«ЦИАКР-Южный Кавказ» представляет интервью с Дмитрием Кивой, советником руководителей азербайджанских авиакомпаний Silk Way, AZAL, многолетним президентом и генеральным конструктором ГП «Антонов»
Объявлено, что к испытаниям готовится первый Ан-178 без российских комплектующих. Перед тем как обсудить это, не могу не спросить про судьбу проекта аналогичной машины для Азербайджана.
Контракт по Ан-178 между ГП «Антонов» и азербайджанской авиакомпанией Silk Way пока в силе. Напомню, что азербайджанской стороной выплачен аванс в сумме 1 млн. долларов по условиям контракта для старта реализации проекта. На этом пока на практике всё. С 2016 года, когда азербайджанский проект начал глохнуть, ситуация не изменилась.
Выглядит всё так, что предыдущая команда управленцев ГП «Антонов» (Михаил Гвоздев, Александр Коцюба – ставленники Олега Гладковского и Петра Порошенко) попросту обманули азербайджанскую сторону. Счет на аванс был выставлен с заведомым пониманием того, что такого самолета не будет. То бишь самолета без российских комплектующих с импортозамещением. Необходимость последнего под сомнение не ставится. Но на практике такого самолета нет.
Имеем в лучшем случае подвешенную ситуацию:
– по самолету, на который сначала подписывали бумаги, все работы прекращены, в новом облике машины нет;
– аванс получен (спрашивается, зачем было выставлять счет на аванс);
– азербайджанская сторона получила письмо, что самолет уже с западным оборудованием будет стоить больше 40 млн. долларов, что не приемлемо для Баку в рамках контракта.
Иными словами, ситуация с момента нашего последнего разговора в прошлом году не изменилась?
Самолета в новом облике реально нет. Напомню, что именно азербайджанская сторона обязывалась поставлять в Киев российские комплектующие, чтобы, скажем так, не было коллизии в плане разрыва ВТС Украины со страной агрессором. По новому же самолёту без участия России испытания не проводятся. Поэтому говорить пока не о чем. Проект, повторюсь, остается в подвешенном состоянии.
Тогда старт испытаний самолета Ан-178 с импортозамещением, в конце концов, сдвинет с мертвой точки проект. И для Азербайджана, и вообще…
Я же только «за». Если б только это соответствовало действительности. Я говорю о реальном старте испытаний самолета без российского оборудования. А это пока, мягко говоря, преувеличение. По самолету не выпущено даже документации. Как может проходить испытания самолет, на который еще не выпущена документация?
Озвученные же испытания проходит (или готовится к оным) самолет, который, как я понимаю, был простроен ещё в 2014 году. Причем, судя из новости, речь идет о начале прочностных испытаний планера самолета. Западное же оборудование там отсутствует (также как и по понятным причинам российское). Это действительно планер самолета, который ставится на испытания, на нем действительно устанавливаются датчики – нагрузки, перемещения, деформации и так далее. Безотносительно оборудования конечной версии самолета.
Вообще новость выглядит пока как пиар, сделанный некомпетентными людьми. Речь пока только о запуске прочностных испытаний. Это, безусловно, важно, но причём здесь импортозамещение? Новость, судя по всему, никакого отношения к самолету с западным оборудованием не имеет.
Что мешает реализовать импортозамещение? Азербайджанский контракт это ведь полдела. На самолет надеются наши военные, МВД, ГСЧС…
Чтобы сделать самолет с западным оборудованием, нужны компетенция и средства. Насколько я понимаю, средств на сегодня нет. А они нужны для того, чтобы выпустить соответствующую документацию, организовать работу с западными партнерами, сделать привязку соответствующего оборудования, организовать его установку и так далее. Только после этого начинать, собственно, строить такой самолет.
Импортозамещение вообще-то – процесс не из дешевых. И я знаю, о чём говорю, так как непосредственно занимался импортозамещением в проекте Ан-132 с установкой на нём западного оборудования. Но тогда за часть работ заплатил заказчик в лице Саудовской Аравии. А что сейчас? На бюджет, суля по всему, надежд мало. С оборотными средствами Фирмы ситуация также непростая – во времена Гвоздева и Коцюбы деньги просто выводились с Фирмы.
Но и не это самое страшное – финансы, в конце концов, могут появиться. Страшнее то, что фирму с 2015 года покинули несколько тысяч высококвалифицированных специалистов. Вот базовая проблема – что делать с кадровым голодом?
Украина, судя по всему, входит в период кардинальной трансформации в самых разных сферах. Озвучены планы по реструктуризации ГК «Укроборонпром». Ждём изменений к лучшему и на «Антонове»?
Фирму оживить будет неимоверно трудно. Мне обидно, что она доведена до такого плачевного состояния. Но пути и возможности выхода из тупика есть. Для этого нужно, чтобы этим всем делом занимались профессионалы по всем направлениям – технике, производству, бизнесу. Нужен чёткий план действий, нужно заново выстраивать систему – как управленческую, так и производственную. Остановить отток кадров для начала.
Импортозамещение, с которого мы начали разговор, оно возможно на 178-й машине в принципе за счет западного оборудования?
Конечно, возможно. Самолёт ведь современный и очень перспективный. О чём говорить, если удалось в свое время запустить проект по Ан-132, базовая версия которого была разработана десятки лет назад.
Прежде всего, нужны западные партнеры, которые будут заинтересованы в таком самолете. И не только в плане установки на него своего оборудования, но и в эксплуатации собственно готовой машины на партнерских основаниях. Это же прописные истины.
По Ан-178 иностранные партнеры возможны помимо Азербайджана?
Приведу только один пример. В своё время у нас было предметное сотрудничество с Германией именно по этой машине. Были подключены несколько немецких фирм, эту работу координировал президент земли Саксония. Всё было очень серьёзно, проект реально развивался. Но, к сожалению, тогдашний премьер Украины Арсений Яценюк по «необъяснимым» причинам всё сделал для того, чтобы эта программа не была реализована. Немецкая сторона в итоге отказалась от проекта после прихода к управлению Фирмой не раз уже упомянутых выше известных персонажей. Это отдельная история для отдельного материала, не будем перегружать сейчас наш комментарий.
Важно, что тогда по проекту с немецкой стороной велись соответствующие работы. Был подписан меморандум. Немцы собирались менять самолеты С-160, и были заинтересованы в своем участии в проекте Ан-178 на уровне промышленной кооперации. Были даже обозначены конкретные предприятия, готовые в этом направлении работать. Среди прочего, немецкая сторона была готова закупать самолёты с установкой своих двигателей.
Так что, всё это – возможно, только этим нужно профессионально заниматься.
Вы правильно отметили о грядущих переменах, которые ждут Украину. Но это не значит, что можно начинать кормить страну иллюзиями, вводить в заблуждение, пытаться выдавать желаемое за действительное. Хуже всего, если руководство страны окажется обманутым остатками старой команды на ГП «Антонов». А информация, которая подается, как готовность к испытаниям Ан-178 с западным оборудованием, выглядит пока просто как обман.
Беседовал Владимир Копчак, руководитель Южнокавказского филиала Центра исследований армии, конверсии и разоружения («ЦИАКР-Южный Кавказ»), Тбилиси