Публікації експертів ЦДАКР – Південний Кавказ

ПостСочи, предВашингтон и текущий срез армяно-азербайджанского урегулирования. Часть 2. Армения. От Рубена Меграбяна

Армения на пути к построссийскому региону – без войн, без диктата, без дискриминации

Тектонические процессы в евроатлантическом пространстве в связи с войной России против Украины, беспрецедентная для эпохи после Холодной войны консолидация демократий во главе с США глубоко затрагивают также регион Южного Кавказа, в корне меняя все сложившиеся представления о безопасности и благе.

Складывающиеся и уже сложившиеся обстоятельства среди политического класса Армении представляются как историческая возможность стратегического пересмотра отношений с внешним миром, коррекции всей асимметрии отношений с Россией как результата, прежде всего, коррупционной логики в годы правления олигархического режима в стране, и создания более благоприятной среды безопасности в регионе, необходимой для развития.

Российский фактор на Кавказе: морально-политическое банкротство, эрозия, умножение на ноль

Начавшийся с 44-дневной войны закономерный процесс переосмысления обществом и политическим классом Армении всего комплекса отношений с Россией в настоящее время перешел на этап практических решений.

Вся договорно-правовая база между Арменией и Россией на сегодняшний день нереализуема в принципе – в силу либо неспособности/нежелания со стороны Москвы, либо неоправданных рисков в связи с исторически беспрецедентными санкциями против РФ. Если с началом преступной войны режима Путина против Украины Армения приняла принципиальное решение не поддерживать позицию РФ и осталась приверженной этому решению, невзирая на очевидные риски и давление со стороны Москвы, то сейчас, когда задокументированный состав преступлений России на суверенной территории Украины соответствует преступлениям против человечности, отношения с нею просто токсичны с морально-политической точки зрения и становятся невозможными в принципе и на практике.

А позиция просто «не поддерживать Россию» на девятый месяц полномасштабной фазы войны представляется политически недостаточной с точки зрения интересов Армении и уже морально ущербной на фоне массовых преступлений России и ее армии в Украине.

Россия, де-факто возглавляя ОДКБ, в которой сейчас Армения по иронии судьбы председательствует, фактически ставит под вопрос:

а/ независимость и суверенитет Армении, выстроив стратегию по принуждению с целью вовлечь в т.н. «союзное государство»;

б/ территориальную целостность Армении в её международно признанных границах, будучи главным бенефициаром десуверенизации части территории Армении в марзе Сюник, к чему Москва стремится, действуя в тандеме с Баку;

в/ соблюдение режима прекращения огня на границе Армении с Азербайджаном, усматривая в этом возможность монополизации и инструментализации процесса делимитации и демаркации с целью установления своего контроля.

В Армении на сегодня доминирует убеждение, что именно Россия поощряет Азербайджан и создает ему возможность перманентно шантажировать Армению, ведя политику «с позиции силы» с целью принудить к договору исключительно на максималистских условиях Баку, что выгодно и России. Выгодно в логике «армянского гамбита», разыгрываемого еще со времен царской империи, продолженного ранними большевиками, поздним СССР, а в настоящее время – путинским режимом (жертвование армянскими интересами для обретения преимущества на всей «южнокавказской доске»).

И это притом, что военный фактор России, как чуть ли не единственный ее «аргумент» в региональных и глобальных амбициях, на девятом месяце агрессивной войны против Украины стал необратимо рассыпаться и умножаться на ноль – и в морально-политическом, и в военно-техническом, и в технологическом, и в военно-организационном отношениях.

В настоящее время в армянском обществе Россия воспринимается не как «союзник» (как утверждается в целом ворохе разных межгосударственных документов еще с начала 1990-ых), а как главный генератор угроз экзистенциального уровня, как противник самой идеи Армянской государственности, как страна, с которой нам не по пути в политике, в экономике… И в принципе, как страна, с которой нет и не может быть никакой общности ни в целях, ни в интересах, ни в ценностях. В то же время, статус отношений демократической Армении с Россией на фоне ее преступной войны – главное препятствие для рестарта и формирования нового качества отношений с новыми партнерами, в т.ч. альтернативными Кремлю центрами силы.  

Американский фактор в регионе: Европейский Союз – «партнер-единомышленник» в переговорах на Южном Кавказе

Представляется закономерным, что вышеуказанные тренды являются вызовом и диктуют Армении необходимость фундаментальной переоценки и пересмотра политических подходов и стратегий, и прежде всего – в сфере безопасности, обороны и экономики, что возможно только надеясь на себя, в то же время, найдя иных партнеров – «в обход» России как обязательное условие.

За прошедшие драматичные во всех отношениях месяцы официальный Ереван успешно задействовал площадки диалога по самому широкому спектру вопросов с США, Францией, Британией, Грецией и Кипром, Индией и другими партнерами, с которыми зафиксирована общность целей, интересов и ценностей, а также с Ираном – по вопросам, представляющим обоюдный интерес, как территориальная целостность Армении, межгосударственная инфраструктура и др.

Со стороны Еревана это были встречные шаги. США как лидер обновленного нынешней администрацией Трансатлантического союза и Свободного мира, сконцентрировавшись на вызовах в связи с агрессией России, пришел к выводу о необходимости переформатирования всего постсоветского пространства, в том числе – Южного Кавказа. Свидетельством тому – учреждение должности старшего советника Госсекретаря США по переговорам на Кавказе, назначение дипломата-тяжеловеса Филипа Рикера на эту должность в конце августа с.г. и последующие шаги американской дипломатии, которые повлекли за собой «эффекты второго порядка», открывшие возможности для других инициатив со стороны других партнеров.

В первую очередь, речь идет о Европейском Союзе, которого американская дипломатия называет «партнером-единомышленником» – в лице председателя Европейского Совета Шарля Мишеля и спецпредставителя Тойво Клаара. Однако ЕС – это сугубо «мягкая сила» и во многом бюрократическая логика в действиях, которую Россия многократно «обходила», когда противопоставляла «мягкой силе» то, что является ее козырем – возможности по «силовому переворачиванию стола». В Вашингтоне есть понимание, что оставлять европейские усилия в регионе «вариться в собственном соку» – это означает обрекать на предрешенную неудачу и решение вопросов в ущерб западным интересам. Поэтому сугубо силовой потенциал – лучшая «подпорка» для «мягкой силы» ЕС, которая выдвинута в настоящее время на «первую линию», даже на острие дипломатии.

Сочинское фиаско: а разговоров-то …

Скандальная увертюра к Сочинской встрече 31 октября 2022, с объявлением де-факто персоной нон грата «друга армянского народа» Константина Затулина, затем с признаниями Андраника Миграняна и Маргариты Симоньян о том, что они тоже в этом списке, угрозы со стороны Затулина «судьбой Садата» в адрес армянского руководства, Валдайский «бенефис» В.Путина с попыткой словесной наживки задобрить армянскую публику и, параллельно, настроить против правительства, Лукашенковские «разъяснения для Еревана» на онлайн-саммите ОДКБ в режиме пресс-секретаря Путина, «заседание Лазаревского клуба» в Ереване и Москве в онлайне с требованием к Еревану «отказаться от Вашингтонского плана» и «одобрить российский план» – все это никак не соответствовало конечному результату всего этого истерического марафона в виде нового «трехстороннего заявления» ни о чем.

Ереван сыграл на нейтрализацию беспрецедентного давления со стороны Москвы, на его переадресацию в сторону Баку. Однако, у Москвы нет желания/возможности с Баку вытворять то же самое, что и с Ереваном, и в результате «сочинская гора» Путина «родила мышь».

Переговорный процесс между Ереваном и Баку будет продолжаться, другое дело, что успокоившаяся на текущий момент Москва сама же зафиксировала свою неспособность перетащить процесс на свою площадку на монопольных правах ввиду двух параллельных обстоятельств: масштабной вовлеченности США и Европы в процесс, в т.ч. наблюдателей ЕС и ОБСЕ со стороны Армении, и военное фиаско Кремля в Украине. А впереди – новые встречи представителей сторон разного уровня, Армении и Азербайджана, на западных площадках, в Европе и США.

Важные особенности политики Армении на текущий момент

1. Отношения с Россией

У России в отношении Армении исчерпан «ресурс убеждения», но не исчерпан «ресурс принуждения», который обусловлен асимметричным российским присутствием в стране, носящим больше инерционный характер, но переставшим в силу вышеописанных обстоятельств носить какую-либо «смысловую нагрузку». Это означает, что России предлагать больше нечего, ей остается только запугивать, блефовать, манипулировать в паблике, а также попытаться демотивировать общество посредством токсичной пропаганды и дезинформации.

Это также означает, что в сотрудничестве с демократическими партнерами Армения должна наращивать свои внутренние возможности и «запас прочности» по противодействию российским поползновениям путем укрепления институций и грамотного выстраивания стратегических коммуникаций (связи с общественностью, борьба с дезинформацией, люстрация истинных намерений партнеров и др.).

2. Переговоры с Азербайджаном и Турцией

При всей безусловной важности продолжения нацеленных на результат переговорных процессов с проблемными соседями – Азербайджаном и Турцией, фактор России в них – не часть решения проблемы, а суть сама проблема.

Более того, это угроза их успеху, поскольку перманентная неурегулированность отношений между странами региона – главный аргумент «незаменимости России в регионе», причем «на земле». Абсолютно очевидно, что тактика России будет состоять в том, чтобы максимально вовлекаться в переговорные процессы, насколько будут позволять возможности, чтобы их вести не к окончательному результату, а чтобы их «подвесить». На этом пути также представляется естественной российская практика запугивания, вперемешку с «братской» риторикой, блефом, манипуляциями массового сознания, запуском конспирологических теорий «обоюдоострого» характера, где главные нарративы есть ни что иное как продукты еще царской охранки начала 20-го века … Тем самым, важнейшая задача Армении в переговорных процессах – максимальное дистанцирование от России, напрямую диктуемое жизненными интересами.

Диалог с Турцией, постоянно присутствующий в повестке контактов Вашингтон-Анкара, обрел ключевую важность в деле формирования благоприятной среды безопасности вокруг Армении. Он ведётся и в двустороннем формате, и намеченные шаги в рамках достигнутых промежуточных договоренностей (открытие границы для лиц с диппаспортами, граждан третьих стран, открытие авиаперевозок и др.) подошли к этапу реализации.

Однако сколько бы разговор ни шел о процессе без предусловий, Анкара будет коррелировать свои шаги с ходом другого переговорного процесса – между Арменией и Азербайджаном. Тезис премьера Пашиняна о реалистичности в двухмесячный срок заключить мирный договор с Азербайджаном на основе Алматинской декларации и Устава ООН, как представляется, имеет целью подстегнуть оба процесса. Очевидно, что это сильно раздражает Москву, которая устами своего посла в Ереване говорит о том, что «вопрос Карабаха нужно оставить решать следующим поколениям». В переводе с дипломатического языка на общепринятый это означает намерение оставить военную силу в Нагорном Карабахе на неопределенно долгое время, однако Москва не готова идти дальше слов в направлении Баку, а Ереван не готов поддаваться на становящиеся пустыми угрозы и просроченные «словесные финты».

3. К новым союзам – с лидером Свободного мира, ведущими демократиями в Европе и Азии

Расширение возможностей Армении противостоять вызовам и отстаивать свои интересы, свою повестку мира в регионе, исходящую из жизненных интересов армянской нации возможно в союзе с партнерами, с которыми зафиксирована общность видения будущего – ближайшего, среднесрочного, долгосрочного. Нынешние отношения Армении с лидером Свободного мира – США, попросту неадекватны этой задаче и требуют действий срочного характера. США прошли свой «тест влияния» в регионе, практически остановив новый виток войны в регионе 13-14 сентября с.г., запущенный азербайджанской стороной, и который был уже «не про Карабах». В настоящее время официальный Ереван открыто заявляет о необходимости повышения уровня отношений с США, диалог ведется на всех уровнях.

4. Реализация повестки демократических реформ – вопрос безопасности

Внешние возможности Армении, ее внешней политики, оборонной политики, военно-технического сотрудничества – напрямую зависят от успехов в политике внутренней, показателем которых является реализация политики реформ. Реформы включают, естественно, также сферу правосудия и безопасности.

На 2023 г. намечено формирование нового Министерства внутренних дел и новой Службы внешней разведки, это будет решающий год также в военной реформе.

Успех этих важнейших мер будет обусловлен успехом в направлении стратегического пересмотра всего комплекса отношений с Россией, пересмотра критериев определения друзей/врагов, и в обществе есть сильный запрос по данному вопросу, который должен получить отклик у политического класса, что является также вопросом его адекватности.

Начавшаяся практика объявления персоной нон грата лиц, ведущих публичную деятельность против Республики Армения, введение в оборот законопроекта о криминализации заявлений и деятельности, ставящих под вопрос независимость и суверенитет Армении, «лобовые» заявления высших руководителей страны по вопросам российской политики можно рассматривать как знаковые.

Однако это лишь начало пути. Это должно подкрепляться законодательными, судебными, институциональными шагами, в том числе люстрацией и выведением «на обочину» политики посредством западных санкций лиц, аффилированных с Россией, посредством коррупции подрывающих демократию в стране. Пример Молдовы в этом отношении может стать эталонным.

Вопрос реформ – это вопрос безопасности, вопрос увеличения запаса внутренней прочности как необходимого условия для продвижения к цели вовне по пути к построссийскому региону – без войн, без диктата, без дискриминации, к миру в регионе, безопасности и развитию страны.

Рубен Меграбян, координатор исследований Армянского Института международных отношений и безопасности