Публікації експертів ЦДАКР – Південний Кавказ

Рауф РАДЖАБОВ: Посреднический шпагат в азербайджано-армянском конфликте

Несмотря на подписание 3-х стороннего заявления (далее Заявление) от 10 ноября 2020 года, азербайджано-армянский межгосударственный конфликт не решен и близко.

Российское посредничество в рамках 3-х стороннего формата АР-РФ-РА не продемонстрировала свою эффективность. На это указывает хотя бы вялотекущий ход реализации Заявления. В частности, из 9-ти пунктов Заявления полностью выполнены пункты 1, 2, 3, 5, 7, 8, частично – 4 и 6 пункты, полностью не выполнен 9 пункт. Ереван с мая 2021 года фактически отказывается вести с Баку содержательные переговоры.

Сделанная Москвой ставка на развитие экономических связей между АР и РА не сблизила позиции Баку и Еревана. Напротив, возникли новые проблемы по линии АР-РФ-РА.

К примеру, азербайджано-российские отношения могут обостриться в преддверии 2025 года, когда истечет срок полномочий миротворческих сил (МС) РФ, и Баку сможет наложить вето на его продление. В свою очередь Ереван по-прежнему надеется на поддержку МГ ОБСЕ в урегулировании конфликта.

Заявление завершило Вторую Карабахскую войну. Решающим же шагом на пути к долгосрочному миру на Южном Кавказе должны стать демаркация и делимитация границы между АР и РА, а также подписание мирного договора, который поставит точку под вековым азербайджано-армянским противостоянием.

Война за горами

Эскалация боевых действий, наблюдавшаяся 16 ноября 2021 года на азербайджано-армянской госгранице, не перерастет в новую полномасштабную войну между АР и РА.

Данный тезис подтверждается следующими факторами: во-первых, боестолкновения на азербайджано-армянской госгранице были прекращены при содействии (по звонку из) Москвы. Примечательно, что в азербайджанском обществе данный факт остался в целом незамеченным. В армянском же обществе посредничество Москвы привело к росту антироссийских настроений. Российская сторона на текущем этапе не станет полностью подыгрывать Еревану.

В Ереване считают, что Москва предпочла роль посредника незамедлительному выполнению своих союзнических обязательств перед Ереваном, как в двустороннем, так и многостороннем форматах. Тем самым, в Ереване согласны, что в настоящее время РА спасает от полного военного разгрома присутствие на армянской территории и в Карабахе российских войск.

Поэтому ошибочно предполагать, что полномасштабная война невозможна из-за смягчения позиции официальных властей РА. Правда, Н.Пашинян 17 ноября т.г. в ходе «правительственного часа» в парламенте заявил, что Ереван готов заключить с Баку мирный договор, а затем уже на заседании правительства РА назвал приемлемыми предложения РФ по демаркации границ.

Однако, глава МИД РА Арарат Мирзоян заявляет, что Ереван будет защищать, как свою территориальную целостность, так и «право армян Нагорного Карабаха на самоопределение». Другими словами, Ереван не отказывается от притязаний на Карабах, но и вряд ли станет своими силами вести войну с Баку за эти территории.

Во-вторых, Ереван и Москву связывает ОДКБ, в рамках которой стороны должны защищать друг друга от внешней агрессии. Плюс прямой договор между Арменией и Россией. Но, нет договора о делимитации границы между АР и РА. Следовательно, нельзя трактовать события 16 ноября т.г. как военный конфликт на суверенной армянской территории.

В-третьих, Москва в Карабахе сейчас находится на растяжке. МС РФ в Карабахе должны выполнять следующие задачи: обеспечение круглосуточного мониторинга обстановки; контроль за соблюдением режима прекращения огня. На деле, действия МС РФ фактически направлены на усиление сепаратистов Карабаха.

По словам 1-го командующего российским миротворческим контингентом – заместителя командующего войсками Южного военного округа (ЮВО) Рустама Мурадова, в течение всего года миротворческим контингентом РФ проведено более 280 тысяч различных мероприятий гуманитарного и медицинского характера. Проведены различные гуманитарные акции в более чем 40 населенных пунктах.

Эта интереснейшая информация была объявлена Р.Мурадовым на территории военного городка под Ханкенди 17 ноября т.г., где состоялся торжественный митинг по случаю первой годовщины ввода российского миротворческого контингента в зону Карабахского конфликта.

В торжественном мероприятии приняли участие представители командования ЮВО и сепаратистов Карабаха, именуемых «представителями местных органов самоуправления».

Следует отметить, что российские миротворцы проводят курс «молодого бойца» для молодежи армянской общины Карабаха.

Закономерно, что отношения Баку и Москвы латентно напряжены. Российская сторона по факту считает, что статус Карабаха остается неопределенным. Аналогичной позиции придерживаются и в Ереване. При том, что Баку не станет обсуждать вопрос статуса Карабаха ни в рамках 3-х стороннего формата АР-РФ-Ра, так и под эгидой МГ ОБСЕ.

Кроме того, российская сторона в разрез с Заявлением использует термин «вооруженные формирования Нагорного Карабаха», в то время как в Баку их именуют «остатками вооруженных сил РА». Кстати, в 4-м пункте Заявления указано, что миротворческий контингент РФ разворачивается в Карабахе, параллельно армянские вооруженные силы будут выведены. Согласно неоднократным официальным заявлениям МИД АР, полной демилитаризации Карабаха не произошло.

Вместе с тем, в Москве учитывают изменившиеся геополитические реалии в регионе Южного Кавказа после Второй Карабахской войны. И в силу этого российская сторона вряд ли откажется от региональных интересов РФ во взаимоотношениях с АР и Турецкой Республики (ТР). Поэтому Москва играет роль чрезвычайно заинтересованного посредника-игрока в азербайджано-армянском конфликте и лишь затем союзника Еревана в противостоянии с Баку.

Интересы и перспективы

Большая часть Карабаха по-прежнему не находится под контролем Баку. Баку не станет дожидаться завершения срока действия Заявления. Баку не допустит, чтобы Карабах остался конфликтной зоной в связке АР-РФ-РА, поскольку эта ситуация равносильна подвешенному состоянию азербайджанской стороны со всеми вытекающими негативными для азербайджанской стороны геополитическими последствиями.

В рамках своей стратегии Баку уже начал мощное социально-экономическое восстановление освобожденных территорий АР. 26 октября 2021 года в селе Агалы Зангиланского района состоялась встреча президентов АР И.Алиева и ТР Р.Т.Эрдогана. Президенты АР и ТР заложили фундамент автомобильных дорог Ахмедбейли – Горадиз – Миндживан – Агбенд и Ахмедбейли – Физули – Шуша в рамках Зангезурского коридора (в 9 пункте Заявления указывается, что в регионе восстанавливаются все экономические и транспортные связи, Армения гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными районами АР и Нахчыванской Автономной Республикой (НАР)), который призван связать западный регион АР с НАР через территорию РА, а также открыли в Физули международный аэропорт, который был построен за 8 месяцев благодаря совестным усилиям Баку и Анкары. Самолет с Р.Т.Эрдоганом на борту приземлился именно в этом аэропорту. Еще 2 аэропорта планируется построить в Зангиланском и Лачинском районах.

Следует отметить, что для Анкары крайне важным условием становится установление долгосрочного мира между Баку и Ереваном. Если мирный договор между АР и РА будет подписан, то и Анкара подпишет мирное соглашение с Ереваном. Но, после подписания азербайджано-армянского соглашения.

Ереван нацелен на решение двух задач: сохранение в переговорной повестке вопроса о «статусе» Карабаха и демаркации госграницы с АР без потери контроля над Лачинским коридором с помощью российской стороны. За эту повестку по сути выступают и сопредседатели МГ ОБСЕ (РФ, США и Франция). Вопрос о статусе Карабаха открыто педалирует Париж. Москва сегодня пытается решить проблему делимитации и демаркации границы между АР и РА и восстановления транспортных коммуникаций в регионе Южного Кавказа с ситуативным вынесением за скобки вопроса собственно Карабаха.

В Москве ожидают восстановление дороги из турецкого Карса до армянского Гюмри (102-я военная база) и далее в азербайджанский Газах, а затем – в российский Дагестан. Таким образом, будет открыто сообщение между ТР и РФ, минуя Грузию. Кроме того, Москва получит прямой выход на свою военную базу на территории РА, что решит проблему логистики и не только.

Ереван не в силах самостоятельно отказывать Баку в открытии дороги для АР через свою территорию. Ереван на сегодня стал ещё более зависимым от Москвы в вопросах безопасности. Правительство Н.Пашиняна, как считается, изначально нацеленное на многовекторную внешнюю политику, постоянно апеллирует к Москве, а по сути добивается увеличения российского военного присутствия на собственной территории. У Еревана практически нет ресурсов для выстраивания выгодной для РА региональной конфигурации без РФ. Этим можно объяснить стремление Еревана укрепить отношения с Парижем и Вашингтоном в надежде на то, что Запад не заинтересован в укреплении военно-политического союза между РФ и ТР в регионе Большого Кавказа. Однако, особых прорывных результатов Ереван пока не добился.

Поэтому Армению устраивает текущий статус-кво, т.е. сложившееся на сегодняшний день равновесие сил по линии АР – армяно-российский военный союз в соответствии с Уставом ОДКБ и двусторонними военно-политическими соглашениями/обязательствами.

Вместе с тем, восстановление транспортных коммуникаций в регионе Южного Кавказа позволит армянской стороне пользоваться азербайджанскими коммуникациями. В сентябре т.г. министр экономики РА Ваан Керобян заявил, что открытие коммуникаций с АР и ТР может привести к 30-процентному росту экономики РА. Кроме того, следует учитывать, что население РА особо не желает воевать за Карабах. Более того, это одно из предусловий, которые Анкара поставила Еревану для последующего урегулирования отношений между ТР и РА.

Цена обмена

Если процесс делимитации будет запущен, Баку и Еревану, скорее всего, предстоят размены территориями. На это фактически намекнул и Президент РФ В. Путин в одном из своих выступлений: «да, карты находятся в Генштабе российской армии, которые показывают, как проходили границы союзных республик в советский период… Там есть вещи, которые требуют тоже взаимных компромиссов: где-то что-то выровнять, где-то что-то обменять. Только так, чтобы это было признано, было понятно, что это выгодно обеим сторонам».

На этом фоне Н. Пашинян, в частности, отметил, что после 12 мая т.г. порядка 41 кв. км территорий РА находится под контролем ВС АР. При этом он указал, что после Первой Карабахской войны примерно такая же площадь территории бывшей АзССР контролируется армянской стороной. Таким образом, Баку и Ереван могут пойти на обмен территориями.

В этой связи следует напомнить, что вызвавшая в мае т.г. спор территория находится в высокогорной местности, где расположено несколько озер, как раз на между АР и РА. У АР и РА имеются маленькие эксклавы, в которых находится по 1-2 деревни с советских времен. На картах Генштаба СССР с миллионным масштабом озеро Гарагель (арм. Сев Лич) находится на территории АР. Вот Баку и заявляет, что руководствуется картами советского Генштаба.

На фоне текущих событий вокруг азербайджано-армянского противостояния определённые круги Москве и считающиеся сугубо «правильными пророссийскими» силы в РА (вращающиеся в основном вокруг Р.Кочаряна) подталкивают Н.Пашиняна к заключению нового военно-политического союза между РА и РФ. Эти силы спекулируют на том, что прозападная политическая ориентация Еревана сохраняется, руководство РА по сути не сотрудничает с Москвой на российских условиях по урегулированию азербайджано-армянского и армяно-турецкого конфликтов. В их логике гарантией решения армяно-российских противоречий – смена внешнеполитического и внутриполитического курса официальных властей РА с полной переориентацией (хотя куда уже полнее) страны на Москву, после чего РФ займет более жесткую позицию в отношении азербайджано-турецкого военно-политического альянса.

Выводы

1. Азербайджано-армянский межгосударственный конфликт не будет заморожен на российских или иных условиях. Это понимают и в Москве. Маркер – на Валдайском форуме В.Путин заявил следующее: «Ведь дело не в том, что соответствующей статьей нашего заявления предусмотрено возможное продление пребывания российского контингента. Разве дело в этом? Дело в том, чтобы выстроить отношения между двумя странами, вот что самое главное. И надеюсь, что нам удастся это сделать».

2. Военно-политический союз с РФ и членство в ОДКБ остаются для РА главными инструментами сдерживания АР и ТР. Кроме того, Москва играет главную роль и в стабилизации/модерации внутриполитической ситуации в РА. Во время двух последовавших за военным поражением Еревана политических кризисов – в ноябре 2020 года, когда митингующие штурмовали здания правительства и парламента РА, и в феврале 2021 года, когда Генштаб ВС РА потребовал отставки Н.Пашиняна – именно российская сторона де-факто во многом нейтрализовала угрозу переворота и смены власти в Ереване насильственным путем.

Вместе с тем, Москве безразлично, кто именно возглавляет правительство РА, российской стороне нужна приверженность Еревана исполнению российско-армянских соглашений и Заявления – в том виде, как на текущий момент это видится в Кремля (не всегда при этом афишируется). Хотя, текущая ситуация выгодна армянской оппозиции, т.к. события 16 ноября 2021 года еще больше вовлекают РА в российскую систему безопасности.

3.МГ ОБСЕ на сегодня не имеет документа, вокруг которого сопредседатели могут продуктивно посредничать на переговорах между АР и РА. Раньше по факту этим документом были Мадридские принципы.

Сегодня единственным действующим документом в рамках азербайджано-армянского межгосударственного конфликта является Заявление. Но положения этого документа полностью не реализованы, и они могут быть имплементированы в случае перевода их под патронаж МГ ОБСЕ. Однако ключевые пункты прописаны таким образом, что оставляют широкое поле для трактовок и спекуляций, а соответственно затягивания процесса урегулирования.

Рауф Раджабов, востоковед, руководитель аналитического центра 3RD VIEW, Баку, Азербайджан