. Один маршрут пролегает через Грузию к Черному морю, а другой, потенциально гораздо более крупный, пройдет через Азербайджан, Армению и Турцию. И в связи с этим нам нужен мирный договор между Азербайджаном и Арменией, чтобы положить конец войне и ужасному конфликту, существующему с 90-х годов. Наше послание заключается в том, что пришло время заключить мир».
Неделю спустя, первый заместитель госсекретаря США по вопросам управления и ресурсов Ричард Верма 17-19 июня с официальным визитом посетил Ереван, где принял участие в армяно-американской конференции, посвященной вопросам демократии в сфере местного самоуправления, в составе делегации – мэры ряда американских городов, в т.ч. имеющих армянское происхождение (это первый официальный визит делегации мэров городов и общин США). В его визите был также большой удельный вес культурного и исторического компонента – ознакомление с кухней, историей страны и т.д. В фокусе внимания – повышение устойчивости (resilience) и наращивание потенциала (capacity building) Армении. Кстати, эти два слова на английском языке касательно Армении красной нитью проходят в риторике практически всех американских официальных лиц начиная с трехсторонней брюссельской встречи 5 апреля с.г. Примечательной деталью визита Ричарда Верма стала его неформальная встреча с чрезвычайными и полномочными послами США, Индии и Франции в Республике Армения, главой Делегации Европейского Союза и с заместителем министра иностранных дел Армении Паруйром Ованнисяном, курирующим западное направление внешней политики Армении.
2-5 июля с.г. Армению посетила представительная двухпартийная делегация Конгресса США во главе с сенатором-республиканцем Роджером Уикером, старшим республиканским членом Хельсинкской комиссии США, известной как Комиссия по безопасности и сотрудничеству в Европе. Сенатор Уикер также является старшим республиканским членом сенатского комитета по вооруженным силам. В составе делегации – председатель Хельсинкской комиссии, член Палаты представителей Джо Уилсон (республиканец, Юж.Каролина): сопредседатель, сенатор Бен Кардин (демократ, Мэриленд), который также возглавляет сенатский комитет по международным отношениям; сенатор Джон Корни (республиканец, Техас), член палаты представителей Роберт Адерхольт (республиканец, Алабама), член палаты представителей Ричард Хадсон (республиканец, Сев. Каролина), член палаты представителей Трент Келли (республиканец, Миссисипи) и представитель Палаты представителей Энди Харрис (республиканец, Мэриленд).
Трехдневный визит конгрессменов, их встречи в парламенте и правительстве Армении завершились пресс-конференцией, на которой прозвучали примечательные заявления. «Мы думаем, что знали довольно много о ситуации и соседстве. Но этот визит позволил нам узнать гораздо больше. То, что мы узнали, еще раз подтвердило, что Армения находится в сложном соседстве, есть проблемы по всем направлениям». «В мире и в этом регионе есть силы, которые пытаются разрушить демократию и свободу. И Армения проявляет в этом вопросе большую решимость и волю, чтобы этого не допустить. И сейчас, как никогда, ясно, что правительство и народ Армении хотят видеть мирное соглашение между Арменией и Азербайджаном, хотят, чтобы оно было завершено и подписано, чтобы была завершена демаркация и демаркация, последние военнопленные были освобождены».
Сенатор Уикер (по случаю его визита в Ереван российская пропаганда ему «припомнила» призыв нанести ядерный удар по России) из Еревана обратился также к Азербайджану: «Хочу обратиться к нашим азербайджанским партнерам и другим членам ОБСЕ: остерегайтесь того, к чему может привести объединение с путинской Россией. Я хочу посоветовать нашим друзьям в Азербайджане попытаться понять цену свободы, ценность свободы. И мы видели это много раз, я хочу передать это предупреждение всем тем, кто находится в Азербайджане, берегитесь, чтобы «большой русский медведь» не попытался в очередной раз занять доминирующее положение над республикой бывшего Советского союза».
Всего три дня спустя, директор USAID Саманта Пауэр посетила Армению 8-11 июля с официальным визитом, «чтобы подтвердить углубление партнерства США с Арменией, подчеркнуть поддержку USAID программы реформ правительства Армении и продвигать усилия по повышению устойчивости Армении». «Соединенные Штаты подтверждают свою непоколебимую поддержку демократии Армении, экономической устойчивости, суверенитету и территориальной целостности», – подчеркнуло в сообщении армянское представительство USAID, а также то, что это второй визит Саманты Пауэр в Армению за последний год, и она намерена использовать его для углубления сотрудничества между странами. Состоялись встречи в правительстве и с неправительственными организациями, также с беженцами из Нагорного Карабаха. USAID предоставит новое финансирование в размере $5 млн для поддержки сотрудничества между Amazon Web Service и правительством с целью внедрения облачной инфраструктуры и наращивания потенциала в Армении с целью обеспечения кибербезопасности и защиты данных. Достигнута договоренность о содействии USAID Армении в организации менеджмента «Перекрестком мира» после заключения мирного договора с Азербайджаном.
Два дня спустя, 13-17 июля, Армению с официальным визитом посетила заместитель госсекретаря США по вопросам гражданской безопасности, демократии и прав человека Узра Зея. В Ереване она заявила о намерении США укрепить сотрудничество с Арменией. Основные направления включают продвижение верховенства закона, борьбу с коррупцией и реформу судебной системы. Она провела встречи с высокопоставленными армянскими должностными лицами и представителями гражданского общества. Одной из ключевых целей визита является обсуждение вопросов прав человека, борьбы с коррупцией и свободы прессы. «Этот визит подчеркивает важность диалога и взаимодействия между двумя странами в продвижении общих демократических ценностей», – говорится в официальном пресс-релизе. В ходе визита Узра Зея подтвердила решение США командировать официального представителя в Министерство обороны Армении для содействия в проведении реформ в сфере обороны и модернизации ВС Армении. Она подчеркнула, что это начало нового стратегического этапа в двусторонних отношениях между США и Арменией.
При этом, вице-госсекретарь заявила, что продолжающееся де-юре членство Армении в ОДКБ «не является препятствием» для этого, отметив параллельно, что в российском присутствии в Армении «нет ничего положительного», хотя данный вопрос является «предметом решений» Армении.
Резюме
Обращает на себя внимание следующее:
– «Разнопрофильность» высокопоставленных визитеров, с беспрецедентно плотным графиком посетивших Армению, свидетельствует о намерении сторон повысить уровень отношений «насколько это возможно» при текущем статус-кво отношений Армении с Россией и переговоров с Азербайджаном.
– Фактом остается то, что при всей беспрецедентности графика и повестки американских визитов в Армению, в «сухом остатке» мало договоров и мало «финансовых вложений в намерения». Это может создать впечатление, что «разговоров много, дел мало».
– Однако, происходящее укладывается в логику общего процесса – ослабления морально-политически обанкротившейся и становящейся все более токсичной России в регионе, и стремление Еревана и Вашингтона повысить уровень отношений – это стремление совместно управлять заполнение создавшегося регионального вакуума, управлять рисками, а сближение сделать фундаментом для разных проектов, которые будут составлять содержание отношений уровня стратегического партнерства, поскольку стороны зафиксировали общность целей, интересов и ценностей.
Контексты
Армяно-американское сближение является ключевым направлением и важнейшей составной частью процесса диверсификации всех политик Армении, процесса сближения Армении с Западом и азиатскими демократиями, в первую очередь с Индией.
– Армяно-американское сближение происходит параллельно со сближением Армении и ЕС. 22 июля зажжен зеленый свет процессу переговоров об установлении безвизового режима и началу партнерства в рамках программы Европейского инструментария мира, по которому Еревану будет оказано содействие в укреплении ВС, гражданской обороны и др. в виде поставок нелетальной помощи и разного оборудования. Также, готовится к подписанию в ближайшее время новый политический договор, выходящий за рамки главного договора между Арменией и ЕС – СЕРА (Соглашение о всеобъемлющем и углубленном партнерстве, подписанном в 2017г и вступившим в силу в 2020 г.).
– Иран после трехсторонней встречи 5 апреля в Брюсселе (Пашинян-Блинкен-фон дер Ляйен) значительно лояльнее и с еще большим пониманием относится к естественному сближению Армении с ЕС и США, а в сближении Армении с Индией усматривает себя как прямого бенефициара. В интервью Армянской службе Радио Свобода-Радио Азатутюн посол Ирана в Армении Махди Собхани (уже по факту примечательно) заявил, что Тегеран «уважает суверенное право Армении принимать решения, в том числе в вопросе сближения с ЕС». Посол заявил также, что Иран также может воспользоваться этим сближением, более того – уже пользуется: иранская строительные компании строят участок граница Ирана-Агарак-Каджаран магистрали Север-Юг, таможенный и погранпункт на реке Аракс. И в отличие от Москвы и Баку, Тегеран просто не прокомментировал совместные армяно-американские учения.
– Индия позиционирует как прямой интересант и бенефициар сближения Армения-США и Армения-ЕС, экономического развития и укрепления безопасности Армении, регионального мира и стабильности на Южном Кавказе. Согласно индийской прессе, Армения стала лидером по объемам закупок индийского вооружения, составившим за последний год около 600 млн долларов.
– Очевидный «дрейф» Анкары в сторону рестарта отношений с Западом, усиливающийся «холодок» в отношениях с Россией ввиду объективного расхождения интересов Анкары и Москвы можно считать в своем роде «попутным ветром в паруса» как переговорного процесса Армении и Азербайджана, так и сближения Еревана с Вашингтоном и Брюсселем.
– Переговоры между Арменией и Азербайджаном за последние два месяца также зафиксировали определенные сдвиги. Если Баку после Саммита Европейского политического сообщества в Гранаде всячески избегал западных площадок и третью сторону вообще, хотя лояльно высказывался в адрес России, видимо, зная, что отказ все равно последует из Еревана, то на Саммит НАТО в Вашингтон прибыл глава МИД Азербайджана, и трехсторонний формат восстановлен. Однако, Лондонский «конфуз» показал, что инструментарий, задействованный Вашингтоном, если и оказался достаточным для восстановления трехстороннего формата, то все же оказался недостаточным для продолжения процесса и доведения до логического завершения в срок один месяц, о реалистичности которого заявил Ереван. Вашингтон же (телефонный разговор Блинкен-Алиев, Дж.О’Брайен на слушаниях в Конгрессе) настаивает на мире «немедленно».
– После Вашингтонской встречи глав МИД Армении и Азербайджана, а также оглашения исторического решения Брюсселя 22 июля по началу диалога с Арменией по визовой либерализации и партнерства с Арменией в рамках программы Европейского инструментария мира (EPF) Россия резко ужесточила тон в отношении Еревана: М.Захарова назвала европейское содействие Армении в рамках EPF «угрозой мира в регионе», а Д.Песков выразил «пожелание», чтобы Армения «не повторила судьбу Украины», что в Ереване было воспринято в силу однозначности заявления как прямая угроза вторгнуться на суверенную территорию страны. Удивительным образом, обеим заявлениям вторил официальный Баку, что подтверждает необходимость в еще больших усилиях Армении и Запада по отстранению России от региональных дел и нейтрализации ее злокачественного влияния. Абсолютно очевидно, что данная задача решается ускорением сближения Армении с США, ЕС и азиатскими демократиями, минимизации российского присутствия в стране, твердым следованием мирной повестке в отношениях с соседями.
Для большей части политического класса и политизированного сегмента общества Армении имеется стойкая убежденность в том, что результативность всех вышеизложенных процессов находится в прямой зависимости от того, насколько добросовестно Правительство и политическое большинство выполнят «домашнее задание» по реализации достигнутых договоренностей с США и ЕС, насколько эффективно будут нейтрализованы отдельные островки российского влияния, в т.ч. в госаппарате, а также насколько последовательно российское присутствие (в первую очередь – «силовое», которое, в свою очередь, значительно «измельчало») будет ликвидировано, поскольку сложившееся положение вещей указывает на действенность принципа «большее за большее» в отношениях Армении как с США, так и ЕС, даже если Вашингтон и Брюссель деликатно отмечают, что вопрос находится в поле суверенных решений Еревана.
Рубен МЕГРАБЯН, политический эксперт, Ереван, Армения