Публікації експертів ЦДАКР – Південний Кавказ

Рауф Раджабов: Операция ВС Турции «Источник мира» и «сирийский узел»

Foto: Getty Images

Вывод ограниченного контингента войск США из северных провинций Сирийской Арабской Республики (САР) на фоне усиления американского военного присутствия на юге страны и в Ираке побуждает руководство Турецкой Республики (ТР) создать в северных сирийских провинциях протурецкое некое государственное образование, что позволит Анкаре контролировать коридор из Исламской Республики Иран (ИРИ) в направлении Багдада, Дамаска и Ливана. При том что формальной целью проведения военной операции Анкары под названием «Источник мира» является создание на севере САР буферной зоны, куда, по замыслу Анкары, смогут вернуться из ТР 3,5 млн. сирийских беженцев. Буферная зона также станет защитным поясом для турецкой границы.

Увеличение численности ограниченного контингента войск США в САР вело к повторению негативных последствий американского военного присутствия в Ираке и Исламской Республике Афганистан (ИРА), что вело к ухудшению геополитической ситуации вокруг США в регионе Ближнего и Среднего Востока. В таком случае, США оказывались бы под негативным военно-политическим давлением со стороны не только ИРИ, но и КНР и РФ со всеми вытекающими последствиями.

Интересы США и РФ

Белый дом, по сути, сделал заявление о том, что американские войска будут выведены из северо-восточной части САР, поскольку Анкара скоро туда вторгнется. США намерены контролировать больше сирийских территорий в районе населенного пункта Ат-Танф. Дело в том, что военная база американских войск в САР, расположенная в районе населенного пункта Ат-Танф около южной границы САР в провинции Хомс, попала в окружение сирийских правительственных войск. Такое заявление ранее сделал глава Генштаба РФ Валерий Герасимов. По словам В.Герасимова, район военной базы США ограничивается участком земли, радиус которого составляет 55 км. Известно, что периметр данной зоны находится под полным контролем подразделений войск САР.

И США, и полевые командиры «Новой сирийской армии» намерены расширить границы 55-километровой зоны до 150 км. Поэтому США заявили о намерении увеличить численность группировки «Новой сирийской армии» до 3 тысяч человек, объяснив это обеспечением безопасности новых территорий.

Иными словами, Вашингтон с целью долгосрочного военно-политического присутствия США в САР продолжит подготовку бойцов «Новой сирийской армии» на своих военных базах в населенных пунктах Ат-Танф и Аш-Шаддади. Кроме того, вероятно, США будут пополнять «Новую сирийскую армию» (НСА) за счет вербовки беженцев из лагеря «Эр-Рукбан».

В свою очередь, нейтралитет в отношении новой военной операции ТР «Источник мира» со всеми вытекающими политическими последствиями со стороны официальной Москвы диктуется экономическими факторами. Так, Анкара предоставила российской стороне разрешение на строительство 2-й ветки газопровода «Турецкий поток». Однако, не исключено, что официальные власти ТР поверили американским утверждениям о связях РПК с РФ. По данным спецслужб США, 70% автоматов Калашникова и минимум 85% противотанковых мин PПK получает от российских поставщиков.

Последствия военной операции «Источник мира»

Военная операция «Источник мира» на севере САР направлена на расширение существующей буферной зоны ТР внутри страны и полное выдавливание курдских «Отрядов народной самообороны» (YPG) с более широкой территории. Поэтому враждебность официальных властей ТР к режиму Башара аль-Асада с началом операции будет расти. Притом что Анкара до операции получила негласную поддержку РФ.

Анкара заинтересована в контроле севера САР со стороны Сирийской свободной армии (ССА) под патронажем ТР. Поскольку Анкара не признает правительство Б.аль-Асада как легитимное, то вполне возможно, что Анкара из ССА создаст т.н. правительство, которое будет контролировать ту часть САР, которая стратегически важна для ТР.

Очевидно, что Дамаск не примет вышеуказанные устремления официальных властей ТР. Поэтому Дамаск счел турецкую военную операцию «Источник мира» нарушением суверенитета САР, что указывает на то, что Анкара не сумела добиться игнорирования Б.аль-Асадом курдских отрядов YPG. Вероятно, Анкара также стремится блокировать успешные действия сирийских правительственных сил в провинции Идлиб и на стыке между Идлибом и провинцией Алеппо, и тем самым оказать помощь группировке «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ). Ведь сирийская армия начала развертывание средств ПВО в провинциях Идлиб и Алеппо на северо-западе САР. Представители ВС САР заявляют, что передислокация системы ПВО является предупреждением для всех потенциальных агрессоров. Хотя, действия официальных властей САР направлены в первую очередь против ТР, т.к. в Дамаске и Тегеране действия турецкой стороны сочли противоречащими всем ранее достигнутым договоренностям в рамках Астанинского процесса. Можно предположить, что Анкара задействует турецкие ВВС в провинции Идлиб против наступающих сирийских правительственных сил и проиранских шиитских вооруженных формирований.

Иными словами, ТР и ИРИ не имеют сходные взгляды по поводу будущего САР, т.к. Тегеран не рассматривает даже гипотетическую возможность ухода Б.аль-Асада. Лишь при соблюдении этого условия (сохранение Асада) Тегеран может одобрить турецкую операцию «Источник мира». Тем более что сирийские курды в лице YPG сотрудничали с США.

На фоне противостояния по линии САР/ИРИ – ТР экстремистское движение ИГИЛ будет усиливать свое присутствие на востоке САР. Возглавляемые курдами «Сирийские демократические силы» (СДС) 9 октября т.г. объявили о приостановке своих операций против ИГ в САР из-за вторжения ТР.

Движение ИГИЛ после череды поражений пытается возобновить активные действия, пользуясь тем, что правительственная сирийская армия и проиранские шиитские вооруженные формирования перебросили ударные части в провинции Идлиб и Хама, а курдские ополченцы вовлечены в боевые действия с ССА и турецкими войсками. Эта благоприятная для движения ИГИЛ ситуация, которой джихадисты и пытаются пользоваться.

На фоне эскалации военно-политической ситуации в САР в северо-восточных провинциях движение ИГИЛ может собрать достаточно крупные силы и попытаться вновь создать плацдарм в восточной части САР. Кстати, этому способствует военная операция ВС ТР «Источник мира», позволяющая движению ИГИЛ усилить свое присутствие на восточном берегу Евфрата.

Ситуация ухудшится и в районе восточного берега Евфрата в САР. Так, Тегеран может потребовать от Анкары вывести турецкие войска с восточного берега Евфрата в САР. Очевидно, что Тегеран не может допустить потерять контроль над этим стратегическим коридором. Притом что позиции сирийских курдов YPG займут отряды протурецкой ССА. Хотя, район Манбиджа защищен от правительственной армии САР американской авиацией. Однако обращение СДС к США и странам коалиции с призывом создать бесполетную зону над подконтрольными курдам территориями для их защиты от турецких авиаударов, не возымело действие.

На этом фоне турецкая армия, скорее всего, приступит к блокированию ударов правительственной армии САР по экстремистским группировкам в провинциях Алеппо, Идлиб, Латакия и Хама. Так, правительственная армия САР не может наносить по экстремистам полноценные артиллерийские и ракетные удары из-за опасений столкновения с турецкой армией. Кроме того, турецкие военные подразделения начали выдвигаться и устанавливать свои посты без согласования этих действий с партнерами по Астанинскому процессу РФ и ИРИ. Недавно Анкара взяла под свой контроль район в Северной Латакии, фактически проводя скрытую поддержку антиправительственных сил, а заодно осуществляя аннексию территории САР. Пользуясь поддержкой Анкары, экстремисты станут наносить чувствительные удары по правительственной армии САР. Наиболее сложная ситуация сложилась в Идлибе, куда передислоцировались экстремисты различных группировок.

Выводы

1. Анкара усилит политику игнорирования интересов партнеров по Астанинскому процессу, в том числе, РФ и ИРИ. К примеру, Анкара лишь формально обращает внимание на призывы Москвы сохранять целостность и государственность САР. Анкара будет настаивать на уходе Б. аль-Асада.

Анкара недовольна дипломатическими попытками Москвы вернуть под контроль Дамаска север и северо-запад провинции Алеппо. Этот регион контролируют турецкие военные и протурецкая ССА. Особенно не понравились Анкаре утверждения главы МИД РФ Сергея Лаврова о том, что аннексия САР не входит в планы Анкары, и поэтому сейчас нет никаких препятствий для того, чтобы турецкая сторона передала все захваченные ими земли в управление Дамаска. Президент ТР Реджеп Таййип Эрдоган назвал слова С. Лаврова неправильными, а РФ, по его мнению, сильно ошибается.

2.Анкара включит в свою «буферную зону» все сирийские города вдоль госграницы к востоку от реки Евфрат. В настоящее время эти районы контролируют YPG. Следует отметить, что Анкара уже контролирует территорию вокруг городов Эль-Раи, Эль-Баб и Джараблус. Кстати, в Джараблусе работают почта, больница, функционирует вся необходимая инфраструктура, которую построила Анкара. Это район компактного проживания суннитов, до которых правительству Б. аль-Асада не было дела, а Анкара демонстрирует, что ТР заботится о подконтрольных ей территориях. Кроме того, Анкара открыла школы и больницы и в Африне, что позволяет ТР укрепиться на севере САР. Ведь Анкара занята формированием местных органов самоуправления в северных сирийских городах, что позволит турецкой стороне применить этот политический шаг, обосновав свое военно-политическое присутствие на севере САР просьбой легитимных властей в пограничных с ТР районах. Следовательно, Анкара сможет создать механизм долгосрочного влияния на Дамаск, который будет эффективным даже в случае вывода турецких войск из северных провинций САР. Очевидно, что Анкара намерена участвовать в формировании власти в Дамаске.

Поэтому Дамаск требует, чтобы США и ТР покинули САР. В отношении ИРИ Дамаск подчеркивает, что присутствие ИРИ и РФ на территории страны законно, основано на приглашении сирийского правительства, это в отличие от присутствия США и ТР, которые находятся в САР незаконно, без разрешения сирийского правительства.

3.Вероятно, США и ТРзаменят арабо-сирийские отряды СДС боевыми отрядами НСА. Дело в том, что арабы составляют значительную часть в YPG, но руководство в СДС остается исключительно курдским, и у арабов нет шансов на продвижение в рамках YPG.

Таким образом, НСА сможет действовать вместе с ССА, которую контролирует Анкара. Речь может идти о замене СДС в арабской части, оккупированной YPG территории восточной части САР. Эта проблема уже назрела, т.к. в арабских городах востока САР проходят протесты против присутствия вооруженных отрядов YPG. В частности, очень серьезные волнения происходят в Ракке. И ввод в эти населенные пункты НСА и ССА может стабилизировать там обстановку.

Анкара не позволит YPG и дальше контролировать месторождения нефти в восточной части САР. Тем более что это еще больше усугубило ситуацию в САР, испытывающую дефицит в энергоресурсах. Ведь энергетический сектор САР сформирован с учетом того, что в основном нефть и природный газ использовались в целях национальной экономики, а не поставлялись на экспорт. И Дамаск безуспешно стремится вернуть контроль энергетическим сектором страны. Но, Анкара понимает, что важность этого эффективного инструмента давления на Дамаск на фоне ожидающегося заседания «Сирийского конституционного комитета». Это российский проект. И Москва опасается, что турецкая операция «Источник мира» может нейтрализовать реализацию российского проекта.

4. Очевидно, что формирующаяся военно-политическая ситуация на севере САР подталкивает курдские группировки к контактам с Дамаском, который предоставляет им под нажимом Москвы хоть какие-то гарантии автономии. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров на встрече с руководством Иракского Курдистана 7 октября т.г. заявил, что политическое решение курдского вопроса, в отличие от военного, возможно при условии, что районы в САР, находящиеся под контролем СДС, переходят под полный контроль правительства САР.

Б.аль-Асад уже в который раз заявил, что правительство САР открыто для переговоров с возглавляемыми курдами СДС. Тем более что Дамаск значительно усилил свои позиции в САР. Можно предположить, что условием политического урегулирования курдской проблемы в САР может быть лишь федерализация страны. Другими словами, Москва намерена возглавить двустороннее посредничество между Дамаском и сирийскими курдами, а также Дамаском и Анкарой.

5. Д.Трамп в связи с присутствием США на Ближнем Востоке выполняет предвыборное обещание остановить «бесконечные войны». Кроме того, Д.Трамп также демонстрирует ЕС, что европейские страны должны активнее участвовать в решении вопросов безопасности не только в зоне ответственности НАТО, но и в регионе Ближнего и Среднего Востока. Поэтому закономерно, что Д.Трамп реализует свой план по выводу американских войск из северных провинций САР. Вместе с тем, вероятно, США и их союзники в лице НСА готовятся к удару на юго-востоке САР, чтобы отрезать шиитские военные формирования от проходящего в этом районе основного канала их снабжения (т.н. Евфратский коридор) из ИРИ через Ирак, по которому поступает оружие, боеприпасы и живая сила.

Рауф Раджабов, востоковед, руководитель аналитического центра 3RD VIEW, Баку, Азербайджан