Прошедший год был годом действительно тектонических перемен в мировой политике. Широкомасштабная агрессия РФ против Украины есть ничто иное, как попытка изменить мировой порядок и вывести Россию в ряды мировых держав, определяющих судьбы мира. Российское руководство прекрасно понимало, что в условиях ограниченности ресурсов невозможно провести ревизию итогов холодной войны. В начале ХХ века такой же путь прошли большевики, когда в условиях ещё большей ограниченности ресурсов и международной изоляции, опираясь на военную силу им удалось восстановить Российскую империю в её бывших границах (за редким исключением), а затем убедить ведущие мировые державы в неизбежности существования нового издания империи, что в конечном итоге привело ко второй мировой войне и созданию мощного советского блока от Германии до Китая.
Проект СССР 2.0 не был безумием. Это была попытка сохранить Россию как империю и утвердить её новое место в мире. Понятно, что без ресурсной базы Украины это было бы невозможно. Надежды Путина и ко спровоцировать развал Украинского государства изнутри путем непрямых военных действий с 2014 года не оправдались. Уже тогда Москва попала под свои первые международные санкции, связанные с аннексией Крыма. Так что ждать Кремль больше не мог. Победа в Украине не просто гарантировала бы российскому руководству легкое и безболезненное присоединение всех стран, когда-то входивших в СССР, но и фактическое признание России как мирового лидера с доступом к мировым финансам и технологиям. Российский рынок при таком раскладе увеличился бы вдвое, а в Кремле наверняка есть люди, которые хорошо помнят слова Ленина о капиталисте, который продаст веревку, на которой его же повесят.
Игра стоила свеч, и в Москве рискнули. Рискнули и проиграли. Война ещё идет, но уже очевидно, что РФ не удастся достичь своих целей. Более того, в Москве прекрасно понимают, что стратегическое поражение в этой войне ставит задачу сохранения РФ как государства. Но это прекрасно понимают и в других столицах, в том числе и на Южном Кавказе.
На февраль 2022 года дела на Южном Кавказе обстояли так. В Баку после победы в 44-дневной войне и объявлении карабахской проблемы решенной, ломали голову над тем, как все-таки этот вопрос решить и де-факто. Сильно сократившись территориально, армянский анклав в Карабахе, оказался “за гранью дружеских штыков”. Российские “миротворцы” всеми своими действиями показывали, что они там всерьез и надолго. Парк со скульптурами героев России вкупе с памятником российскому миротворцу, был достаточно красноречив. В Баку постоянно говорили о временном статусе РМК, однако вряд ли в Москве относились к этому серьезно. Оно и понятно – у них были совсем другие планы не только на Карабах, но и на весь Азербайджан вообще. Шушинская декларация о военном союзе с Турцией, конечно, давала определенные преференции Азербайджану. Однако, вряд ли она имела бы решающее значение в случае победы РФ в Украине, тем более что Москва наверняка противопоставила бы Шушинской декларации Московскую декларацию о союзническом взаимодействии, подписанную в феврале 2022 года.
В Армении команда Никола Пашиняна в общем оправилась от военного поражения 2020 года и, сохранив власть, обнаружила, что принципиально мало что изменилось. Конечно, Азербайджан имеет подавляющее военное преимущество перед Арменией, однако для того, чтобы сохранить свой анклав в Карабахе достаточно иметь хорошие отношения с Москвой. А дальше можно ещё тридцать лет вести переговоры с Баку и объяснять западным друзьям Армении, почему российские войска в Карабахе необходимы. По ходу продвигая тезис о «признании во имя спасения», а там видно будет.
Что касается Грузии, то в Тбилиси свято уверовали в верность тезиса о том, что если не раздражать Москву и вести с Россией business as usual, им точно ничего не угрожает. В конечном итоге, власти Грузии были больше сосредоточены на своих внутренних проблемах и выстраивании ну хоть какого-то имиджа, приемлемого для западных партнеров. Такие “мелочи” как оккупация двух регионов страны власти Грузии мало интересовали.
После февраля 2022 ситуация перевернулась с ног на голову. Да, в первые дни войны во всех трех столицах стран Южного Кавказа были уверены, что РФ захватит Украину и сделать с этим в принципе ничего нельзя. Но после того, как героизм украинского народа и решительная поддержка западных партнеров сделали то, что когда-нибудь историки назовут чудом на Днепре, стало ясно – сейчас всё будет иначе. И дело не только в перспективе стратегического поражения России, – когда ещё это самое поражение будет и каким оно будет… Главная “проблема” заключалась в стратегическом ослаблении России, которое происходило буквально на глазах всего мира в течение всего 2022 года.
Азербайджан, несомненно, является главным выгодополучателем от системного ослабления РФ. Сегодня в Баку выстраивают стратегию возвращения контроля над Карабахом с позиционированием страны в построссийском мировом порядке. Определение построссийский не является чем-то обидным, оно отражает объективную реальность, при которой у РФ не будет достаточно ресурсов для того, чтобы диктовать свои условия на Южном Кавказе. Перед Азербайджаном сегодня стоит задача стать частью международной транспортной и энергетической системы, обеспечивающей стабильную связь Индо-Тихоокеанского региона с Европейским Союзом, который является самым большим рынком в мире, возвращения полного контроля над своей территорией, что предполагает уход российских военных из Азербайджана и активное участие в многосторонних международных форматах от Тюркского Союза и формата Турция – Азербайджан – Пакистан до Организации Исламских государств и движения Неприсоединения.
Ключевым моментом здесь является время и форма проведения активных действий. В 2022 году Азербайджан дважды применял свои вооруженные силы: в августе – в Карабахе, в сентябре – на границе с Арменией. Не вызывает сомнения, что оба случая были тестовыми. И если первая эскалация не вызвала никакой реакции на Западе, то бои на границе с Арменией вызвали весьма болезненную реакцию на этом самом Западе и вместе с тем это стало триггером для активного вмешательства США.
Про США отдельный разговор. 27 сентября прошлого года помощник президента по национальной безопасности Джек Салливан усадил за стол переговоров помощника президента Азербайджана Хикмета Гаджиева и секретаря Совбеза Армении Армена Григоряна, в результате чего стороны договорились подписать мирный договор до конца 2022 года. Об этом не было официально заявлено, но информация просачивалась, причем просачивалась санкционировано.
Сегодня уже понятно, почему Белый дом не взял на себя полностью ответственность за доведение сделки до конца. А ведь новый Дейтон или Кэмп-Дэвид был бы весьма кстати для демократической администрации аккурат перед выборами в конгресс. Но в Вашингтоне решили не рисковать, понимая, что сделка может быть сорвана в любой момент, и перепоручили закрытие сделки Евросоюзу. И правильно сделали, ибо Кремль сорвал сделку одним заявлением Путина, подкрепленным встречей в Сочи.
После чего Азербайджан начал следующий этап активных мероприятий – взятие под контроль Лачинского коридора, связывающего Армению с Карабахом. Акция активистов, триггером для которой послужили требования соблюдения экологических норм на рудниках в Карабахе, стала достаточно эффективным инструментом контроля. Хотя вопрос – досматриваются ли грузы российских “миротворцев” – остается открытым. Так или иначе главной тактической задачей Баку на сегодня является установление официального контроля над Лачинской дорогой, пусть и совместно с российскими военными. Дедлайн мирного договора президент Алиев обозначил в Давосе – в течение 2023 года. На календаре только январь, хотя понятно – чем раньше, тем лучше для Азербайджана.
Само собой разумеется, что то, чего хочет Азербайджан, не хочет Армения и наоборот. Война, которая продолжается более тридцати лет наложила отпечаток на национальное сознание армян, и сегодня согласиться с тем, что Карабах – это часть Азербайджана, означает не только признание поражения в тридцатилетней войне, но и отказ от идеи, которая во многом стала государствообразующей для новой Армении. В Москве об этом прекрасно знают, ровно так же, как знают и о том, что на земле РФ является единственным фактором, обеспечивающим сохранение статус-кво. А сохранение статус-кво в любом виде, пусть и с формальным признанием территориальной целостности Азербайджана, и есть текущей целью Кремля. Для армянской стороны главное сохранить независимый от Баку анклав под защитой иностранного военного контингента. В какой форме этот анклав будет сохранен – пока не так важно.
В ситуации с лачинским кризисом Армения включила практически все свои медийные и дипломатические ресурсы на западе, практически переигрывая Азербайджан на этом треке. Серьезным исключением в ряду заявлений и резолюций, основанных исключительно на армянских нарративах, стал диалог с Рубеном Варданяном ведущего программы Hardtalk Стивен Сакура на BBC. Но это только исключение, подтверждающее правило. И хотя все заявления, декларации и резолюции ничего не меняют на земле, не стоит недооценивать значение общественного мнения в западных странах.
Несомненно, крупным внешнеполитическим успехом Армении является решение о размещении миссии наблюдателей ЕС на армяно-азербайджанской границе. Впервые в истории нарушена монополия РФ в сфере безопасности Армении. Конечно, это не может не вызывать нервной реакции в Москве, хотя там прекрасно понимают, что пока у РФ будет возможность держать свои войска в регионе, никакая власть в Армении не откажется от союза с Россией. Не откажется потому что во-первых, это очень опасно, а во-вторых, в условиях ограниченности ресурсов Армении, особенно на земле, это было бы нерационально.
По сути, перед Арменией сегодня есть два варианта обеспечения своей безопасности на перспективу. Первый – оставаться в военно-политическом союзе с Россией, добавив в качестве страховочного механизма иранский элемент и с привлечением армянских зарубежных структур для разъяснения своей позиции на западе. И второй – транзит безопасности на Запад, что возможно только при условии нормализации отношений с Азербайджаном и Турцией. При соответствующих гарантиях со стороны Евросоюза и Соединенных Штатов. В силу причин, обозначенных выше, такое возможно только при условии того, что первый вариант станет невозможным. А пока в Ереване надеются на “черного лебедя”, который системно ослабит Азербайджан и изменит расклад сил в регионе. Вероятность такого сценария достаточно низкая, но она есть. Да и выбора у Еревана особо нет, там резонно считают, что капитулировать они всегда успеют.
Понятно, что армяно-азербайджанский конфликт является системообразующим на Южном Кавказе. Однако не стоит забывать и про Грузию. До февраля 2022 года ситуация была ясна и понятна. Грузинские власти внесли в Конституцию пункты о вступлении Грузии в НАТО и евроинтеграции. Ну а желание Тбилиси не ссорится и не раздражать Москву не просто устраивало, но и одобрялось, как в Вашингтоне, так и в европейских столицах. После февраля ситуация сильно изменилась. Желание грузинских властей усидеть на двух стульях уже устраивает Москву, но вызывает обеспокоенность и даже раздражение на западе. Понятно, что пока идут активные боевые действия в Украине, ни Вашингтон, ни Брюссель не будут предпринимать резких действий.
Более того, для Вашингтона сегодня важно использовать Тбилиси в качестве переговорной площадки между Баку и Ереваном. Тем более сейчас, когда европейский формат переговоров сильно провис благодаря активным действиям РФ. Но и в Москве видят двойственную позицию Грузии и стараются использовать её в оптимизации выстраиваемой РФ экосистемы в условиях жестких санкций со стороны западных стран. С сожалением приходится констатировать, что не так уж безуспешно, как хотелось бы.
Внутриполитическая повестка плюс постоянный страх перед РФ практически не оставляют грузинским властям поля для маневра. Не думаю, что власти Грузии не понимают, что РФ неизбежно потерпит поражение в Украине. Но в действиях властей видно предположение, что поражение РФ будет неокончательным, и это оправдает политику Тбилиси все эти месяцы.
Что мы имеем в сухом остатке. Азербайджан, обеспечив свою безопасность военно-политическим союзом с Турцией, сегодня старается как можно скорее победить, вернув себе контроль над всей территорией в международно признанных границах. И при этом не делает резких движений, чтобы не испортить отношений с РФ, а при случае даже использовать Москву в достижении своих целей. Последнее крайне опасно, так как у дьявола ложка всегда длиннее.
Армения, максимально старается использовать свои активы на западе, чтобы подвести ситуацию к тезису – признание во имя спасения, вместе с тем стараясь сохранить уровень союзнических отношений с РФ и не допустить внутренней дестабилизации в стране, инспирированной из Москвы. Это и есть попытка сохранить статус-кво в ожидании “черных лебедей”.
В Грузии, понимая уязвимость своей позиции и неприятие политики “двух стульев” в грузинском обществе, власти будут стремиться балансировать между Москвой и Рамштайном, членом которого кстати Грузия является, и дотянуть до развязки войны в Украине. Понятно, что при таком раскладе делать прогнозы штука крайне неблагодарная. Однако, ситуация по любому разрешится после системного поражения России в войне с Украиной. Когда это произойдет никто не знает. Но то, что произойдет, думаю, знают все, или почти все.
Гела Васадзе, GSAC