Сторонники «замирения» с РФ, кто-то по незнанию, кто-то из-за откровенных симпатий к брутальному российскому лидеру, а кто-то и по иным причинам часто любят повторять тезис о том, что мол Грузия не находится в приоритетах политики США. Вообще, хорошо бы, чтобы США и Запад в целом отдали Грузию, да и Украину на съедение Кремлю, громко объявили о том, что никакого расширения НАТО больше не будет и вообще, пусть Кремль возьмет под себя все постсоветское пространство и успокоится.
Некоторые из них даже сожалеют о том, что уже сложно отдать Кремлю и всю восточную Европу. Как назло НАТО так не вовремя расширилось. Кстати приход президента Д.Трампа в Белый дом весьма воодушевил сторонников такой позиции независимо от их отношения лично к Трампу. И если по Украине ещё есть вопросы, то по Грузии с точки зрения данных товарищей, все вопросы вообще давно сняты.
С 2012 года в Грузии «ответственное» правительство, на словах идущее на Запад, а на практике, делающее все возможное, чтобы замириться с Кремлем. Для сторонников «замирения» с РФ Грузия являлась определенной моделью того, что происходит, когда начинаешь уступать Кремлю даже в таких экстремальных условиях, как оккупация. Вроде бы, ничего страшного – власти по-прежнему говорят о демократии, желании вступить в НАТО и Евросоюз. Правда, процесс «бордеризации» (огораживания) оккупированных территорий, проводимый военнослужащими ФСБ России, отгрызает всё новые и новые земли у грузинских граждан, которым не повезло жить на линии оккупации. Но ведь «проблемы индейцев – это проблемы индейцев», что с того, что на этих территориях находятся сельскохозяйственные угодья, храмы, кладбища. Пусть, главное, что Грузия прекрасный пример «замирения» с РФ и никаких больше «глобальных» проблем.
Впрочем, оставим в покое сторонников замирения, у них своя система ценностей, при которой можно рассуждать о правах человека и демократии, и при этом искренне считать, что скормить Кремлю пару стран – вполне себе оправданный шаг. Тем более что мнение о том, что Грузия никого не интересует в Вашингтоне, в последнее время выглядит не совсем релевантным. Это о том, что с середины декабря 2019 года правительство Грузии начало получать «письма счастья» из конгресса Соединенных Штатов. Все письма перечислять не имеет смысла, так как, учитывая скорость их получения, подозреваю, что на момент выхода статьи таких писем будет больше, чем на момент написания. Гораздо интереснее то, что пишут американские законодатели.
Главные претензии к грузинским властям высказаны по следующим пунктам:
– отказ от перехода на пропорциональную систему выборов,
– блокирование проекта строительства глубоководного порта «Анаклия»,
– создание неблагоприятного режима для работы американских компаний в Грузии, в частности, упоминается компания Frontera,
– уголовное преследование оппозиции, наличие политзаключенных,
– усиление влияния России, отказ от демократических ценностей.
Интересный набор, не правда ли?
Впрочем, в публичном пространстве все началось задолго до писем. Ещё в июне 2019 года, во время длительного визита в США тогдашнего премьер-министра Грузии Мамуки Бахтадзе, опасения США по поводу порта «Анаклия» и усиливающегося влияния РФ озвучил никто иной как госсекретарь США Майкл Помпео. Однако власть предпочла не заметить важного замечания, предпочитая делать упор на успешность визита премьер-министра и успехи демократии в Грузии. Почему визит премьера был удачным и какие такие успехи у нас в деле демократического строительства, конечно, никто не объяснил. Однако на этом фоне развернулись вскоре события, а именно массовых протестов против сближения Грузии с РФ, начавшихся из-за того, что в кресле спикера парламента Грузии оказался депутат Госдумы Сергей Гаврилов, приехавший в Грузию в рамках мероприятия парламентской ассамблеи православных стран. Акция протеста была жестоко разогнана властями, что привело к ещё большему политическому кризису. В итоге власти Грузии были вынуждены пойти на уступки, в отставку ушел спикер парламента Ираклий Кобахидзе, а председатель правящей партии и фактический хозяин страны Бидзина Иванишвили торжественно пообещал перейти на пропорциональную систему выборов в 2020 году.
Вплоть до ноября 2019 года власти Грузии согласовывали модель перехода с Венецианской комиссией, рассказывали о том, какой шаг на пути к демократии сделает Грузия, перейдя на пропорциональную систему, западным посольствам, посещали регионы Грузии с ликбезом о новой системе. Но 14 ноября 2019 года разыграли дешевый фарс, и отказались от перехода на новую систему под предлогом того, что часть депутатов, которые полностью подконтрольны, не пожелали проголосовать за конституционные изменения.
Таким образом, начиная с 14 ноября 2019, мы имеем полноценный политический кризис с акциями протестов, разгонами этих акций, переговорами между властью и оппозицией, а также всеми сопутствующими подобным вещам бонусами. Понятно, что для властей все это было очень неприятно, однако, «писем счастья» из Вашингтона явно никто не ожидал. Ну не было такой практики в грузино-американских отношениях. То, что на берегах Потомака бывали часто недовольными тем, как идут процессы демократического строительства Грузии, – давно секрет Полишинеля. Так было и при нынешних властях, и при прошлых, и при позапрошлых…
Однако прямая критика со стороны стратегического партнера на уровне представителей власти Соединенных Штатов не звучала никогда. И тут абсолютно прав премьер-министр Грузии Георгий Гахария, который заявил, что «друзья письмами не разговаривают». Но, что делать, если «друг оказался вдруг» и не слышит, что ему говорят в закрытом формате?
На этот вопрос у властей Грузии есть свой ответ – делать хорошую мину при плохой игре. То есть, вместо того, чтобы проанализировать причины происходящего, представители власти взялись наперебой объяснять населению, что все эти конгрессмены и сенаторы – никто и звать их никак. И вообще Грузия – суверенная страна, поэтому что хотим, то и делаем. В соцсетях это выразилось в том, что сторонники власти начали поносить авторов писем последними словами, обвиняя их во всех смертных грехах. А между тем в наш электронный век ничего не теряется, и то, что заявления делались на грузинском языке, вовсе не является препятствием для того, чтобы те о ком говорят, узнали об этом.
Теперь о том, кто пишет все эти письма. Если говорить о конгрессменах, то это члены группы друзей Грузии в конгрессе США, то есть те люди, которые занимаются Грузией уже много лет и по свидетельству бывшего вице-спикера парламента Тамар Чугошвили всегда поддерживающие Грузию.
Ещё интереснее фигура сенатора от Миссисипи Роджера Уикера – председателя комитета по сотрудничеству с Европой и председателя комитета по торговле, науке и транспорту. Это политический тяжеловес от Республиканской партии.
Показательной есть политическая судьба и самой Тамар Чугошвили. Именно она вместе с несколькими своими коллегами на протяжении последних трех лет играла роль главного коммуникатора с законодателями из Вашингтона. После отказа правящей партии выполнить свои обещания, Т.Чугошвили была вынуждена покинуть правящее большинство, так как срок полномочий депутата конечен, а репутационные потери при защите столь непопулярного шага могли бы быть фатальны для её личных отношений с западными партнерами. Её коллеги, отвечающие за коммуникацию с западными партнерами в парламенте, также покинули ряды правящей партии, и это стало проблемой. Очень сложно назвать успешным визит в Вашингтон парламентской делегации от «Грузинской Мечты» во главе с бывшим спикером парламента Ираклием Кобахидзе, ведь именно после этого визита начали поступать «письма счастья».
Таким образом, можно констатировать – процесс утраты доверия со стороны Вашингтона окончательно оформился после 14 ноября 2019 года (дата отказа перейти на пропорциональную систему). После этого дня у правящей партии не осталось ни одного эффективного коммуникатора с Западом.
Отдельным кейсом можно рассмотреть историю о блокировании компанией Facebook более четырехсот аккаунтов, страниц и групп из Грузии. Причина – данные Центра цифровых исследований Atlantic Council, выявившего координированные, не аутентичные действия с использованием данных адресов социальной сети Facebook. В комментариях как Facebook, так и Atlantic Council прямо указали, что заблокированные адреса связаны с правительством Грузии и используют язык ненависти, фейковые новости для дискредитации оппозиции, и, что особенно примечательно, – антиамериканскую и антидемократическую пропаганду. То есть наши власти ухитрились испортить отношения не только с представителями вашингтонского политического истеблишмента, но и с ребятами из Кремниевой долины.
Однако, самое интересное то, как правящая партия и её председатель Бидзина Иванишвили собираются выходить из создавшегося положения. Считать, что обладатель столь большого состояния может не обращать внимания на отношения к нему «самого информированного финансового полицейского в мире», было бы слишком наивно. По информации источников близких к Б.Иванишвили, он надеется наладить прямой контакт с президентом Д.Трампом через новоприбывшего посла США и объяснить главе Белого дома, что они с ним одной крови и оба борются с мировым истеблишментом. Насколько это реально – судите сами. Отметим только один общий момент. Некоторые горячие защитники и противники Д.Трампа за пределами Соединенных Штатов на полном серьезе считают, что их голос имеет хоть какое-то значение в холодной гражданской войне в США. Однако смеем предположить, что их голос значит во внутренних политических разборках в Соединенных Штатах ничуть не больше, чем значил бы во внутрикастовых разборках в Индии.
В этом плане позиция Б.Иванишвили, при всех его деньгах, в борьбе между трампистами и антитрампистами по своему значению вполне сопоставима с позицией каждого из нас, то есть близка к нулю. А вот попытка объяснить то, что все эти уважаемые люди, представляющие две великие партии в конгрессе США, – либо введены в заблуждение, либо же действуют по указанию мировой закулисы против американских интересов, дорогого стоит.
А теперь самое время ответить на вопрос – почему все-таки американцы поддерживают демократию в Грузии? Абсолютно очевидно, что подавляющее большинство населения Грузии реально поддерживает демократию и прозападный вектор развития страны. Как госсектор, так и общественные организации Соединенных Штатов потратили немалые ресурсы на поддержку развития демократии в Грузии. Особенно хорошо это знают те люди, которые занимались американо-грузинскими отношениями все эти годы. У «Грузинской Мечты» есть единственный выход исправить ситуацию – обеспечить честные, прозрачные выборы, пусть даже с большим риском в них проиграть. В сущности, это и есть демократия, все остальное имеет гораздо меньшее значение.
Другой вопрос – способны ли власти Грузии сделать этот единственно разумный шаг. К сожалению, пока этого не видно, но это не значит, что ситуация безнадежна. Всё совсем наоборот…
Гела Васадзе, ведущий эксперт Грузинского Центра стратегического анализа (GSAC)