Частые визиты высокопоставленных американских дипломатов и генералов в Баку указывают на то, что Вашингтон желает значительно увеличить объем грузоперевозок по «Северной распределительной сети» (СРС) – системе автодорожных, железнодорожных и воздушных путей транспортировки спецгрузов по территории Турецкой Республики (ТР), Грузии, Азербайджанской Республики (АР), Республики Казахстан (РК) и Республики Узбекистан (РУ) войскам США в Исламскую Республику Афганистан (ИРА).
Вашингтон стремится сократить зависимость от пакистанского наземного маршрута. Правда, Транспортное командование США (TRANSCOM) не вдается в подробности планов расширения СРС. Притом что, будучи ключевым звеном СРС, Баку уже обеспечивает безопасный маршрут доставки спецгрузов США и НАТО для 40% Международных сил содействия безопасности (ISAF) в ИРА.
Перспективы использования железнодорожной магистрали Баку – Тбилиси – Карс (БТК) целесообразно рассматривать в контексте геополитики и стратегии США, для которых БТК – это коридор, связывающий Восток с Западом, обходящий РФ и ИРИ. Следует также учитывать, что региональные процессы на Южном Кавказе характеризуются столкновением геополитических и геоэкономических интересов США, ЕС, НАТО, Российской Федерации (РФ), ТР, Исламской Республики Иран (ИРИ), Китайской Народной Республики (КНР).
Иными словами, геополитическая борьба разворачивается вокруг доступа к энергетическим ресурсам Каспийско-Центрально-Азиатского региона и Южной Азии, а также контроля над региональными транспортными коммуникациями. И США стремятся добиться в этой геополитической борьбе реализации своих интересов, в том числе, значительного ослабления стратегических позиций Москвы в Каспийско-Центрально-Азиатском регионе и Южной Азии. Ведь США стремятся направить основные торговые потоки с Востока на Запад. Именно в этой геополитической конфигурации и должна реализовываться железнодорожная магистраль БТК.
Интересы США
Чтобы удовлетворить возросшую потребность в военных поставках в ИРА и уменьшить зависимость от линий снабжения от Исламабада, администрация Президента США Дональда Трампа формирует наземный маршрут СРС, предполагающий, в том числе, коммерческие логистические договоренности, связывающие балтийские и каспийские порты с ИРА через Южный Кавказ и Центрально-Азиатский регион (ЦАР).
Дело в том, что решения Президента США Д.Трампа увеличить американский военный контингент в ИРА, усилить санкционный режим против ИРИ и РФ, приостановить военную помощь Исламабаду – обязывают Вашингтон ускорить запуск наземного маршрута СРС через ТР, Грузию, АР, Каспийское море, РК в направлении Узбекистана, который имеет железнодорожное сообщение с северной частью ИРА. Поэтому США заинтересованы в использовании железнодорожной магистрали БТК для перевозки военных грузов. В ходе обсуждения предложения коридора БТК в связи с этой целью, Анкара уже дала на это свое первоначальное согласие транспортировку военных грузов по этому коридору.
Кстати, Анкара, Баку и Тбилиси лоббируют использование НАТО железной дороги БТК для перевозки грузов, как в ИРА, так и в обратном направлении. В частности, АР, Грузия и ТР выступили в формате ISAF на Североатлантическом совете с соответствующим представлением по поводу железной дороги БТК и провели совместную презентацию в Брюсселе. В свою очередь министр обороны АР Закир Гасанов 9 ноября 2017 года принял участие во встрече министров, которые играют активную роль в миссии НАТО в ИРА «Решительная поддержка». З.Гасанов в Брюсселе отметил важность для миссии НАТО открытой в конце октября 2017 года железнодорожной магистрали БТК. Железная дорога БТК, по мнению З.Гасанова, станет частью транспортной системы в масштабе Евразии. И министр иностранных дел АР Эльмар Мамедъяров считает, что США и НАТО должны использовать железнодорожную магистраль БТК.
Следует отметить, что и Ташкент активно поддерживает коридор БТК в рамках СРС, что позитивно сказывается на перспективах железнодорожной магистрали. Так, в ходе визита Президента РУ Узбекистана Шавката Мирзиеева в США стороны также затронули вопросы организации транзита американских грузов в ИРА. В ходе встречи с Президентом РУ Д.Трамп отметил давнее партнерство с Ташкентом в сфере борьбы с терроризмом и, в особенности, в вопросе предоставления узбекской стороной логистического доступа для США на территорию ИРА, которое вновь приобретает особую актуальность для Вашингтона. В свою очередь, Ш.Мирзиеев в ходе переговоров подтвердил свою полную поддержку стратегии Д.Трампа по Южной Азии и заверил, что Ташкент окажет дальнейшую поддержку СРС.
Перспективы СРС
На фоне ухудшения американо-пакистанских межгосударственных отношений сегодня стоит вопрос о том, что, дескать, закроется сухопутный логистический коридор из Аравийского моря (Карачи) до ИРА.
Но основным маршрутом доставки американских грузов в ИРА служит именно территория Пакистана. Инженерно-техническое оборудование, запчасти, продовольствие, бытовая продукция, прибывают в морских контейнерах в пакистанский порт Карачи. Оружие и амуниция доставляются в ИРА исключительно авиатранспортом. В Карачи контейнеры и топливо перегружаются на фуры местных дальнобойщиков, которые следуют через территорию Пакистана в афганский город Кветта через регион Белуджистан и города Кандагар, Баграм и Кабул, через пакистанский город Пешавар. Этот маршрут составляет 2 тысячи км и в нем задействованы 2,5-4 тысячи единиц автотранспорта. До 2009 года через территорию Пакистана в ИРА доставлялось 90% грузов для американских военных.
Транспортировка же спецгрузов США по южной ветке маршрута СРС обходилась на треть дороже, чем транзитом через Пакистан, но дешевле, чем авиаперевозки (14 тысяч долларов США за 1 тонну). В 2011 году перевозка одного 20-футового контейнера грузоподъемностью 24 тонн по СРС стоила 20 тысяч долларов США. В 2011 году через территорию Пакистана было перевезено 35 тысяч контейнеров для нужд НАТО, а по двум веткам СРС – 27 тысяч контейнеров.
Южная ветка СРС позволяет перевозить треть грузов, которые идут по маршруту СРС. В тоже время, нужно учитывать, что в 2011 году вооруженный контингент США и их партнеров по НАТО в ИРА составлял 130 тысяч человек, что не сравнимо с нынешним количеством американских военных (15 тысяч человек). В рамках СРС США потребуется везти значительно меньше грузов, чем в 2011 году. И вряд ли южная ветка СРС станет заменой маршруту через территорию Пакистана, – она лишь позволит перевозить часть спецгрузов США. Ведь морской путь поставок спецгрузов США через Пакистан в ИРА значительно дешевле, чем через аэропорты ТР, Грузии, АР и Республик Центральной Азии (ЦА). Очевидно, что масштабные воздушные перевозки спецгрузов очень дороги. Тем более что значительного увеличения контингента США и НАТО в ИРА не предусматривается.
Следует также учитывать, что за сухопутный транзит для вооружения США через Пакистан Вашингтон заплатил Исламабаду в общей сложности 33 млрд. долларов за 15 лет сотрудничества. Поэтому Ташкент ранее пытался материализовать свой статус единственной страны ЦАР, имеющей железнодорожное сообщение с ИРА, и пытался получить дополнительные 50% стоимости за транзит военных грузов США из ИРА, настаивая на дополнительной премии к той сумме, которую получают американские партнеры. Кстати, официальные власти стран, входящих в маршрут СРС, считают данный коридор коммерческим транзитом, за который США должны платить немалые деньги. Кроме того, власти республик полагают, что транспортировка американских спецгрузов загрузит имеющиеся мощности и будет способствовать развитию их транспортно-логистического потенциала.
Более того, США открыли СРС после 2009 года. Теоретически единственным доступным для США и НАТО альтернативным маршрутом поставок спецгрузов считается коридор ТР – АР – РК – РУ – ИРА. При том, что США планируют перебросить в ИРА различное военное оборудование – БПЛА, вертолеты, бронетехнику и артиллерию. На сегодняшний день Вашингтон предложил ТР, АР, РК и РУ включить порты Баку, Курык и Актау в транзитный маршрут, чтобы доставлять спецгрузы с территории ТР, Грузии и АР через Каспийское море в РК и далее железнодорожным транспортом через ряд ж.-д. станций – через «Сарыагаш», «Келес» или «Бейнеу» – «Каракалпакия», далее в РУ и ИРА.
Однако в настоящее время на севере ИРА доминируют вооруженные отряды движения «Талибан». Маршрут СРС проходит через центральную часть ИРА, и США не избежать вооруженных нападений талибов на американские спецгрузы, проходящие через перевал Саланг, связывающий северную и центральную части страны. Провоз спецгрузов США через провинцию Герат также опасен, т.к. и здесь контроль над провинцией находится в руках движения «Талибан». Правда, США ведут двусторонние переговоры с движением «Талибан», в том числе, и по вопросу безопасности. При том, что Вашингтон должен готовиться к выводу своих ограниченных сил из ИРА в случае политического урегулирования афганской гражданской войны.
Кроме того, потенциал железной дороги БТК можно использовать в полном объеме лишь в случае, если китайские грузы будут направлены по этому коридору. Дело в том, что Брюссель рассматривает коридор БТК сквозь призму экономических интересов ЕС. Если в настоящее время объем торговли между ЕС и КНР составляет 500 млрд. долларов США, то к 2020 году этот объем увеличится до 800 млрд. долларов США. Перспективы роста торговли между ЕС и КНР в основном и предопределяют заинтересованность Брюсселя в том, чтобы соответствующие товаропотоки проходили по коридору БТК. В Брюсселе считают, что благодаря дальнейшему улучшению транспортных связей между ТР и Болгарией, а также между АР и ЦАР, железнодорожная магистраль БТК обеспечит быструю и надежную сухопутную связь между Европой и Азией вдоль «Шелкового пути». Сухопутное сообщение между Европой и КНР по железнодорожной линии БТК будет занимать около 15 дней, что более чем в 2 раза быстрее морского маршрута. Грузоперевозки из КНР в такие страны, как ФРГ, Франция и Британия, занимают 45-62 дня. Железная дорога БТК позволит доставлять грузы в течение 30-45 дней. Стоимость по данному коридору дешевле авиаперелета в 2 раза. В настоящее время объем грузов, транспортируемых из Китая в Европу, превышает 240 млн. тонн.
Символично, что официальные власти АР считают железнодорожную магистраль БТК как неотделимую часть «Шелкового пути».
Выводы
Фактически СРС восстанавливает военную логистику, которая была налажена в 2000-е годы через транспортные узлы в республиках ЦА. Тогда этот маршрут служил дополнением к пакистанскому маршруту, а сейчас может стать основным в двух случаях:
Первый – если администрация Президента США Д. Трампа осуществит свою угрозу и оставит Исламабад без ежегодных финансовых вливаний, а пакистанская сторона в ответ закроет для американских военных путь от порта Карачи к афганской границе. Из-за того, что Исламабад запрещает американским военным организовать охрану конвоев из порта Карачи, США несут убытки из-за частых нападений талибов на пакистанские фуры возле границы с ИРА. Притом что за каждый грузовик с припасами Исламабад получает от Вашингтона 1500-1800 долларов США. Путь через ИРП – самый короткий, дешевый и приемлемый способ доставки спецгрузов США и НАТО в ИРА.
По вышеуказанному маршруту СРС через РУ речь может идти о перевозке топлива, оборудования, продуктов, строительных материалов, т. е. не летальных грузах. Что же касается летальных грузов и военнослужащих, то их придется США доставлять по воздуху с военных баз в Персидском заливе: Аль-Удейд и Аль-Сайлия в Катаре, Кэмп Арифджан в Кувейте или базы ВМФ в Бахрейне. В любом случае, все эти варианты сильно уступают по всем параметрам маршруту через ИРП. Альтернативные пути доставки американских спецгрузов в ИРА дороже в 7−8 раз.
Второй – если переговоры между США и движением «Талибан» завершатся провалом со всеми вытекающими последствиями, в том числе организацией весной 2019 года американского наступления на талибов. В этом случае потребуется увеличение, с одной стороны, воинского контингента США и НАТО в ИРА, а с другой, поставок спецгрузов по СРС.
Рауф Раджабов,
востоковед, руководитель информационно-аналитического центра 3RD VIEW, Баку, Азербайджан