Во время недавнего визита на полигон под Ивацевичами Лукашенко поделился своим видением развития белорусской оборонной промышленности. Она, в частности, включает создание отечественного стрелкового оружия. Имеет ли это смысл, и во что государству лучше инвестировать время и средства, чтобы себя защитить и заработать?
На спрятанном в лесу полигоне Доманово в глаза бросалась техника песочного цвета – такой камуфляж используют в пустыне. То есть, продукция идет на экспорт. Как, например, модернизированный в Беларуси танк Т-72БМЭ или бронемашины «Кайман», которые приобрел Кот-д’Ивуар.
«У нас нет ни производства пушек, ни производства танковых двигателей, ни автоматов заряжания. Мы меняем электронную начинку, бортовую аппаратуру. Это то, что наши предприятия всегда делали хорошо, на уровне лучших мировых образцов. Кто потребитель? Думаю, наши друзья на Ближнем Востоке», – комментирует военный обозреватель Александр Алесин.
Лукашенко показали и другое вооружение – от средств радиоэлектронной борьбы до стрелкового оружия. Именно на него обратил особое внимание глава государства: мол, автоматы и пистолеты нужно иметь свои.
«Нам нужно защитить Беларусь. И под это надо создавать современную армию и соответствующее вооружение. Почему наше вооружение? Не факт, что нам помогут, если вдруг что-то случится. Достаточно примеров, мы видим поведение некоторых здесь союзников. Кроме России нам рассчитывать не на кого. Да и на Россию мы не можем на сто процентов рассчитывать», – заявил Александр Лукашенко.
До недавнего времени Беларусь разрабатывала много оружия совместно с Украиной. Были и крупные планы совместного авиационного производства, и проекты ракетного оружия – например, противотанковых ракетных комплексов «Скиф».
«Украина сейчас – в состоянии войны с Россией, а Беларусь – в состоянии союзного государства с Российской Федерацией. Что, естественно, создает абсолютно неблагоприятные условия для развития военно-технического сотрудничества, оборонно-промышленной кооперации. В результате те проекты и наработки, которые Украина и Беларусь осуществляли с начала войны с Россией, сейчас находятся в состоянии стагнации», – говорит вице-директор Центра исследования армии, конверсии и разоружения (Киев) Михайло Самусь.
Власти Беларуси большое внимание уделяют созданию беспилотников и средств борьбы с ними. События в Украине и Сирии показывают, что это оружие при относительно невысокой цене может наносить значительный урон противнику. Так, с начала вооруженного конфликта на Донбассе в Украине пострадали от пожаров четыре армейских склада – в Сватово, Калиновке, Балаклее и Ичне. Есть большая вероятность, что причина огня – диверсии с использованием дронов.
«Мы договорились, что не много у нас будет центров, которые разрабатывают беспилотники. Мы уже сегодня обнаруживаем, что нам нужно для армии, поэтому нужно объединить усилия и создать тот ударный беспилотник, который нам нужен. Беспилотники-разведчики у нас хорошие. И мы научились их использовать», – уверен Александр Лукашенко.
Кроме беспилотников и робототехники, государство обозначило, что перспективные направления развития нашей оборонной промышленности на ближайшие годы – ракетные технологии и высокоточное оружие, средства радиоэлектронной борьбы и противовоздушной обороны.
Очевидно, что власти пользуются и опытом соседних стран в попытках построить более-менее независимую от импорта вооружения армию.
«На рубеже 14 года, когда началась война, перед Вооруженными силами Украины и другими силовыми ведомствами Украины стал вопрос практически полного перевооружения. В условиях фактически полного разрыва связей с российскими оборонно-промышленными предприятиями Украина практически начала с нуля разработку и производство всей номенклатуры вооружений и военной техники», – продолжает украинский военный эксперт Михаил Самусь.
Беларусь настолько радикально не отдаляется от России, однако уже официальные лица и государственные СМИ высказывали возмущение политикой восточного соседа, который не просто отказался от прежней практики льготных поставок оружия своему стратегическому партнеру, а еще и начал замещение белорусской продукции на собственном рынке вооружений.
«Учитывая напряженность в отношениях США и России, акции белорусского ВПК на международном рынке оружия растут и будут расти. Ведь страны боятся, что если они возьмут американское оружие, попадут под санкции или давление со стороны России. Если купят российское оружие, Соединенные Штаты угрожают применить санкции против них», – добавляет Александр Алесин.
Эксперты отмечают, что хотя белорусский ВПК имеет много перспективных разработок, которые могут успешно экспортироваться, однако существует проблема с поступлением их в белорусскую армию. Польские эксперты, например, задаются вопросом о цели создания Беларусью своих автоматов и пистолетов – действительно ли она для себя или для Африки?
«Если Беларусь развивала промышленность стрелкового оружия только для личных нужд, это не имело бы особого смысла: в мире существует множество конструкций оружия, а вложенные в развитие нового стрелкового оружия усилия можно было бы направить на другие сферы. В более коротком времени для белорусского министерства обороны имело бы смысл сделать новую модификацию автомата АК», – считает Павел Флейшер из Института прогнозов и международных исследований (Польша).
Наши западные соседи в русле концепции «солдата будущего» уже 10 лет разрабатывают собственную стрелковую платформу «Грот», на базе которой выпускают автоматы, пулеметы и снайперские винтовки. И это при том, что Польша тратит на оборону 2% своего валового внутреннего продукта.
Оборонный бюджет Беларуси – меньше процента. Это самый низкий показатель среди всех стран-соседей.