За последние пару недель на армяно-азербайджанском треке не происходит ничего нового. Есть напряжение, есть блокирование Лачинского коридора, есть заявления сторон, но никаких изменений на земле не происходит. После очень динамичного начала лета стороны застыли в продолжающемся противостоянии и как будто ждут чего-то. А ведь совсем недавно многим казалось, что ещё чуть-чуть и “вечный” конфликт между Азербайджаном и Арменией, который давно выглядит анахронизмом на фоне стремительно меняющегося мира, будет разрешен. Да, стороны вели очень сложные переговоры, но складывалось впечатление, что они step by step сближают позиции.
Конечно, можно было бы объяснить напряженную паузу жарким августом, сезоном отпусков и так далее. Но это явно не тот случай. Последнее серьезное изменение, которое произошло на земле, это требование Баку перенаправить всю логистику через территорию Азербайджана и соответственно блокирование Лачинского коридора. Это блокирование привело к серьезному гуманитарному кризису в зоне ответственности РМК в Карабахе, кризису власти внутри де-факто властей Карабаха, “серьезной обеспокоенности” коллективного запада, где каждый беспокоится по-своему, и энергичным действиям Москвы, на которых мы и остановимся в данном материале.
В прошлой статье мы подробно описали стратегические цели и тактику сторон, поэтому повторимся только в части целей РФ, которые, конечно, корректируются в зависимости от общего положения дел.
Южный Кавказ приобрел критически важное значение для РФ после того, как как Москва оказалась в изоляции в результате широкомасштабной агрессии против Украины. Именно наш регион оказался критически важен для связи с «глобальным югом», на связь с которым в Кремле и делают единственно возможную ставку при сложившемся раскладе.
Здесь следует пояснить термин «глобальный юг». Глобальный юг – очень большая группа стран, не связанных с Соединенными Штатами и европейскими странами союзническими или тесными партнерскими отношениями. Понятно, что различий между этими странами на порядок больше, чем общих моментов. Но всех их объединяет одно – потенциальная возможность антиамериканских, антизападных действий во внешней политике. Конечно, достаточно зыбкая почва для выстраивания прочных связей, но лучшего варианта у Москвы сейчас нет от слова совсем. Иначе пришлось бы ограничиваться списком стран, которые называют изгоями – Иран, Северная Корея, Венесуэла (и то с некоторыми оговорками) и, пожалуй, всё. А дальше смотрим на географическую карту и видим, что Южный Кавказ – единственный сухопутный выход РФ к Ближнему Востоку и дальше к Африке.
Вот в таких условиях в Москве увидели, что Вашингтон и Брюссель предпринимают очень энергичные усилия по достижению мира между Азербайджаном и Арменией. А мир между этими странами в оптике Москвы означает потерю своей функции в регионе и, соответственно, рычагов влияния как на Баку, так и на Ереван. Вот здесь следует остановиться и отдать должное российской дипломатии, которая воспользовалась недоверием между сторонами и совершила достаточно изящный кульбит для того, чтобы если не сорвать, то хотя бы заморозить мирный процесс. И этот самый кульбит действительно достоин нашего пристального внимания.
Итак, во второй половине июля 2023 РФ в роли ревнивого друга приглашает в Москву на переговоры глав МИД Азербайджана и Армении. Тех самых, которые ещё совсем недавно участвовали в тяжелом дипломатическом марафоне в Вашингтоне. Тема переговоров одна – вы хотите мира? Он у нас есть, но на наших условиях. А условия следующие – как единственная военная сила на земле, РФ готов содействовать решению всех спорных вопросов между Азербайджаном и Арменией, но при условии что единственным инструментом реализации этих самых соглашений будет российская сторона. Для того, чтобы понять логику Кремля, давайте пройдемся по этим самым спорным вопросам.
Вопрос о гарантиях безопасности и прав армянского населения Карабаха. Для решения этого вопроса у РФ есть «миротворческий» контингент и тотальное влияние на де-факто власти Карабаха. Вполне возможно, что Баку предлагалось даже формальное признание суверенитета данной территории за Азербайджаном с вхождением в финансовую и инфраструктурную систему Азербайджана. При этом Москва сохраняет верный себе режим власти в Карабахе, делает практически бессрочным пребывание своих «миротворцев» на данной территории, на долгие годы связывает Баку и Ереван своей «доброй волей». Красиво, неправда ли.
Следующий вопрос – вопрос о делимитации границы. И тут у РФ есть свои возможности для «решения» данного вопроса. Пресловутые карты Генштаба СССР, которые Москва упорно продвигает в качестве базы для делимитации границы, конечно, устарели. Но какое это имеет значение, когда в этом случае РФ получает мощный инструмент воздействия как на Баку, так и на Ереван. Ведь в архивах минобороны РФ можно найти разные карты, ну и в случае необходимости любую карту можно всегда нарисовать и состарить, экспертизы уровня аукциона Сотби точно проводить никто не будет. И самое главное, РФ при таком раскладе становится незаменимым и главным участником любых договоренностей. А переговоры о делимитации и демаркации границы могут, как показывает практика идти десятилетия.
И ещё ключевой вопрос переговоров – вопрос об открытии коммуникаций между Азербайджаном и Арменией. И тут оказалось, что россиянам есть, что предложить. Более того, это, пожалуй, единственный из вопросов, где РФ может занимать больше проазербайджанскую, нежели проармянскую позицию, так как открытие коммуникаций, в том числе и коридора через Мегри, который свяжет основную территорию Азербайджана с Нахичеванской АР (НАР), объективно выгодно Москве, как коммуникация способная связать железнодорожным путем Россию с Ираном. Вопросы безопасности естественно РФ готова взять на себя. Остальное не принципиально.
Ну что ж, для непосвященного читателя на первый взгляд вполне пристойные предложения, учитывая расклад на земле. Но здесь, как в известном анекдоте – есть нюанс. В Москве прекрасно понимали, что ни Азербайджан, ни Армения на эти самые предложения не пойдут. По разным причинам, но с одинаковым результатом. Для Баку реализация подобных предложений означало бы заморозку статус-кво на неопределенное время. А это явно не входит в планы Азербайджана, который стремиться решить вопрос с окончанием конфликта в ближайшее время, и уж точно не намерен пролонгировать создавшееся положение после 2025 года, когда истечет срок пребывания РМК. Тем более, что все ресурсы для этого у Баку точно имеются.
Но самое интересное, что и в Ереване никак не могли согласиться с планом РФ, хотя и совсем по другим причинам. Во-первых, в Армении существует стойкое мнение о том, что Баку и Москва всегда могут договориться между собой, а это может означать все, что угодно, вплоть до демонтажа конструкции, предлагаемой РФ. И что ещё более тревожно для Еревана, так это то обстоятельство, что объективно РФ слабеет. Вручать свою судьбу в руки слабеющей империи, тридцатилетний союз с которой не помог избежать поражения во время военных действий 2020 года и поставил страну в весьма уязвимое положение, действительно выглядит безумием. Тем более, что согласие на план РФ блокировало бы любые альтернативные модели безопасности Армении, связанные, как с Западом, так и с Югом.
Но тогда возникает вопрос, неужели в Москве не знали, что и Баку, и Ереван не согласятся на их план и скажут «нет». В чем же тогда заключается кульбит? Знали, конечно, очень хорошо знали. Весь смысл этой самой комбинации заключался именно в том, чтобы и Азербайджан, и Армения отказались, и тем самым мирный процесс был снова заморожен. Что, собственно, и произошло. И вот тут Москва вернулась к своим изначальным позициям – мирный договор заключать нельзя, потому что он не подготовлен и смысла в нем не будет. Эта самая позиция была озвучена главой департамента СНГ МИД РФ Денисом Гончаром, и в ней нет ничего нового. Именно об этом говорили в Москве с первого дня окончания боевых действий в 2020 году.
Таким образом, план Москвы по Карабаху остается прежним – заморозка статус-кво с пребыванием российских военных на этой территории. Для этого РФ не нужен мир между Азербайджаном и Арменией, более того, этот самый мир противопоказан.
Цель Москвы иметь сепаратные связи с глобальным югом как через Азербайджан, так и через Армению. И эта самая цель была озвучена все тем же Гончаром, когда он высказался о необходимости возобновления железнодорожного и автомобильного сообщения через оккупированные территории Грузии, что позволит РФ канализировать свои транспортные потоки по южному направлению как через Армению, так и через Азербайджан. И хотя это тема для отдельного разговора, она непосредственно связана с армяно-азербайджанским треком. Москва будет давить на Тбилиси, надеясь продавить решение, которое нивелирует даже те очень немногие плюсы, которые РФ могла бы получить в случае мира между Азербайджаном и Арменией.
Несмотря на то, что сегодня вероятность положительного отклика на желания Москвы в Тбилиси крайне низка, там прекрасно понимают, что всё зависит от ситуации на украинском фронте. Как, впрочем, и все остальные вопросы, связанные со сроками пребывания РМК, влияния РФ на Южном Кавказе и вообще сохранения самой России как империи. А построссийский мир точно будет совсем другим, что наверняка понимают и в Баку, и в Ереване, и даже, смею надеяться, в Тбилиси.
Гела Васадзе, GSAC