Геополитические изменения в регионе Южного Кавказа после Второй Карабахской войны, в том числе и новый баланс сил, объективно уменьшили иранское геополитическое и геоэкономическое влияние в регионе. Как следствие Тегеран активизировался с целью усиления своего экономического присутствия в Азербайджанской Республике (АР) на фоне неопределённых даже транзитных перспектив Республика Армения (РА).
Активизации Тегерана на Южном Кавказе способствуют и новости из Вены, где идут переговоры о возвращении США и Исламской Республики Иран (ИРИ) к соблюдению Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД).
Иными словами, политико-дипломатическое решение иранской ядерной программы позволяет Тегерану, в том числе, усилить внешнеполитическую активность на Южнокавказском направлении и главным образом в отношениях с Баку. Примечательно, что эту активность Тегерана поддерживают официальные власти Китайской Народной Республики (КНР) и Российской Федерации (РФ). Как отметил Президент ИРИ Эбрахим Раиси, Москва и Тегеран создают альтернативный полюс силы.
Воевать нельзя сосуществовать
Реакцией стран Персидского залива на вероятную сделку США с Тегераном, и как следствие – ядерный статус ИРИ, стал отказ от идеи создания военно-политического блока с участием Израиля, способного противостоять продвижению Тегерана на Ближнем и Среднем Востоке. В настоящее время продолжается процесс по восстановлению отношений Королевства Саудовская Аравия (КСА) и ОАЭ с Тегераном.
В арабских странах Персидского залива считают, что Израиль, который с беспокойством наблюдает за процессом сокращения американского военного в Ираке после афганского коллапса, не имеет возможности принудить Тегеран отказаться от своей ракетно-ядерной программы. Поэтому сопротивление «ядерной сделке» США с Тегераном грозит Израилю международной изоляцией, поскольку не оставит еврейскому государству никаких сценариев, кроме военного. Но, израильская «Доктрина Бегина» – политика противодействия распространению, направленная на использование превентивных ударов для прекращения разработки потенциальными противниками оружия массового уничтожения – не остановила Тегеран. Иранская сторона настойчиво продолжает работу в рамках ядерной программы, несмотря на жесткие экономические санкции, киберататки против иранской стратегической инфраструктуры, убийства ученых-ядерщиков и нападений на военные объекты ИРИ на Ближнем Востоке. Сегодня Тегеран близок к освоению полного ядерного топливного цикла.
Полномасштабная военная кампания Израиля по уничтожению эффективно рассредоточенных, замаскированных и защищенных ядерных объектов ИРИ вызовет региональную войну на нескольких фронтах. К примеру, Тегеран отреагирует на нападение на иранские ядерные объекты, нанеся ответный удар по израильским целям и против стран, которые позволили Израилю использовать свое воздушное пространство для нанесения ударов по территории ИРИ.
Иными словами, несмотря на наличие «плана Б», дипломатическое урегулирование путем переговоров в Вене остается единственным продуктивным путем для достижения устойчивого решения ядерной проблемы ИРИ.
По мнению ряда экспертов в области ядерной энергетики, время иранского «прорыва» по разработке ядерного оружия оценивается примерно в один месяц. Очевидно, что США и ЕС не имеют времени для перехода к «плану Б».
Примечательно, что израильские аналитики и бывшие официальные лица, включая экс-премьер-министра страны Эхуда Барака, считают, что ни у Израиля, ни у США нет какого-либо жизнеспособного плана успешного нанесения военного удара по иранским объектам.
Тегеран готов к тактическим ударам по иранским ядерным объектам. В лучшем случае авиаудары временно задержат иранскую программу или снизят возможности по обогащению урана, но военная операция уже не в силах полностью уничтожить стратегический потенциал ИРИ. Военный удар по ИРИ вынудит Тегеран принять окончательное решение о создании ядерного оружия в надежде предотвратить любые будущие нападения и обеспечить выживание режима.
Международные посредники в силах добиться одного результата – подписание жесткого соглашения, устанавливающая четкие ограничения на ядерную программу ИРИ в обмен на эффективное смягчение анти-иранских санкций.
Вероятно, Израиль смирился с тем, что Тегеран приобретет статус ядерной державы. Не случайно премьер-министр Израиля Нафтали Беннет публично заявил, что действия его предшественника Биньямина Нетаньяху, повлиявшего на выход США из СВПД, «были ошибочными».
«Новая страница» …
Официальные власти АР и ИРИ предпринимают серьезные шаги для укрепления двусторонних отношений и расширения торгово-экономического и военно-технического сотрудничества. Азербайджано-иранский товарооборот возрос на 30% по сравнению с предыдущим годом, в грузоперевозках этот рост составляет 62%.
Президент АР Ильхам Алиев на встрече с иранской делегацией 25 января 2022 года, возглавляемой министром дорог и градостроительства Ростамом Гасеми, заявил о новой странице в отношениях с ИРИ. Ведь открытие авиарейса Баку – Тебриз – Баку; передвижение пассажирских поездов по железнодорожной линии Тебриз – Нахчыван; вопросы совместного сотрудничества иранских частных компаний в железнодорожном строительстве, участия в реконструкции освобожденных территорий; строительство автомобильного моста; создание промышленного городка в Джабраильском районе; запуск турбин Худаферинских гидроэлектростанций; начало деятельности погранично-пропускного пункта «Худаферин» являются успешными договоренностями, достигнутыми в ходе визита в Баку Р. Гасеми.
Более того, ИРИ и АР инициируют процесс военного сотрудничества. Об этом свидетельствует визит министра обороны АР генерал-полковника Закира Гасанова в Тегеран и его встречи с начальником Генерального штаба Вооруженных сил (ВС) ИРИ генерал-лейтенантом Мохаммадом Багери, министром обороны и поддержки ВС ИРИ генерал-майором Мухаммедрзой Гараи Аштиани, а также Президентом ИРИ Эбрахимом Раиси.
Самые резонансные и полные смысла заявления, а точнее принципы, прозвучали в Тегеране из уст начальника Генштаба ВС ИРИ генерал-лейтенанта М. Х. Багери:
1. Тегеран всегда признавал территориальную целостность АР и уважал ее суверенитет.
2. Тегеран рад, что АР освободила свои территории от оккупации. К территориальной целостности АР ИРИ относится так же чутко, как к территориальной целостности ИРИ.
3. ИРИ никогда не позволит использовать свою территорию против АР.
4. Тегеран поддерживает предложение Президента АР об установлении сотрудничества в регионе в формате «3+3». Региональные государства обладают возможностями решать проблемы в регионе.
Вышеуказанные принципы объясняются тем, что азербайджано-армянский диалог в соответствии со всеми подписанными документами между Баку и Ереваном, в том числе и приложением к статье 9 Трехстороннего заявления от 10 ноября 2020 года по уточнению ситуации с Зангезурским коридором, а также запуск формата «3+3», снижают обеспокоенность Тегерана, что способствуют потеплению отношений между АР и ИРИ.
В Тегеране возобладало мнение, что официальные власти РА проводят во многих случаях непредсказуемую, а порой провокационную внешнюю политику. В результате недавно Тегеран, Баку и Тбилиси достигли договоренности об организации транзитного маршрута Персидский залив – Черное море. Хотя, ранее Тегеран придерживался иного приоритета в выстраивании транзитного маршрута к Черному морю – через территорию РА.
Вместе с тем, на потепление азербайджано-иранских межгосударственных отношений накладывается российский фактор. В Тегеране и Москве опасаются минимизации геополитического влияния ИРИ и РФ на развитие событий в Кавказском регионе и за его пределами. Москва и Тегеран стремятся нейтрализовать угрозу формирования линии США – Израиль – Турция – АР – РА – Грузия. Кроме того, Тегеран обеспокоен высоким уровнем азербайджано-израильских межгосударственных отношений. В частности, Тегеран тревожит возможное участие израильских компаний в процессе восстановления освобожденных территорий от оккупации вблизи азербайджано-иранской госграницы, т.е. районов Физули, Джебраил и Зангелан. Кстати, Баку пригласил иранские компании участвовать в восстановлении освобожденных от оккупации территорий АР.
Новая архитектура и на Южном Кавказе?
Противостояние по линии США/НАТО – РФ/ИРИ/КНР ускорило процесс более тесной кооперации Москвы, Пекина и Тегерана, в том числе и в сфере безопасности. Так, Тегеран с Пекином уже подписал 25-летнее соглашение о стратегическом партнерстве, которое должно привести к инвестициям Пекина в иранскую экономику в размере $450 млрд. Таким образом, Тегеран стал полноценным участником китайской глобальной инициативы «Один пояс, один путь», предусматривающей инвестиции в транспортную инфраструктуру ИРИ. Но стратегическое соглашение между ИРИ и КНР также предполагает сотрудничество в области разведки, кибервойн, высокоточных навигационных систем, исследований и разработок оружия, а также военной подготовки и обучения.
Сейчас дорабатывается 20-летнее соглашение Тегерана с Москвой. Об этом стало известно по итогам переговоров президентов РФ и ИРИ В.Путина и Э.Раиси, прошедшие 19 января 2022 года в Москве. Детали соглашения, которое Тегеран намерен подписать с Москвой, в целом известны. Приоритет будет отдаваться военно-политическому сотрудничеству. Так, Москва намерена подписать с Тегераном договор о поставках вооружения стоимостью порядка $10 млрд. Тегеран рассчитывает приобрести по меньшей мере 24 многоцелевых истребителя Су-35, ВВС ИРИ уже отобрали 30 пилотов, которые будут учиться летать на Су-35. Кроме того, Тегеран намерен добиться продления срока службы, ремонта и модернизация 20 самолетов МиГ-29 и 25 самолетов Су-24МК, которые находятся на вооружении ВВС ИРИ. Более того, Тегеран может запросить российские системы ПВО С-400.
Вероятная оружейная ирано-российская сделка обнулит т.н. джентльменские соглашения между РФ и Израилем об ограничении продажи современного оружия Тегерану со всеми вытекающими последствиями. Примечательно, что 24 января 2022 года ВКС РФ и ВВС Сирийской Арабской Республике (САР) провели первое совместное патрулирование вдоль Голанских высот рядом с израильской границей, затем по южной границе, вверх вдоль Евфрата и над северными районами САР. С российской стороны в патрулировании участвовали ударные самолеты Су-34, перехватчики Су-35 и самолет дальнего обнаружения А-50. Российские боевые самолеты взлетели с авиабазы Хмеймим, после чего к ним присоединились самолеты МИГ-23 и МИГ-29 ВВС САР с авиабаз в районе Дамаска. В ходе патрулирования ВКС РФ провели серию учебных атак по наземным целям. Сирийцы прикрывали их во время учений и контролировали воздушное пространство. Теперь такие совместные полеты будут проводиться регулярно.
Еврейская газета The Jerusalem Post моментально отреагировала на эту новость: «Российские патрули, по-видимому, являются сигналом о том, что сирийцы и русские будут тесно сотрудничать, чтобы продемонстрировать свое господство (в воздухе САР)».
Э.Раиси кроме всего прочего предложил В. Путину объединиться на фоне санкционного давления, которое оказывают Вашингтон и его союзники. И очевидно, что РФ будет укреплять связи с ИРИ, которые в перспективе трансформируются в ось Пекин – Тегеран – Москва.
Подтверждением сближения можно считать и тот факт, что после ирано-российской встречи в верхах прошли трехсторонние военно-морские учения в северной части Индийского океана, в которых приняли участие ВМС ИРИ, КНР и РФ. Кстати, лозунг совместных учений «Пояс морской безопасности 2022» – «Вместе за мир и безопасность».
ИРИ, КНР и РФ выстраивают многополярный мировой порядок. Российско-ирано-китайское взаимодействие демонстрирует новую архитектуру глобальной безопасности.
Тегеран может одобрить неофициальное присутствие ВМФ РФ сразу в нескольких иранских портах – Чабахар, Бендер-Аббас и Бушер в соответствии с военным элементом 20-летнего стратегического соглашения. В этом случае Москва получит возможность развертывания средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), которые будут охватывать все три ключевые области – электронную поддержку, включая раннее предупреждение применения оружия, радиоэлектронную атаку, которая включает в себя системы радиоэлектронного нападения, а также электронную защиту, в том числе от создания помех противником. В случае реализации этого сценария Москва предоставит Тегерану ЗРК С-400 для эффективного противодействия США и Израилю.
На фоне отказа США и НАТО выполнять требования РФ (в частности, Москва требует не расширения НАТО на Южном Кавказе и не принимать Грузию в Североатлантический альянс), Кремль стремится в союзе со своими партнерами и союзниками (ИРИ, КНР, РА) к консолидации геополитического влияния на Южном Кавказе.
Данный тренд уже проглядывается в работе формата «3+3». Грузия последовательно (на уровне официальных заявлений) отказывается участвовать в этом формате. Однако из Тбилиси просматриваются намёки на возможность изменения такой жёсткой позиции. К примеру, грузинский национальный перевозчик Georgian Airways 28 января совершил прямой чартерный рейс из Тбилиси в Москву через Ереван (рейс был разовым и в виде исключения, но всё-таки). Строительство же 23-километровой трассы Квешети – Коби через Крестовый перевал в объезд лавиноопасного участка на Военно-грузинской дороге позволит транспортному маршруту, связывающий Грузию и РА с РФ перейти на круглогодичный режим работы.
Другими словами, Тбилиси де-факто так или иначе будет участвовать в формате «3+3» пока без юридического оформления вступления Грузии. В противном случае, Грузия останется за рамками региональных процессов. Таким образом, странам Южного Кавказа (это касается в первую очередь Грузии, т.к. Армения находится под полным военно-политическим контролем Москвы, а Азербайджан укрепляет свой альянс с Турцией и Пакистаном) придется пойти на некоторые политические «издержки» на фоне усиливающегося геополитического противостояния по линии США/НАТО – РФ/ИРИ/КНР. В странах региона уже идет оценка военно-политической помощи Киеву на фоне событий вокруг Украины. С пониманием «уникальности» украинского случая и в контексте форматов помощи, которую США, НАТО и ЕС (каждая из стран по отдельности) могут оказать кому-либо ещё в принципе …
Рауф Раджабов, востоковед, руководитель аналитического центра 3RD VIEW, Баку, Азербайджан