Заявление Президента Азербайджанской Республики, Премьер-министра Республики Армения и Президента Российской Федерации от 9-го (в ночь на 10-е) ноября 2020 года подвело определённую черту, как под Второй Карабахской войной, так и 32-х летним азербайджано-армянским противостоянием.
Вторая Карабахская война трансформировалась в глобальную геополитику, поскольку завершающаяся фаза азербайджано-армянского противостояния ведет к серьезным изменениям в расстановке сил, как на Южном Кавказе, так и в регионе Большого Кавказа.
Именно историческая победа Азербайджана во Второй Карабахской войне и капитуляция Армении и станут отправной точкой начала процесса формирования новой системы безопасности в регионе Большого Кавказа.
Слагаемые победы
Для Азербайджана исторической победой является выход на государственную границу с Арменией с полным освобождением семи районов и города Шуша и фактической блокадой Ханкенди (Степанакерта).
В ходе Второй Карабахской войны Азербайджан добился стратегического успеха, овладев равнинами на юге театра военных действий (ТВД), взяв под контроль границу с Ираном. Дальнейшие боевые действия проходили в гористой, лесной местности, что усложняло продвижение ВС Азербайджана. В Ереване ожидали, что имеющегося превосходства ВС Азербайджана в живой силе и военной технике не хватит для решительного наступления в направлении городов Шуша и Ханкенди (Степанакерт). Ведь это на первый взгляд невозможно с учетом открытой границы с Арменией, дающей Еревану возможность перебрасывать в Карабах подкрепления, как из числа ополченцев – «добровольцев», так и регулярных подразделений ВС Армении, которые можно выдавать за военные формирования Карабаха. Возможности доставки в Армению современных вооружений также существуют. Поэтому Ереван стремился перевести Вторую Карабахскую войну в затяжную фазу, и превратить ее в позиционную при наращивании военно-технической поддержки Москвы.
Однако В.Путин не счел нужным или возможным повторить опыт одиозного Бориса Ельцина. В ходе Первой Карабахской войн на основных направлениях кампании 1992, 1993 и 1994 годов ударную группу составляли именно подразделения ВС России.
В ходе же Второй Карабахской войны в течение 1,5 месяцев ВС Азербайджана без чьей-либо поддержки освободили 4 ранее оккупированных ВС Армении 4 района – Физулинский, Джебраильский, Губадлинский и Зангиланский, значительную часть Гадрутского района, часть Ходжавендского (Мартунинского) и Аскеранского районов и город Шуша. Следует иметь в виду, что город Шуша расположен в 11 км от Ханкенди (Степанакерта). Освобождение города Шуша открыло ВС Азербайджана оперативные возможности для освобождения и Ханкенди (Степанакерта), а также трассы, соединяющей Карабах и Армению. Бои проходили уже в непосредственной близости от Ханкенди (Степанакерта) – на расстоянии 2-3 км от города. В случае продолжения боевых действий в течение нескольких дней армянская сторона потеряла бы оставшуюся часть Карабаха. В этих условиях руководство Армении в лице премьер-министра Армении Н.Пашиняна приняло единственно верное решение – капитуляция на азербайджанских условиях.
Обнуление МГ ОБСЕ
В 3-х стороннем заявлении ничего не говорится об участии Анкары. Однако 10 ноября 2020 года подписано специальное соглашение между Министерствами обороны России и Турции о создании совместного мониторингового центра за соблюдением режима прекращения огня. Договоренность о создании специальной наблюдательной миссии достигнута между главами двух государств – В.Путиным и Р.Т.Эрдоганом.
Деятельность данного мониторингового корпуса регламентируется Пятой статьей в совместном заявлении глав государств Азербайджана, России и Армении.
Таким образом, и представители Минобороны Турции будут осуществлять контроль над режимом прекращения огня. Опыт совместного патрулирования и сотрудничества между Турцией и Россией в области контроля над соблюдением перемирия выработан в Сирии.
Сегодня геополитическая ситуация в Черноморско-Кавказском регионе такова, что без Турции невозможно полностью завершить азербайджано-армянский Карабахский конфликт, что предполагает политическое урегулирование этого многолетнего противостояния.
Согласие Москвы на участие ТР в мониторинговой группе объясняется тем, что Москва зависит от Анкары в решении региональных конфликтов в Сирии, Ливии, а также в поддержании безопасности в Черноморско-Кавказском регионе.
Попытки России отвлечь Анкару от Карабахской проблематики за счет активизации боевых действий в сирийском Идлибе или ливийском Сирте тщетны. Складывающаяся военно-политическая ситуация в Сирии и Ливии демонстрирует всё же прагматизм всех задействованных в конфликты внешних игроков, в том числе, России и Турции. К примеру, в Сирии Россия заинтересована в сотрудничестве с Турцией. В противном случае российско-турецкий конфликт может создать основу для большего вовлечения США и НАТО в сирийский кризис со всеми вытекающими негативными последствиями для Москвы.
В то же время, Вторая Карабахская война выводила Анкару и Баку на потенциальное противостояние в регионе с Москвой. Ведь Ереван стремился заручиться военно-технической поддержкой России в противостоянии с Азербайджаном. Москва вынуждена учитывать региональные интересы Анкары, поскольку Азербайджан и Турция довольно активно и эффективно действуют в тандеме. На этом фоне Анкара предложила новый формат 2+2: Россия/Армения + Турция/Азербайджан. Для этого не требуется вовлечение Турции в переговорный процесс в статусе сопредседателя МГ ОБСЕ. Президент Азербайджана И.Алиев 9 ноября 2020 года заявил, что обеспечивать соблюдение мирного соглашения в Нагорном Карабахе будут не только российские миротворцы, но и военные из Турции. «Это новый механизм контроля, в котором будут представлены Россия и Турция. Тем самым Турция будет играть роль в будущем урегулировании конфликта», – заявил И. Алиев.
Иными словами, новый формат 2+2 решит (должен решить как минимум) всего лишь один вопрос: формы совместного проживания азербайджанцев и армян Нагорного Карабахе в составе Азербайджанской Республики.
Азербайджано-турецкий альянс
Азербайджано-турецкий альянс и без учета «тюркской солидарности» имеет правовую основу, поскольку между сторонами заключен стратегический договор. Следует также учитывать, что по Карабахской проблематике внутри турецкой политической элиты нет раскола, т.к. практически все политические партии солидарны с позицией Баку.
Завершение процесса формирования азербайджано-турецкого венно-политического альянса создает новую конфигурацию геополитических сил в Черноморско-Кавказском регионе. В этой связи актуализируется роль Лондона, лоббирующего проект TANAP – Трансанатолийский газопровод из Азербайджана через Грузию и Турцию к греческой границе. Продолжением TANAP станет TAP – Трансадриатический газопровод из Греции в Италию через Албанию. Лондон рассматривает Турцию в качестве регионального энергетического хаба. Проект «Mavi Vatan», или «Голубая Родина», – амбициозный план Турции по геополитическому доминированию в Восточном Средиземноморье – стал одним из приоритетных во внешней политике Анкары.
Примечательно, что Лондон поддерживает азербайджано-турецкий альянс. Тем более что Анкара и Доха, совместно с Исламабадом и Куала-Лумпур в качестве партнеров недавно представили новую формирующуюся геополитическую ось. Кроме того, 16 октября 2020 года Президент Турции Реджеп Таййип Эрдоган принимал в Стамбуле Президента Украины Владимира Зеленского. Обе стороны подписали соглашения о военном сотрудничестве, направленные на то, чтобы поднять украинско-турецкое сотрудничество в оборонной промышленности до уровня «стратегического партнерства». Турецко-украинское стратегическое партнерство изменит геополитический баланс сил в Черноморском бассейне. К примеру, партнерство между Турцией и Украиной превратилось в альянс в области оборонных технологий, предполагающий, в том числе, продажу Анкарой Киеву противокорабельных ракет класса «земля-море» Atmaca дальностью действия 200 км. Такое развитие событий может изменить военно-политический баланс в Черноморском регионе для России, если и Украина, и Турция разместят эти системы на своих береговых линиях.
Более того, недавно именно министр национальной обороны Турции Хулуси Акар, а не глава МИД Мовлют Чавушоглу, четко обозначил внешнеполитические цели в сфере безопасности Турции: во-первых, «Мы верим, что Турция и США встанут на более позитивный путь, как это было много раз в прошлом»: во-вторых, «НАТО находится в центре безопасности Турции»; в-третьих, «Членство в ЕС продолжает оставаться нашей стратегической целью».
Турция не вытесняет Россию с региона Южного Кавказа. На Южном Кавказе впредь будет два сильных игрока: Россия и Турция. Анкара и Баку не опасаются того, что Президентом США избран Джозеф Байден. Для США важно сохранить союзные отношения с Турцией. Укрепление тандема Анкара-Баку на Южном Кавказе – в интересах Вашингтона.
Перспективы
В сложившейся военно-политической ситуации вокруг Карабаха усилия Москвы, направленные на имплементацию 3-х стороннего заявления, должны быть направлены на полноценное и своевременное выполнение всех пунктов подписанного документа.
Правда, в Ереване наблюдается хаос. Очевидно, что Н.Пашинян – уходящая фигура, который, впрочем, продолжает бороться, и вопрос в том, как и когда будет оформлен этот уход.
17 оппозиционных партий Армении выступили с совместным заявлением, требуя отставки премьер-министра Армении Н.Пашиняна и возглавляемого им правительства.
Оппозиционная партия «Процветающая Армения» намерена посредством внеочередного заседания парламента страны отменить участие Еревана в договоренностях по Нагорному Карабаху. Для этого армянская оппозиция подготовила проект по дератификации соглашения по Карабаху. Однако даже в случае принятия парламентом Армении решения по дератификации соглашения Карабаху Ереван будет вынужден выполнить его пункты. Министерство обороны Армении уже заявило, что с 05:00 10 ноября 2020 года ВС Армения совместно с ВС России осуществляют выполнение положений 3-х стороннего соглашения о прекращении Карабахской войны, достигнутого премьер-министром Армении, Президентами России и Азербайджана…
Рауф Раджабов, востоковед, руководитель аналитического центра 3RD VIEW, Баку, Азербайджан