Нынешняя внешняя политика Азербайджана реализуется в соответствии с ценностями Движения неприсоединения. Азербайджан – единственная республика Южного Кавказа, решившая не вступать в военно-политические блоки, в то время как Армения является полноправным членом ОДКБ, а Грузия активно реализует евроатлантический курс.
Азербайджан стремится развивать партнерские отношения с ЕС, КНР, Россией и США, и добился того, что стратегический выбор политических элит республики был принят глобальными игроками. Притом что в рамках программы НАТО «Партнерство ради мира» азербайджанские военнослужащие участвуют в миротворческих миссиях под эгидой НАТО в Афганистане. Азербайджан вносит свой вклад в «Миссию решительной поддержки» НАТО, осуществляя транзит через Баку грузов Альянса.
Вместе с тем, современная геополитическая ситуация в мире и регионе Кавказа показывает, что угроза возникновения локальных войн с участием ядерных держав лишь возрастает. Закономерно, что европейские страны ранее утвердили европейскую стратегию строительства европейской системы безопасности в рамках военных структур НАТО. Эта структура позволяет европейским странам проводить военные операции, как с участием НАТО, так и самостоятельно. Разработанная ЕС военная доктрина включает в себя положение о взаимной помощи, предусматривающее военную поддержку членов ЕС в случае нападения третьих стран.
В настоящее время идет перегруппировка сил НАТО в восточном направлении: военные подразделения НАТО находятся в Афганистане, американцы в Сирии и Ираке. Укрепляется южный фланг НАТО в Румынии и Болгарии, что в свою очередь может стать фактором трансформации подзабытого формата ГУАМ в более мощную региональную структуру. Естественно, в данном аспекте повышается роль и значение Азербайджана. Т.е. в какой команде Баку займет свое место (не обязательно интегрируясь) – ОДКБ или в НАТО?
«Ахиллесова пята»
Недавно вице-премьер России Юрий Борисов и и.о. генсека ОДКБ Владимир Семериков рассуждали об «открытых дверях» этого блока и о том, что Россия не будет возражать, если Азербайджан запросит для себя статус наблюдателя. Ранее были внесены поправки в Устав ОДКБ, которые регламентируют статус наблюдателя и партнера.
«Азербайджан на данный момент не рассматривает участие в ОДКБ в какой-либо форме, в том числе в качестве наблюдателя» – такое заявление сделал завотделом по вопросам внешней политики Администрации Президента Азербайджана Хикмет Гаджиев.
На фоне расширения функций российской 102-военной базы в армянском городе Гюмри по обеспечению безопасности Армении и продления сроков ее пребывания, а также возможная «зеркальная» поставка Россией новых истребителей и ЗРК в Азербайджан усилит возможности системы российской ПВО как таковой в регионе.
Кроме того, в этом случае можно будет говорить о возможности подключения Азербайджана в обозримом будущем к ОДКБ, например, в качестве наблюдателя. Естественно, руководство России стремится внедрить определенный инструментарий для реализации этой цели. В совокупности с действовавшей раньше в Азербайджане РЛС в Габале комплексы ПВО российского производства С-300, расположенные на территории Армении и Азербайджана, могут в перспективе создать некий мощный противоракетный щит над Кавказом.
Символично, что, по мнению российских политиков и политологов (озвучиваемому в течение многих лет), после распада Советского Союза НАТО утратило смысл своего существования, поскольку исчезла прямая военная угроза, исходившая от стран Варшавского Договора. По этой причине, дескать, стратегия НАТО на увеличение своих членов основывается на принципе «расширение ради геополитики».
Так ли это? Дело в том, что в свою очередь Россия поставками современных образцов военной техники в Азербайджан стремится привязать официальный Баку к ОДКБ. Вот в этом и заключается собственно задача Москвы.
Азербайджан, имея неурегулированный конфликт на своей территории, уязвим в случае возможного обострения ситуации в регионе. Грузино-российский военный конфликт расставил все точки над «i». Конечно, никто не может запретить Азербайджану заключать военные союзы с той или иной страной. В данном случае все должно иметь конкретный характер: насколько это соотносится с национальными интересами Азербайджана? Азербайджан должен вести политику только с учетом своих и только своих интересов и приоритетов. Имеется точка зрения, что нужно вести сбалансированную политику. Безусловно, да. Но союз на стратегическое партнерство заключается с одной страной, а не с двумя, если оба они представляют разные геополитические силы. Поэтому в краткосрочной перспективе Азербайджану предпочтительно сделать ставку на тот военно-политический блок, который признает не на словах, а на деле принцип территориальной целостности и суверенитета Азербайджана. Вхождение Азербайджана в военно-политический блок должен быть направлен на повышение обороноспособности страны и ВС как гаранта безопасности республики. Однако это должно вытекать из стратегического партнерства Азербайджана. Все предложения на вхождение Азербайджана в военно-политический блок должны быть приятны не парламентом республики, а всенародным референдумом.
Что дальше?
Какие возможные варианты развития событий в регионе? Если предположить, что и Азербайджан решит вступить в НАТО, то не трудно догадаться, что Россия способна использовать югоосетинский и абхазский сценарий по принуждению «агрессора» к миру. Такой вариант грозит угрозой безопасности АР. Но пойдет ли на данный шаг Армения? Думаю, нет. Ереван желает урегулирования армяно-турецких межгосударственных отношений и карабахского конфликта. Кроме того, Армения участвует в различных программах НАТО. Таким образом, у Армении не имеется принципиальных возражений против определенных планов НАТО. Особняком стоит лишь Иран, которому есть над, чем думать. Хотелось бы верить в то, что если России будут даны фундаментальные гарантии ее безопасности и территориальной целостности на Северном Кавказе, а также гарантии учета ее экономических интересов на Южном Кавказе, то можно было бы найти консенсус в нашем регионе. Но твердое желание России участвовать в «холодной» войне со всеми вытекающими военно-политическими последствиями уменьшает веру в прагматизм российской политики на Кавказе.
Азербайджан, как и другие страны региона, не может себе позволить еще многие десятилетия упорно и безнадежно ждать саморазрешения карабахского конфликта. Граждан Азербайджана интересуют не геополитические игры ядерных держав, а собственные интересы, сегодня и сейчас. Азербайджану пора заявить о своих стратегических приоритетах во внешней политике, чтобы не создавать иллюзии у своих соседей. Азербайджан в состоянии обеспечить безопасность всех энерготранспортных и транзитных проектов, а также решать и другие более сложные вопросы своей национальной и региональной безопасности. Азербайджан – не поле для столкновения глобальных интересов своих соседей. Интересы не оспаривают, а предлагают более выгодные условия реализации этих самых интересов.
Выводы:
1. Власти Азербайджана не намерены менять статус нейтральной страны на вступление в военно-политический блок – ОДКБ. Баку развивает нормальные отношения со всеми соседями – Россией, Грузией, Ираном, Туркменистаном. Вступление страны в военно-политический блок не означает просто поиск государством чего-либо. Это еще и ответственность перед этим блоком. Поэтому Азербайджан не вступит в ОДКБ. Последние события в Кыргызстане в вопросах, касающихся Таджикистана, взаимоотношениях Таджикистана и Узбекистана, Афганистан – все это говорит о том, что ОДКБ не может быть привлекательной. В таком случае для чего Азербайджану брать на себя проблемы ОДКБ.
2. Размещение иностранных военных баз на территории Азербайджана запрещает и принятая ранее Военная Доктрина (ВД) республики. Но в случае угрозы азербайджанской государственности, выживания самого государства возможно размещение иностранных войск. Тем более что это допускается и международным правом, так как Азербайджан является внеблоковым государством, не входящим ни в НАТО, ни в ОДКБ. Таким образом, ВД позволяет Азербайджану в исключительных случаях обращаться за военной помощью к своему стратегическому партнеру – Турции. Стратегические взаимоотношения Азербайджана и Турции строятся на долгосрочную перспективу с учетом как национальных, так и региональных и глобальных интересов обеих сторон.
3.Кавказу нужна не политика милитаризации и гонки вооружений, а политика демилитаризации и реализации долгосрочных экономических проектов. Мы уже в состоянии решать свои конфликты, как политическими, так и экономическими средствами. Карабахский конфликт должен найти свое решение в плоскости международного права. И текущая политика нейтралитета Азербайджана лишь будет способствовать решению карабахского конфликта, а не нагнетанию напряженности.
4. Геополитика начала 21 века на Кавказе диктует Азербайджану выбрать швейцарскую или финляндскую модель. Швейцария не участвовала в двух мировых войнах, хотя также находилась в эпицентре событий. Финляндия в отличие от Норвегии не вступила в НАТО, хотя и вела справедливую войну с советской империей в 1939-1940 годах. Но Финляндия вступила в ЕС. Кстати, именно в Хельсинки были подписаны соглашения по безопасности в Европе.
Рауф Раджабов, востоковед, руководитель аналитического центра 3RD VIEW, Баку, Азербайджан