Вашему вниманию предлагается статья таджикских политологов Махмуда Гиёсова и Шерали Ризоёна о перспективах развития ситуации в Афганистане в контексте влияния внешних игроков и вывода контингента США из Афганистана.
Анализ политических процессов в Афганистане показывает, что в течении последних полвека на ситуацию в этой стране влияют глобальные и региональные державы. Сегодня в Афганистане ключевым является вопрос достижения мира и национального согласия, и это обстоятельство завысит как от внутренних, так и внешних факторов.
В нынешних условиях актуально проанализировать интересы и позицию вовлеченных в проблему Афганистана глобальных и региональных держав, и как их политика может содействовать (либо противодействовать) достижению мира в этой стране, стабилизации (дестабилизации) политической ситуации и обеспечению (уязвимости) безопасности. В Афганистане традиционно постоянные свои интересы имеют США, Россия, Китай, Великобритания, Франция, Германия, Иран, Пакистан, Индия, государства Персидского Залива и другие страны. Интересы этих государств уже длительный период имеют неизменную специфику, и территория Афганистана используется как пространство для конкуренции и противодействия друг другу. В публичном поле и СМИ не раз писали о противоборстве разведслужб между США и Россией (СССР), США и Ираном, США и Китаем, Ираном и Саудовской Аравией, Пакистаном и Индией, и с другими странами. Следует учитывать то, что с учетом изменения мировой повестки и интересов вовлеченных государств их конфронтация друг с другом трансформируется.
После 2001 года в Афганистане наблюдается как кооперация глобальных и региональных держав, так и противоборство между ними. Основной целью данной статьи является краткий анализ ситуации за последние 5 лет в условиях столкновения интересов вовлеченных государств и перспектив достижения устойчивого мира в Афганистане в этих условиях.
Интересы США в Афганистане
США вошли в Афганистан для реализации своих стратегических целей: искоренения терроризма, источников его появления и обеспечения; формирования демократического и правового центрального правительства; обеспечения безопасности и стабильности; создания условий для реализации человеческого потенциала и упрочнения общечеловеческих ценностей. Как показывает нынешняя ситуация, они не смогли (либо не захотели) полностью достичь поставленные цели. Таким образом, с учетом глобальных трендов и внутриполитической ситуации в Афганистане, отсутствия координации между заинтересованными региональными странами, в том числе соседями этой страны: Пакистаном и Ираном, афганский кризис остается нерешаемым, и все факторы позволяют сделать вывод, что в будущем так и останется.
Следует отметить, что неудача стратегии США в Афганистане имеет специфичные причины:
– отсутствие нужного восприятия и знания о культуре и психологии афганцев (мнение экспертов по этому поводу имеют диаметрально противоположенный характер: некоторые из их них считают, что американцы прекрасно осведомлены о традициях и культуре афганцев, но не смогли (либо не захотели) улучшить ситуацию);
– не уделение должного внимания формированию сильного демократического правительства;
– трата значительной части финансовой помощи на неправительственные организаций Афганистана, в результате чего появились ряд влиятельных неофициальных структур, которые создавали и создают преграды для реализации политики центрального правительства;
– учет политики Пакистана в дела Афганистана, и не уделения особого внимания на политику Пакистана в сфере безопасности военного характера в этой стране;
– не обращения должного внимания на деятельность транснациональных преступных групп, которые занимаются незаконным оборотом наркотических средств и других ценных материалов;.
В усугублении ситуации в Афганистане ключевую роль сыграли внутренние силы, но не менее важную роль выполнили вовлеченные страны со своей не до конца разработанной или разработанной в полной мере, но нереализованной политикой. В этом контексте, в отношении политики США в Афганистане в современных условиях следует подчеркнуть, что политические деятели этой страны для сохранения собственного имиджа, без привлечения центрального правительства в Кабуле, начали вести отрытые и закрытие переговоры с движением Талибан и подписали мирное соглашения в 2019 году. Можно смело предполагать, что в ближайшем будущем они будут стараться чтобы воюющие стороны в Афганистане достигли хотя бы относительного мира, и подписали мирное соглашение.
В США прекрасно понимают, что в современных условиях невозможно посадить все террористические группы в Афганистане за стол переговоров. Поэтому постараются привлечь ряд политических личностей этих групп, обещая и предоставляя им гарантии посредством заинтересованных государств и друзей Талибов, в том числе Пакистана.
В нынешних условиях договоренности с рядом политических личностей и руководителей Талибов в перспективе не гарантирует формирования всеобъемлющего мира. Поскольку, ряд групп внутри Талибов, в том числе военные и финансовые структуры, а также многие вооруженные группы не готовы отказаться от собственных интересов и ожиданий поддерживающих их стран. Изучения вопроса показывает, что американцы прекрасно осведомлены об этом факторе, но с учетом ситуации в мире не хотят застрять в Афганистане и далее тратить значительные финансовые ресурсы.
С другой стороны, исходя из существующих условий внешнего и внутреннего характера, Афганистан не может освоит значительные инвестиции, и невозможно сравнивать его с Ираком в контексте глобальной политики и экономики.
Американцы в реализации собственных инициатив всегда учитывают политику соседних государств, с которыми установили тесные военно-политические отношения. Опыт США показывает, что они, вне зависимости от президента-демократа или республиканца, учитывают фактор Пакистана. С момента вовлечения в афганский кризис во многом поддерживали и учитывали политику Пакистана в отношении Афганистана, и в будущем это положение будет продолжатся. В этом контексте привлечение внимания Пакистана на мирное соглашение между США и Талибами, консенсус Залмая Халилзода, спецпредставителя США по вопросам афганского примирения с центральным правительством Афганистана, Талибами и Пакистаном свидетельствует об особой роли соседнего государства. По этому вопросу Залмай Халилзода не встречался с пакистанскими политиками, а провел переговоры с Камар Джовидом Баджво – председателем Штаба Армии Пакистана.
Для США значение Афганистана и стабильность в этой стране естественным образом будет снижаться. На это повлияет современное положение международных отношений и особенно непредсказуемые последствия глобального кризиса, связанная с пандемией COVID-19. Существует вероятность, что американцы воспользуются наработанной практикой в Ираке и постараются достичь относительного согласия между противоборствующими силами в Афганистане. Подобная политическая система имеет уязвимость перед существующими вызовами и угрозами, и будет зависеть от внешней помощи. Можно предложить, что США при необходимости оставят несколько своих военных баз, и тем самым сохранят свое влияния в Афганистане и в регионе в целом.
Интересы России в Афганистане
В Российской Федерации граница государств Центральной Азии с Афганистаном воспринимается как зона обеспечения своих стратегических интересов на южных рубежах. Поэтому, Москва в отношении развития ситуации в Афганистане не может стать нейтральной стороной. Российская стратегия по Афганистану за эти годы показала свою эффективность, так как без серьёзного вложения финансовых и технических ресурсов Москва смогла укрепить свою позицию среди ключевых внешних и внутренних игроков. Примером может выступать инициирование Московского формата по Афганистану, в заседаниях которого принимали участие представители элит из этой страны.
К числу постоянных интересов России в Афганистане можно отнести: вовлечение в текущие процессы в Афганистане; противодействие потенциальным угрозам со стороны террористических групп в странах Центральной Азии; обеспечение коллективной безопасности в рамках ОДКБ; противодействие незаконному обороту наркотиков; в случае вывода войск западных стран – усиление своего присутствия. Таким образом, за последние пять лет политический истеблишмент России, основываясь на своих постоянных интересах, проводил собственную стратегию в отношении афганского кризиса.
Россия, имея колоссальный опыт еще со времен Советского Союза, смогла разработать и реализовать комплексную политику, которая не вызывала к себе большого внимания, и в определенной мере достигла своих целей. Поскольку провалы и неудачи стратегии западных стран для России считается успехом. Но несмотря на свою закрытую и осторожную политику, в некоторых случаях Москва была подвергнута критике со стороны США и правительства Афганистана за предоставления военной помощи оппозиции, в основном Талибам. Россия опровергала все эти обвинения и заявляла о поддержки мирного процесса и межафганских переговоров.
В современных условиях Россия с учетом недостатков и неясности результатов нынешней стратегии США в Афганистане получила для себя ряд преимуществ, и поддерживает мирный процесс проводя взвешенную политику. На основе глобальной и региональной повестки всегда стремится к обеспечению своих интересов, и наладила отношения с вооруженными группами (в данном случае с Талибами), которые находятся в оппозиции к США во внутреннем конфликте Афганистана. В нынешнем положении Россия поддерживает достижение согласия между воюющими сторонами в Афганистане и вывод иностранных сил, прежде всего США из этой страны. За последние годы Москва не раз принимала переговорщиков их числа политического руководства Талибов, влиятельных политических лиц из Афганистана, и тем самим старается внести свой вклад в деле обеспечения мира и будущего этой страны. В этом контексте следует уделить особое внимания «Московскому формату» переговоров между различными силами, задействованных в политических процессах Афганистана. Региональная повестка, связанная Афганистаном, постоянно обсуждается в рамках ОДКБ. В последнем заседании Совета министров иностранных дел ОДКБ, которая прошла 26 мая 2020 года в режиме видеоконференции, министры государств-членов обменялись мнением о текущей ситуации в Афганистане, что также свидетельствует об особом внимании России к этой стране.
В будущем, в условиях постковидной ситуации и обновления международных отношений можно предположить, что Россия в случае вывода войск НАТО из Афганистана постарается, чтобы ситуация в этой стране была контролируемой, и противоборствующие силы находились в устойчивом балансе. Поскольку наличие сильного независимого центрального правительства или сильного правительства-партнера США, или партнера любого другого влиятельного государства не отвечает интересам России. Поэтому, с привлечением своих партнеров в формате стран Центральной Азии, Китая и Индии, Москва попытается держать под контролем афганский кризис, чтобы соблюдались постоянные интересы России.
Интересы Ирана в Афганистане
Исламская Республика Иран во всем периоде внутреннего конфликта в Афганистане реализовала политику сотрудничества либо открытого оппонирования. В качестве примера можно отметить, что в 2001 году, когда вооруженные силы западных государств вошли в Афганистан, иранская сторона установила тесное военное сотрудничество с силами Северного Альянса, американцами и другими государствами-членами НАТО. В этих условиях, Касем Сулеймани, командующий спецподразделения «Аль-Кудс» КСИР Ирана имел тесные контакты с американцами и западными силами. Но после изменения ситуации в мире и интересов вовлечённых стран отношения поменялись. Теперь каждая сторона больше стремится для реализации собственных интересов и если не могут достичь своих целей, то стараются создать преграды для достижения целей своих оппонентов. В нынешних условиях иранские политические силы, в особенности спецподразделения «Аль-Кудс» официально и неофициально поддерживают оппозиционные к США силы в Афганистане. По этому поводу афганские власти неоднократно делали заявления в СМИ о нежелательности поддержки этих групп, и воспринимали подобный шаг как вмешательства во внутренние дела своего государства.
К числу постоянных интересов Ирана в Афганистане можно отнести: интересы безопасности, чтобы территория Афганистана не была использована для нанесения вреда Ирану; экономические интересы: экспорт своих товаров и использование иранских портов для экспорта и импорта товаров в Афганистан; водные интересы: обеспечение водой приграничных районов с Афганистаном; идеолого-конфессиональные интересы: поддержка хазарийского шиитского меньшинства. В СМИ и экспертных кругах писали об использовании афганских мигрантов-беженцев хазарийцев, которые живут в Иране в сирийской войне со стороны КСИР, и сформировали из их числа дивизию Фатимиян (Фотимиён) и т.д.
Используя появившиеся возможности в Афганистане благодаря политике или действиям США, Пакистана и других государств, Иран достигал своих интересов. Например, когда отношения Пакистана и Афганистана вступают в кризисную фазу по использованию транзитных и торговых путей, Иран предоставлением своих предложений получает большую выгоду и сегодня уже превратился в одного из основных бизнес-партнеров Афганистана.
Анализируя стратегию Ирана в Афганистане в течении нескольких десятилетий, можно констатировать, что эта страна не поддерживает наличие сильного и демократического государства в Афганистане. Финансовые вложения в идеологическую сферу или предоставление убежища оппозиционным лицам афганского правительства со стороны Ирана позволяют говорить о том, что в его интересах наличие проиранского правительства в Афганистане. С наличием огромных исторических, культурных и языковых связей, Иран не смог или не захотел воспользоваться ими в долгосрочной перспективе и только довольствовался достижением краткосрочных интересов.
Сегодня часть аналитиков не верят выводу иностранных войск из Афганистана, но если это состоится, то большую выгоду от этого положения получат иранцы и пакистанцы. Поскольку Иран, как и другие страны, будет воспринимать поражение западных сил в Афганистане как собственную победу, и их неудачу как собственный успех.
Интересы Пакистана в Афганистане
Исламская Республика Пакистан с момента своего образования не имела позитивных долгосрочных отношений с Афганистаном. Вооруженные силы, в особенности силы национальной безопасности, доминируют в политической жизни Пакистана и поэтому Афганистан считается частью системы стратегической безопасности этой страны. С этой позиции независимая политика Афганистана воспринимается как нежелательная для стратегических интересов Пакистана, и наличие пропакистанского правительства считается наилучшим вариантом. Место Афганистана в политике Пакистана воспринимается с позиции интересов обеспечения безопасности и военно-стратегических интересов.
К стратегическим интересам Пакистана в Афганистане можно отнести: проблема границ и вопрос, связанный с линией Дюранда; ситуация связанная с ростом национального самосознания пуштунов в Пакистане; обеспечение глубинных стратегических интересов в сфере безопасности; экономические интересы: экспорт и импорт товаров в Афганистан и использование пакистанских портов со стороны этой страны; доступ к природным и сырьевым ресурсам; нахождение в Пакистане мигрантов и беженцев из Афганистана; ограничение расширения влияния Индии в Афганистане и т.д. Вышесказанное приводит к выводу, что Исламабад с учетом своих стратегических интересов в большей степени не заинтересован в формировании сильного централизованного государства, но был бы заинтересован в формировании пропакистанского правительства.
Пакистан сумел активизировать успешную внешнюю политику и воспользовался положением Афганистана в условиях нахождения военного контингента Запада в своих интересах. В этой связи Пакистан сумел привлечь значительную финансовую и военную помощь для себя от США для противодействия террористическим группам находящимся в приграничных районах с Афганистаном. Другим немаловажным успехом этой страны можно назвать эффективное использование сложившейся ситуации для создания серьёзных преград для формирования сильного централизованного правительства в Афганистане. Анализ внешней политики Пакистана за последние пять лет показывает, что эта страна сумела усилить свое положение во влиятельных кругах США и умножить свое влияние в Афганистане. Пакистан за эти годы сумел достичь своих целей и интересов вне зависимости от позиции центрального правительства этой страны. Успехом Пакистана считается наличие сильных групп лобби в правительстве Афганистана, среди политических деятелей, и влиятельных групп неталибского характера.Эксперты и журналисты в СМИ пишут о том, что в Пакистане находятся вооруженные оппозиционные группы к правительству Афганистана. Если Пакистан не сможет достичь своих целей и интересов, то при первом удобном случае может воспользоваться этими инструментами влияния: как вооруженными группами (сюда можно также включит студентов неофициальных религиозных медресе), так и влиятельными лицами для дестабилизации ситуации в Афганистане.
Пакистанский дискурс об этой ситуации имеет свою особенность: во-первых, они всегда опровергают свою причастность к подобной политике; во-вторых, доказывают, что Пакистан больше всех пострадал и стал жертвой террористических групп. Таким образом, в будущих процессах Афганистана и во всех других условиях необходим учет позиции и интересов Пакистана. Без учета целей и интересов Пакистана в Афганистане любое достижение мира может остаться только на бумаге, что чревато как для самой этой страны, так и для заинтересованных и вовлеченных государств.
Интересы Китая в Афганистане
Китайская Народная Республика, являясь сильным соседом Афганистана не так часто вмешивается во внутренние дела этой страны. Но с учетом собственного опыта проведения эффективной политики в условиях стран охваченные внутренним кризисом или с уязвимым положением обеспечения стабильности и безопасности, реализует взвешенную и расчетливую политику с правительствами этих стран в сфере экономики.
К числу стратегических интересов Китая в Афганистане, как отмечено выше, в первую очередь входит фактор экономического взаимодействия. К другим таким интересам можно отнести: вовлечение Афганистана в реализацию китайской инициативы «Экономический пояс Шелковой путы «Один пояс – один путь»; фактор безопасности и снижение угроз, связанных с террористическими организациями уйгурских сепаратистов; доступ к природным и сырьевым ресурсам Афганистана (сегодня ряд китайский корпораций занимаются освоением природных ресурсов в этой стране); не допущение формирования антикитайских настроений в элитарных группах Афганистана и т.д.
Анализ взаимодействия Китая и Афганистана показывает, что Пекин во многом преуспевает в достижении своей цели и интересов в этих странах. Поскольку во внешнеполитической стратегии Китая не уделяется важное значение политической системе страны-партнера, и во главу угла ставится достижения экономических интересов, что в конечном итоге приводит к реализации других приоритетов. Поэтому вне зависимости от условия войны или мира в Афганистане, для Китая приоритетно достижение экономических интересов любыми доступными и недоступными способами, и только это имеет значение.
Можно смело предположить, что с учетом китайской специфики ведения политических дел, в том числе в Афганистане, после вывода войск США и их партнеров может усилится положение и экономическое влияние Поднебесной в этой стране. Способствующим фактором могут также служить тесные отношения с Пакистаном, которые совместно реализуют китайско-пакистанский коридор в рамках инициативы «Один пояс – один путь» общим объемом выше $60 млрд.
Заключение
Анализ и прогноз развития ситуации в Афганистане является неблагодарным делом, поскольку сильно присутствует фактор неопределенности и быстрое изменение ситуации. В целом, понятно, что будущее Афганистана, стабильность, безопасность и развитие этой страны во многом будет зависит от тесной кооперации элитарных групп: единство мнений и позиций влиятельных лиц афганской политики и активных политических групп в условиях разнородности стратегических интересов вышеперечисленных государств. Важнейшим условием достижения мира и спокойствия в Афганистане является фактор внешних вовлеченных стран. Однако, достижение мира в нынешних условиях является маловероятным.
Наряду с этим, следует также учитывать фактор транснациональных преступных групп, занимающихся незаконным оборотом наркотических средств, оружия и других ценных материалов, которые также не заинтересованы в стабилизации ситуации. Поскольку, усиления государственных структур Афганистана может пошатнуть их положение.
В завершении можно сделать вывод, что в обстановке нарастания неопределенности в глобальной политике, афганский кризис сохранит статус-кво и останется в неизменном положении. США, Россия, Китай, Пакистан, Иран и др. вряд ли откажутся от своих стратегических целей в пользу достижения и упрочнения мира и стабильности в Афганистане.