Азійський монітор Публікації Публікації експертів

Итоги внутренней и внешней политики Кыргызстана за 2018 год. Что ожидать в 2019?

Официально 2018 год в Кыргызстане был объявлен Годом регионов. И не случайно. В ноябре 2017 на всенародных выборах Кыргызской Республики, набрав 54,76 % голосов избирателей, был избран новый президент Соронбай Жээнбеков. Бывший премьер, губернатор одной из самых крупных областей Кыргызстана в Ферганской долине, имеющий репутацию крепкого хозяйственника. Выходец юга страны, а для Кыргызстана принципиально происхождение, в постоянной политической конкурентной представленности Юг/Север, он долгое время находился на вторых ролях на политическом Олимпе страны.

Его немногословность и хозяйственность, а также сдержанная лояльность убедили предыдущего президента Алмазбека Атамбаева сделать на него ставку как политического «наследника». Эта интрига долго держала кыргызский политикум в напряжении – кто будет избранником и наследником: молодой и активный Сапар Исаков или сдержанный и консервативный Сооронбай Жээнбеков. Сам Атамбаев очевидно долго гадал. И когда к выборам 2017 года  он определился, политическое сообщество стало делать прогнозы чисто технического характера. Многие ожидали модель рокировки апробированной в Российской Федерации последних лет: президент – премьер-министр; Медведев – Путин». Ни что не предвещало иного хода событий.  Однако политика есть политика, и то что позволено в большой стране с уже устоявшейся политической системой и вертикалью власти, не позволено в небольшом динамичном государстве, пережившем за период независимости с 1991 года – две то ли революции, то ли политических переворота. 

Во всяком случае,  политический год 2018 прошел под эгидой оформления личного президентства Сооронбая Жээнбекова. Не сразу, но постепенно произошла его дистанциированость от бывшего шефа. Удаляясь мягкой поступью, его шаги перешли в более решительные меры. К концу 2018 года практически вся команда Алмазбека Атамбаева во главе с его ставленником – премьер-министром, тем самым, Сапаром Исаковым были под арестом, его личный ближний круг силовиков, сформированный из водителя и телохранителей, был смещен. Вместе с формальной Конституционной сменой власти – выборами, на что делали ставку некоторые, неожиданно в стране произошла еще и реальная политическая смена одного президента – Атамбаева, его же ставленником – Жээнбековым.

Действующий и предыдущий президенты Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков и Алмазбек Атамбаев

Нужно отметить, что период правления Атамбаева был достаточно сумбурным.  Что было характерно как во внутренней, так и во внешней политике скорее конфронтационными тенденциями. Во внутренней политике, стянув на себя силовой блок: прокуратура, МВД и КГБ, подчинив правительство – Министерство иностранных дел и большинство других отраслей, подмяв и экспроприировав СМИ, к концу своего президентства режим Атамбаева имел все классические авторитарные характеристики. Возможно, он так бы и продолжался бы, если бы не его первое клятвенное обещание обществу, в его последующем целом ряде популистских заявлений, не идти на второй срок в президенты. Был выбрал мягкий путь – подобрать лояльного наследника. План не удался.

И так – президент Сооронбай Жээнбеков.

Внутренняя политика

Зачистив поле от обязательств и зависимости прежнего президента в первой половине 2018 года, нынешний президент стал формировать и свою повестку. Она не сильно отлична от его профессионального стиля. Не даром и 2018 год, и 2019 год официально признаны Годами регионов в Кыргызстане. С той лишь разницей, что 2019-тый еще обозначен Годом регионов и цифровизации. Что это значит? Понять пока сложно. Очевидно, что на первом этапе проводится политика привлечения инвестиционных ресурсов на развитие регионов. Для этого были проведены встречи различного  уровня с международными организациями, донорскими, бизнес сообществом. Инициируются стартапы и другие инициативы по развитию регионов и сельского хозяйства. Общей целостной картины изменений и развития регионов не было. Не считая предвыборной программы президента, которая опирается, как собственно и в реальности, скорее на холический метод. Но говорить об общей, концептуальной картины изменений регионов или страны пока не приходится.

Однако итоги, вернее – цыплят по осени считают, особенно если дело касается регионов.  Но прежде будет весна. А  этот период в Кыргызстане, уже традиционно ассоциируется с высокой политической активностью. Особенно с протестной. Именно весной в марте-апреле проходили главные политические катаклизмы эпохи независимости. По-разному описанные в учебниках и исследованиях, как революции или неконституционные смены власти. Так или иначе, но даже этот январь 2019 года уже отметился рядом протестных акций в Бишкеке. Как на главной площади Ала-тоо, так и в общественной жизни. Диапазон протестов уже широк – профильные недовольства руководством (показательно взбунтовался государственный цирк и большинство его работников вышли с акцией протеста к главному зданию власти, где находится парламент). А на площадь вышли представители движения национал патриотов с антикитайской повесткой, которая включала ряд недовольств от «захвата месторождений» до  недовольства якобы «массового замужества местных девушек за граждан  Китая».

Стоит отметить, что политическая активность 2019 года будет вызвана, не только реакцией на актуальные события, но и тем, что в 2020 году в Кыргызстане будут проходить очередные выборы в парламент страны. Парламент или Жогорку Кенеш (перевод с кыргызского – Высший Совет) после президентских выборов находится в некотором хаотичном состоянии. Дело в том, что ведущая социал-демократическая партия Кыргызстана (СДПК) осталась без лидера (ее лидером был Алмазбек Атамбаев). То есть ее охватили раздоры и брожения. Как водится, часть некогда преданных членов перешла на сторону нового президента Жеенбекова, часть пытается отстаивать прежнего лидера. Очевидно, что единой, еще недавно такой слаженной повестки партии власти уже нет. Лидер другой социалистической партии «Ата-Мекен» («Родина»), некогда оппозиционной Атамбаеву  (и не без его помощи устраненный) популярный, опытный политик Омурбек Текебаев находится в тюрьме.  Являясь мощным оппонентом любой власти в Кыргызстане, он представляет серьезную конкуренцию и нынешнему президенту Сооронбаю Жээнбекову. Оба давно друг друга знают, оба представители одной области Юга страны. Остальные партии не имеют значительной силы и репутации. Некоторые спешно создавались под предыдущие выборы. То есть, предвыборная интрига уже нарастает и в части рейтинга политических партий, и в части лидеров этих партий. Правда, до сих пор остается загадкой тот факт – почему именно партии социалистического толка и идеологий так популярны в Кыргызстане. Учитывая экономическое положение, огромный отток миграции в Россию, Казахстан и другие страны, и внутреннюю социальную политику. Все это совершенно не сильно демонстрируют социалистических ценностей и повесток развития.


Экс лидер социалистической партии «Ата-Мекен» («Родина») Омурбек Текебаев

Если взять страны региона Центральной Азии, то рождаемость, как демографический фактор, – единственный наиболее стабильный и позитивный тренд для Кыргызстана. За последние 10 лет эта тенденция, которая считалась еще недавно положительной для всех стран региона, в Казахстане упала на 37%, а в Кыргызстане выросла на 7%. Растет уровень безработицы. С 2009 года  вырос внешний долг Кыргызстана — на 67%, для примера а Казахстана — 47%, у Таджикистана в два раза, а у Туркменистана он наоборот снизился на 20%.

Внешняя политика

 Серьезные изменения при Сооронбае Жээнбекове произошли во внешней политике Кыргызстана.  Дело в том, что президентство Жээнбекова  попадает на новый этап регионализации Центральной Азии. Прежде до 2018 год региональная политика характеризовалась скорее конфронтацией, лидеры региона часто если не игнорировали друг друга, то терпели. Некогда бывшие республики, став национальными государствами, настолько увлеклись национальным и государственным строительством, что часто пренебрегали добрососедскими отношениями. Здесь стоит отметить конкуренцию двух старейших лидеров региона – президента Казахстана – Нурсултана Назарбаева и президента Узбекистана Ислама Каримова, оба находясь у власти почти четверть века, скорее соперничали между собой, чем ладили. Часто информацию о событиях в соседних странах общества получали через международные каналы Альджаира, Би-Би-Си или Евроньюс.  К тому же и Алмазбек Атамбаев за свой 6-летний срок правления умудрился испортить отношения и с США (выдворив американскую базу с территории Кыргызстана), и с Турцией (с давних пор считавшимся не просто союзником, но братским тюркским государством), периодически с Россией и особенно с ближним соседним Казахстаном. В новейшей истории Кыргызстана, в 2010 году случился кровавый межэтнический конфликт на юге страны между кыргызами и узбеками, который чудом не перерос в конфликт между двумя соседствующими государствами.

Президентство Жээнбекова с самого начало во внешней политике дало беспрецедентные позитивные результаты. Прежде всего, с соседями по региону.  Не случайно,  президентство Жээнбекова началось именно с беспрецедентно позитивного за последнее десятилетие сближения с Узбекистаном. Культурные, экономические проблемы были улажены в беспрецедентно рекордно короткие сроки. Долгое время закрытые границы открылись, для жителей юга страны, который граничит с Узбекистаном и издревле имеет социально-экономические корни.

 Консервативный, и бесспорно региональный лидер Центральной Азии, президент Нурсултан Назарбаев также довольно благосклонно отнесся к новому президенту Кыргызстана. Братские связи кыргызско-казахских лидеров еще недавно пришедшие в тупик, перешли в стадию оттепели.

Встреча Сооронбая Жеенбекова с Нурсултаном Назарбаевым

В координатах дальнего видения политика Жээнбекова не изменилась. Как и во внешней политике, так и в области безопасности и международных блоков Кыргызстан, при Сооронбае Жээнбекове демонстрирует полную лояльность и последовательность за Россией. Это видно по подписанным протоколам в рамках ОДКБ, ЕАЭС и ШОС. Если другие страны региона, пытаются вести собственную игру, при внешнем одобрении политики России, то Кыргызстан наоборот. Сооронбай Жээнбеков довольно активно поддержал даже инициативу с введением общей валюты в ЕАЭС. Оптимистичней, кстати говоря, чем остальные более опытные члены это организации.

Так, Сооронбай Жээнбеков продемонстрировал, что Россия – по-прежнему главный акцент в политике Кыргызстана. При этом, оставаясь довольно выдержанным и в отношении других векторов во внешней политике, будь то Китай, Европа или другие страны.

Символично, что свой первый государственный визит президент Жээнбеков осуществил именно в Китай, приняв участие в заседании СГГ ШОС в Циндао в июне 2018 года. Взаимодействие с большим соседом активно развивается прежде всего на двустороннем уровне, особенно в торгово-экономических отношениях. В Год развития регионов Кыргызстана удалось убедить китайскую сторону о выделении гранта на сумму 600 млн юаней на реализацию проектов по созданию научно-инновационного сельскохозяйственного технопарка, оснащение ветеринарных и фитосанитарных лабораторий, развитие дорожной сети Бишкека, обеспечение питьевой водой отдаленных районов Кыргызстана.

Удалось и примирение с Турцией, вернув расположение турецкого лидера. Так после четырёх летнего перерыва было проведено IV заседание Высшего совета стратегического сотрудничества Кыргызстана и Турции.

Довольно благодушный вектор, но с легкой оглядкой на север, пока складывается и относительно Европы и США.

Предположить, что у Кыргызстана и его нового президента хватит ресурсов и маневра для равномерной многовекторной политике было бы наивно. Однако, пока этот баланс не нарушен. Саму политику Жээнбекова во внешней политике сейчас можно назвать форматом кризис-менеджера.

Однако из акцентов, на которые президент все-таки делал особое ударение это – ислам, наиболее вызывающий не однозначные оценки. Дело в том что подавляющее население страны, оценивает себя мусульманами – 95%. Однако Кыргызская Республика официально, по Конституции страны, является светским государством, и во всяком случае, до недавних пор демонстрировала свои ценностные устремления и подписывала конвенции в последовательности Устойчивым ценностям тысячелетия и продвигая демократические установки.

Однако уже в начале 2019 года разразился скандал в Парламенте Совета Европы, которая выразила  обеспокоенность поддержкой несколькими государствами-участниками норм шариата, включая положения, явно противоречащие Европейской конвенции о правах человека. Об этом говорится в резолюции организации. «Глубокую обеспокоенность вызывает то, что «три участницы ПАСЕ, а именно Албания, Азербайджан и Турция, прямо или косвенно одобрили Каирскую декларацию, так же как Иордания, Кыргызстан, Марокко и Палестина, чьи парламенты имеют в ПАСЕ статус партнеров по демократии», — отметила ассамблея. ПАСЕ, поддерживающая принцип разделения государства и религии, подчеркнула, что «исламские декларации о правах человека, принятые с 1980-х годов, будучи, скорее, религиозными, чем правовыми, не могут примирить ислам с универсальными правами человека, в том числе Каирская декларация о правах человека 1990-го, которая, хотя и не имеет обязательной юридической силы, имеет символическое и политическое значение с точки зрения политики в области прав человека в исламе». Резолюция, принятая ПАСЕ, призывает государства защищать права человека, независимо от религиозных или культурных обычаев либо традиций.

Здесь стоит отметить, что Кыргызстан является и членом Организации исламского сотрудничества – ОИС,  с декабря 1992 года. В 2011 году КР присоединилась к Уставу ОИС, в 2012 году его ратифицировала. Официальной версией вступления стало потенциальное более тесное сотрудничество со странами исламского мира для того, чтобы поднять уровень жизни в КР через совместные проекты.

Стиль семьи Жээнбековых и некоторые его высказывания демонстрируют высокую религиозность. Что уже вызвало с одной стороны настороженность у сторонников светскости, заложенной в Конституции в самой Кыргызской Республике. С другой стороны, усилило очевидный парадокс на уровне государства, которое вроде бы активно заявляет и борется с исламским экстремизмом и терроризмом (во всяком случае, в мандате ОДКБ), но при этом на элитном уровне демонстрирует полную приверженность доминирующей конфессии – исламу. 

На 2019 год в планах руководства Кыргызстана также серьезные намерения. Три официальных визита в Кыргызстан высокого уровня:  визит председателя Китая Си Цзиньпина в Кыргызстан (пока конкретная дата не уточняется, ведутся переговоры), государственный визит Владимира Путина (министр иностранных дел России Сергей Лавров в настоящее время находится в КР. Он отметил, что его официальный визит в Бишкек посвящен подготовке государственного визита Владимира Путина в Кыргызстан, а также заседания межправительственной комиссии, которое состоится 1 марта 2019 года). Также, в первом полугодии 2019 года  ожидается приезд с официальным визитом премьер-министра Индии Нарендра Моди в КР.

Главным внешнеполитическим мероприятием в Кыргызстане на 2019 год намечен очередной саммите глав государств-членов ШОС. На прошедшем саммите в г. Циндао Китайской Народной Республики председательство в Организации перешло Кыргызстану.

«Мы рассматриваем ШОС, как площадку для установления взаимодоверительных отношений и развития сотрудничества. Авторитет ШОС с каждым годом укрепляется и растет. Основой Организации является единство государств участников, доверительное партнерство и взаимоуважение», — отметил Сооронбай Жээнбеков.

В целом, внешне политический курс Кыргызстана ориентирован скорее на сотрудничество.

Визит Жээнбекова в КНР

Выводы:

  • Сооронбай Жээнбеков, притом,  что в 2018 году ему удалось отмежеваться от патроната прежнего президента Алмаза Атамбаева, в основном ведет ту же линию консервативного развития в стране. На  внешнеполитическом уровне демонстрируя лояльность прежней метрополии России, а также сотрудничество с организациями, где РФ является задающей – ЕАЭС, ОДКБ в меньшей мере ШОС.
  • На региональном уровне, предпринятые президентом Сооронбаем Жээнбековым усилия, сказались положительно. Отношения со всеми лидерами региона стабильные, положительные.  Это дает возможность решать как социальные, культурные, экономические вопросы, а также долго не решаемые вопросы связанные с частичным открытием границ на пограничных пунктах)  и их демаркации (Казахстан, Узбекистан).
  • Восстановлены связи с тюркским миром, и его главным узловым государством – Турцией, отношения с которой были натянуты. Единственно спорные вопросы остаются в гуманитарно-идеологической сфере,  связанные с внутренними политическими противоречиями в самой Турции  (лицеи Себат-Сапат). Однако все больше проявляется дисбаланс между светской политикой государства и европейскими обязательствами. Подтверждение этому – Каирская декларация и реакция на нее в ПАСЕ.
  • Возможен также дисбаланс между пророссийской политикой и некоторыми обязательствами в Совете Европе и даже ООН. Этот водораздел все больше усиливается между самой Россией и европейским государствами, и не только. Кыргызстан, как и все страны региона, рано или поздно, возможно уже в 2019 году встанут перед выбором. Подобные противоречия могут привести и к дальнейшим изменениям не только на международном рынке и конфигурации, но и во внутренней политике. Так, ожидания экономических перспектив по вхождению в Таможенный союз, а затем а Евразийский экономический союз, пока не дали серьезных выгод.
  • Во внутренней политике до сих пор нет четкой повестки. Второй официальный Год регионов пока не вывел ни регионы, ни саму страну к каким либо экономическим и прочим сдвигам.
  • Уровень гражданской активности, СМИ, НПО также высок, как и стабильная протестность. Что в условиях новейшей политической истории Кыргызстана, задает определенные уроки в будущее.


Эльмира Ногойбаева,
Руководитель аналитического центра «Полис Азия» (Бишкек)