10 октября 2019 г. парламент Румынии проголосовал за предложение о вынесении вотума недоверия Кабинета министров Виорики Дэнчилэ. Это первый случай при действующем парламенте страны, когда румынское правительство удалось отправить в отставку. До этого момента, состав Кабинета Министров менялся трижды лишь с подачи, победившей на парламентских выборах Социал-демократической партии (СДП) Румынии. Ранее отправить правительство в отставку оппозиционным силам не удавалось. Все их предыдущие инициативы провалились. Голосов депутатов и сенаторов традиционно не хватало. В этот раз ситуация изменилась. Однако пока однозначно трудно сказать, что можно ожидать в дальнейшем, ведь есть очень много вопросов, ответы на которые инициаторы вотума недоверия, пока не имеют.
Парламент проголосовал. В отставку!
Согласно действующему в Румынии законодательству для того чтобы инициатива о вотуме недоверия была принята требуется 233 голоса депутатов и сенаторов (румынский парламент является двухпалатным). Инициатива о вотуме недоверия было озаглавлено «Чтобы восстановить Румынию, правительство Дэнчилэ должно быть срочно распущено!». В итоге, инициатива была поддержана 237 подписями парламентариев из Национальной либеральной партии (НЛП), Союза спасения Румынии (ССР), Партии Народного движения (ПНД), PRO Румыния, Альянса либералов и демократов за Европу – ALDE и Демократического союза венгров Румынии (ДСВР). Лидер НЛП Людовик Орбан заявил прессе, что текст предложения о вотуме недоверия поддержали даже представители правящей СДП, которые не согласны с тем, как их собственная политическая партия ведет государственные дела.
До последнего момента не было ясно, пройдет ли инициатива о вотуме недоверия или нет. Тем не менее, в назначенный день, за инициативу парламентской оппозиции об отставке действующего правительства проголосовало 238 депутатов парламента, четверо были против и трое воздержалось. Всего 245 депутатов высказали свое мнение. Один парламентарий даже отменил свою операцию и приехал в здание парламента на машине скорой помощи. Но были также члены оппозиционных партий, которые отсутствовали на процедуре голосования.
В настоящее время Виорика Данчилэ и ее министры обеспечивают временный характер управления, пока новое правительство не будет назначено. Согласно румынскому законодательству, в течение переходного периода правительство не может издавать постановлений и не может инициировать новые законопроекты или осуществлять государственную политику.
Правительственные кульбиты
Следует отметить, что текущей ситуации предшествовали непростые политические события в Румынии.
В декабре 2016 г., Социал-демократическая партия набрала 45.47% голосов, получив, таким образом, право выдвигать кандидата на должность премьер-министра и формировать состав исполнительной власти. Вскоре Сорин Гриндяну был избран премьер-министром и возглавил правительство, сформированное и поддержуемое СДП. Однако в дальнейшем, из-за новых законодательных предложений от социал-демократов в области правосудия последовали массовые протесты. Крупнейшие и самые многочисленные акции прошли в период с января по февраль 2017 г. Инициативы СДП мобилизовали гражданское общество в Румынии. Между тем, парламентская оппозиция, состоящая в основном из членов НЛП и ССР, не смогла получить поддержку парламентариев обоих палат и отправить правительство в отставку. Это было связано с тем, что, во-первых, СДП имела большинство в законодательном органе Румынии, а во-вторых, некоторые оппозиционные депутаты, включая инициатора вотума недоверия – НЛП, получали протекцию от новых инициатив СДП в области правосудия. Проблемы лидерства, с которыми сталкиваются члены НЛП, также стали аргументами для непринятия участия в голосовании.
Правительство во главе с Сорином Гриндяну устояло до начала лета 2017 г. Вместо него, после ряда конфликтных ситуаций между премьер-министром и лидером социал-демократов Ливиу Драгня, СДП назначила второго премьера – Михая Тудоса, который продержался на должности до января 2018 г.
В дальнейшем, уже в 29 января 2018 г, СДП предложила на должность премьер-министра Виорику Дэнчилэ, на замену Михаю Тудоса. Ее кандидатура была принята президентом страны Клаусом Йоханнисом, который впоследствии из-за своего решения подвергся резкой критике со стороны своего собственного электората.
Череда промахов и неудач
Однако, все это не изменило ситуацию в государственной политике и стране в целом. Постоянные протесты, а также внутренние проблемы в СДП, привели к новым отставкам. В течение этого периода СДП увеличило заработную плату и поддерживало социальную политику (иногда без достаточной макроэкономической аргументации). Все это привело к увеличению инфляции, дефициту бюджета и осложнениям в общении с общественностью. Инфляция возросла на несколько пунктов, и многие инициативы в области экономической политики были раскритикованы внутренней общественностью и представителями европейских партнеров. Но, невзирая на это, Румыния показала положительные результаты в плане экономического роста на европейском уровне.
Своеобразным спусковым крючком, сыгравшим в дальнейших событиях определенную роль, стали выборы в Европейский парламент в мае 2019 г. Хотя электоральный период в ЕС не особенно привлекают румынскую общественность, однако эти выборы показала насколько ослабли позиции СДП. Партия получила низкий балл (22,5%) по сравнению с предыдущими выборами. В свою очередь, Альянс 2020, который был сформирован Союзом Спасения Румынии и Plus, во главе с бывшим премьер-министром Дачианом Чолошом, получил 22,4%. Больше всего голосов получила НЛП – 27%. Pro Румыния и ПНД удалось получить достаточно голосов, чтобы иметь двух представителей в Европейском парламенте.
Организованный в один день с европейскими выборами консультативный референдум, который был инициирован президентом Румынии Клаусом Йоханнисом, также подтвердил, что выбранный СДП курс является не совсем правильным и рейтинг партии с ее реформами стремительно скатывается вниз. Более 85% тех, кто участвовал в консультативном референдуме, проголосовали положительно по всем выносимым вопросам, поддержав тем самым позиции президента.
Окончательно популярность СДП снизилась, когда лидер партии группы Ливиу Драгня был приговорен к трем с половиной годам за коррупцию в Управлении по защите детей в Телеормане. Фактически, партия лишилась своего сильного и влиятельного лидера. Поэтому пребывание Дэнчилэ на должности премьера стало вопросом времени.
Далее СДП выступила против избрания Лауры Кодруги Ковеши на должность Европейского прокурора Европейского Союза. Кандидаты, выдвинутые Румынией на должность еврокомиссара, были отклонены юридическими комиссиями. Пострадал не только имидж СДП, но и имидж Румынии.
Все эти моменты создали условия для оппозиции по вынесение вотума недоверия правительству. В результате, на этот раз, как уже было сказано выше, эту идею поддержало уже 238 парламентариев.
Вопросы с неизвестными
Сразу после голосования в парламенте, партии, которые поддержали инициативу о роспуске правительства, начали обсуждение будущей правительственной модели. Однако здесь не так все просто из-за существующих внутренних противоречий в самой оппозиции. Так, например, Союз «Спасение Румынии» вообще выступил за организацию досрочных парламентских выборов.
Тем не менее, в соответствии с правовой процедурой, НЛП должна взять на себя ответственность за дальнейшее развитие ситуации, как партия, которая инициировала процедура вотум недоверия. В дальнейшем она должна найти необходимую поддержку в парламенте для голосования за новое правительство. Удастся ли ей это, пока неизвестно.
Ну, а пока, президент Румынии Клаус Йоханнис встретился 14 октября 2019 г. с членами нескольких политических партий, включая НЛП, ССР, ALDE и Pro Румыния, чтобы провести переговоры о назначении премьер-министра. Затем последуют консультации с ПНД и Демократическим союзом венгров Румынии.
Наиболее вероятным кандидатом называют Людовика Орбана – лидера Национал-либеральной партии. Однако несколько представителей СДП уже заявили прессе, что не будут голосовать за предложенного кандидата на пост премьер-министра.
Кроме неясности в вопросе будущего правительства Румынии, существует еще и ряд вопросов, ответов на которые пока не. Так, после отставки Кабинета Министров, самый актуальный вопрос, который необходимо задать, заключается в том – а готова ли НЛП управлять? Какова истинная цель для вотума недоверия – принять ответственность за правительство или просто отправить его в отставку Виорике Дэнчилэ? Из этого основного вопроса возникает много других, которые необходимы для оценки текущего политического и социального контекста в Румынии. Среди них: Насколько хорошо авторы инициативы о вотуме недоверия оценили свои политические результаты и результаты политики, реализуемой СДП в последние годы? Хорошо ли они оценили свои возможности и собственные человеческие ресурсы? Насколько хорошо они оценили партнерские отношения с другими политическими партиями в парламенте, которые до недавнего времени формировали оппозицию? Что будет с экономическими результатами правительства Дэнчилэ? К этим вопросам можно добавить много и других деталей, которые требуют большего внимания, на фоне приближения президентских выборов.
Вот на эти вопросы политические партии, которые сейчас претендуют на власть, должны ответить, в то время как будут готовиться к парламентским выборам в 2020 г. Ведь когда у СДП есть еще внушительный ресурс и политический в масштабах державы, выстроить выгодную для себя внутреннюю и внешнюю политику, будет для оппозиционных партий, не так легко, по крайней мере, до очередных парламентских выборов.
Анжела Грамада,
Президент Ассоциации экспертов по безопасности и глобальных вопросов (ESGA, Румыния)