Несомненно, прошедший 2023-й был для Южного Кавказа годом, который обязательно войдет даже в самые краткие курсы истории всех трех стран региона. Для каждой страны по-своему. То есть именно в 2023 году и в Грузии, и в Армении, и в Азербайджане произошли события, которые предопределили дальнейшую историю этих стран на многие годы вперед. Главные из них – восстановление суверенитета в международно признанных границах Азербайджана, де-факто окончание тридцатипятилетней армяно-азербайджанской войны, плюс геополитический выбор Брюсселя на Южном Кавказе.
В политике, как и в жизни ни один из процессов не развивается линейно. Это касается как мелких политических страстей между партиями и группировками внутри власти компактных стран, так и большой игры мировых держав. Впрочем, как правильно заметил кто-то из классиков – мелких страстей не бывает, все страсти – великие. И если на каком-то отрезке мировой истории все движется относительно спокойно, равномерно и предсказуемо, в какой-то момент обязательно появляется отмороженный персонаж, переворачивающий привычных ход событий с ног на голову.
В последнем на нашей памяти акте мировой истории таким персонажем выступил Владимир Путин – фигура, от которой мало кто ожидал переворачивание стола. Тем не менее, факт остается фактом, начав безумную авантюру с агрессией против Украины, Путин изменил условия игры от Арктики до Персидского Залива. И в этот ареал входил и Южный Кавказ.
Новый 2023 год Азербайджан встречал на подъеме. В результате системного ослабления России, в Баку поняли, что именно сейчас открывается уникальное окно возможностей по восстановлению суверенитета на всей международно признанной территории страны. Маркерами такой возможности стали харьковская операция ВСУ в августе 2022 года и освобождение Херсона в ноябре того же года. Эти события дали четкий сигнал – у Москвы нет возможности противостоять изменению статус-кво на Южном Кавказе, а это значит, что такой ресурс появляется у Баку.
И Баку начал действовать, начал действовать с декабря 2022 года, когда азербайджанские экологи под прикрытием силовиков, блокировали и поставили под контроль Лачинский коридор, связывающий Армению с территорией Карабаха. Вплоть до 19 сентября 2023 года Азербайджан планомерно проводил мероприятия по окончательному взятию под контроль территории Карабаха, пытаясь добиться от де-факто «властей» Карабаха, Москвы и Еревана реализации плана реинтеграции Карабаха без применения военной силы. По большому счету после поражения россиян в Украине вопрос – под чьим контролем будет Карабах – уже не стоял. И если до осени 2022 года ещё был вариант того, что российские военные останутся в Карабахе до конца, и Москве с Ереваном удастся заморозить ситуацию если не на следующие тридцать лет, то на долгие годы, – после Херсона и Купянска, вероятность такого сценария стала равна нулю. К началу 2023 года стоял только один вопрос – как Карабах перейдет под контроль Азербайджана. И этот вопрос вовсе не был праздным, так как именно ответ на него во многом определял геополитический расклад на Южном Кавказе и вокруг него на долгие годы вперёд…
Здесь было несколько сценариев. Первый, назовем его мирным, это сценарий, при котором центральные власти Азербайджана договариваются с де-факто «властями» Карабаха о мирной реинтеграции региона в состав Азербайджана. Поэтапно регион переходит на инфраструктуру и логистику Азербайджана, населению предоставляется выбор принять гражданство Азербайджана или продать свое имущество и уехать, причем на время переходного периода (а это могло быть до двух лет) армянскому населению Карабаха предоставлялось право проживания и беспрепятственного проезда в Армению. Мог ли этот план быть реализован? И да, и нет. Да – в том случае, если бы Баку и Ереван с первого дня окончания 44-дневной войны совместно работали бы в этом направлении и вместе воспользовались бы слабостью Москвы, вынудив её принять их условия. Ключевое слово здесь именно вместе, что пока является утопичным, исходя из характера отношений Азербайджана и Армении.
Второй сценарий – условно «московский». Условно, потому что кроме Москвы интересантами в реализации подобного сценария выступали и определенные политические группы на Западе. К слову сказать – весьма влиятельные группы. Согласно этому сценарию, Азербайджан возвращает Карабах силой, что приводит к большому количеству жертв и паники среди населения, – а это явный признак этнической чистки. Отчаянная попытка повести ситуацию по этому сценарию была предпринята 25 сентября 2023, то есть уже после окончания боевых действий (официального завершения контртеррористической операции). Тогда взрыв цистерны с горючим привел к многочисленным жертвам среди населения. Данный сценарий предполагал и военные действия непосредственно между Арменией и Азербайджаном, в ходе которых вооруженные силы Азербайджана захватить значительную часть или весь регион Сюник Армении. При таком сценарии военные действия закончились бы вмешательством России, сам регион Сюник полностью перешел бы под контроль российских военных, а Азербайджан неизбежно попал бы под международные санкции и оказался бы таким образом привязанным к российско-иранской экосистеме. Это вариант очень устраивал Москву и Тегеран, но очень не устраивал Баку и Ереван, а также Анкару и Брюссель.
В итоге мы стали свидетелями третьего сценария, при котором Азербайджан начав точечную операцию против армянских вооруженных формирований в Карабахе, в течение суток договорился об их выводе. Вместе с армянскими военными ушло и гражданское население. Азербайджан сумел восстановить свою территориальную целостность, избежав тяжелых последствий московского сценария. И несмотря на то, что попытки объявить действия Азербайджана этнической чисткой все ещё продолжаются, очевидно, что после всех международно-правовых процедур, которые были проведены Баку на территории Карабаха за последние два с лишним месяца, – шансы объявить происходящее этнической чисткой откровенно малы.
Значит ли это, что у Азербайджана нет проблем с освобожденными территориями. Нет, не значит. И главная проблема – это имущество армян, покинувших Карабах. Можно, конечно, поступить по принципу око за око, зуб за зуб, памятуя о том, что произошло в период с 1994 до 2020 годы с городами и поселками, где проживало азербайджанское население. Для тех, кто не в курсе, скажем – они были разграблены по кирпичикам, а пейзажи данных населенных пунктов очень напоминают пейзажи Хиросимы. Но, что-то мне подсказывает, что это будет самый худший вариант из возможных. На данный момент все имущество армянского населения Карабаха опечатано и ждет своих хозяев. Вернутся ли они или приедут ли хотя бы для того, чтобы забрать, то, что можно забрать, и продать то, что можно продать, это во многом зависит от хода переговоров между Азербайджаном и Арменией. И хотя де-юре Ереван не имеет никакого отношения к тому, что связано с Карабахом и его армянским населением, де-факто это больше проблема Еревана, чем даже Баку. Ведь те, кто уехал из Карабаха – это граждане Армении, и находятся они на территории Армении. Решение данной проблемы является ключевой задачей для властей в Ереване.
Что касается проблематики самого тяжелого в новейшей истории Азербайджана вопроса – вопроса о войне и мире с Арменией, то перед Баку сегодня стоит четкая задача, заключить целый ряд соглашений, согласно которым территория Азербайджана не будет считаться спорной как в двустороннем формате отношений с Арменией, так и в любом международном формате. Для этого необходимо заключение целой системы соглашений и договоров, связанных с мирным процессом, делимитацией границы и открытием транспортных коммуникаций. Понятно, что это дело не одного дня. Однако первый шаг к решению этого комплекса проблем является заключение рамочного мирного соглашения с признанием общих принципов территориальной целостности и неприменения силы по отношению друг к другу. Отдельным вопросом наверняка будет идти создание механизма по предотвращению враждебных действий по отношению друг к другу и прекращению пропаганды ненависти. На фоне продолжающихся попыток обвинить Азербайджан в этнических чистках и прочих преступлениях это актуально прежде всего для Баку.
Мы вернемся к теме мирного процесса уже в разговоре про Армению, а пока несколько слов об итогах года для Азербайджана вне рамок армяно-азербайджанского трека. Полномасштабная агрессия РФ против Украины сделала Азербайджан крайне важным партнером как Европейского Союза, так и России, не говоря уже о соседних странах. Прежде всего, здесь речь идет о логистике и поставках энергоресурсов. В 2022 году поставки газа из Азербайджана в Евросоюз увеличились на 40%. Еврокомиссия рассчитывает на долгосрочное сотрудничество с Азербайджаном в энергетическом секторе. Поставки газа из Азербайджана позволили ЕС преодолеть энергетический кризис и увеличить объемы закупок СПГ. Планируется удвоение объема поставок газа из Азербайджана к 2027 году. ЕС также заинтересован в сотрудничестве с Азербайджаном в сфере зеленой энергетики.
На Бакинском Энергетическом Форуме – 2023, который прошел в июне 2023, были приняты решения, касающиеся вопросов глобальной энергетической безопасности и обсуждения ключевых тенденций в сфере энергетики, в том числе, о прокладке кабеля по дну Черного моря, который соединит Южный Кавказ и Европу. Что касается вопросов логистики, то транспортная инфраструктура Восток-Запад от порта Алят до границы с Грузией практически завершена. Главные инфраструктурные проекты Баку связаны с восстановлением Карабаха и Зангеланского экономического района. Однако полноценное включение Азербайджана в систему мировых коммуникаций сегодня зависит от соседей. И это, прежде всего, строительство порта Анаклия в Грузии, которое удвоит возможности центрального транспортного коридора, открытие коммуникаций с Арменией, включая железную дорогу в Зангезуре (Сюнике) и строительство участков Решт-Астара и вдоль реки Аракс на территории Ирана.
Во внешней политике для Азербайджана наиболее важными треками являются углубление военно-политического союза с Турцией, с выходом на Центральную Азию, в том числе, в формате Союза тюркских государств, повышение уровня трехстороннего партнерства с Турцией и Грузией в рамках обеспечения безопасности региональных проектов, участие в Движении неприсоединения и сотрудничество в рамках формата 2+3 (Азербайджан, Армения плюс Россия, Иран, Турция).
Пик кризиса с Ираном, который был у Баку в январе 2023 года в связи с нападением на посольство Азербайджана в Тегеране, равно как и пик кризиса с Вашингтоном, который случился в ноябре 2023 после выступления Джеймса О’Брайен помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии, преодолены. Это не значит, что проблем больше нет, но они точно не критичны.
Участвует ли Азербайджан в российской экосистеме выживания в период санкций? Однозначно, да. Но и то, что это участие куда менее заметно, чем участие соседей – Грузии и Армении, тоже факт.
Так что со внешней политикой у Баку все нормально, а вот что касается внутренней политики, – в Баку решили сделать досрочный апгрейд президентского срока Ильхама Алиева, благо электоральная ситуация после победы в войне более чем благоприятная. Ну а в том, что досрочные выборы президента ещё раз отформатируют внутреннее политическое поле Азербайджана – можно не сомневаться.
Теперь, что касается Армении. По результатам 2023 года Армения получила огромное количество перемещенных лиц, которые сами могут явиться фактором нестабильности в стране.
Кроме этого, серьезные эксперты в Ереване не могут не понимать, что Москва с удовольствием пожертвует как территорией, так и интересами Армении, для того чтобы обеспечить конфликт Баку с Западом и соответственно обеспечить место Азербайджана (а значит и Армении с Грузией) в своей экосистеме.
Очевидно и другое – для Армении в условиях продолжающейся конфронтации с Азербайджаном и напряженных отношений с Турцией, Москва сегодня не в состоянии гарантировать ни поставки вооружений, ни весомую политическую поддержку Еревану. В этих условиях правительству Н.Пашиняна необходимо пройти между Сциллой интересов Москвы, Тегерана и армянской диаспоры в западных странах – и Харибдой желаний Азербайджана и Турции юридически оформить итоги на земле 2020-2023 годов.
При этом, следует учитывать откровенно антироссийский вектор армянского общества – для большинства граждан страны именно Москва виновата в потере Карабаха.
В то же время следует хорошо понимать – насколько глубоко интегрирована Армения с Россией как экономически, так и на уровне элит. Впрочем, последнее есть практически во всех странах постсоветского пространства.
Итак, что мы имеем в сухом остатке.
Для выстраивания новой архитектуры безопасности, власти Армении, используя возможности армянского «кокуса» на Западе, прежде всего во Франции и в США, создали систему реагирования на внешние вызовы – оперативного реагирования именно со стороны западных стран.
В то же время предпринимаются первые шаги по развитию военно-технического сотрудничества с Индией и Францией. И тут кроме необходимости есть и желание уйти от РФ в данном вопросе. Военные действия осени 2020 года показали неэффективность как российского оружия, так и российской военной мысли. Что было подтверждено и в 2022 году в Украине. Да и физически Россия не смогла, а может и не очень хотела, обеспечить Армении восполнения потерь 2020 года. Так что желание Армении быть ближе к Западу как в политическом, так и в военном отношении вполне обосновано.
Равно также как понятно желание Еревана сохранить экономические связи с Россией. На состоявшемся в конце года саммите членов ЕАЭС, премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил о том, что Армения рассматривает ЕАЭС как чисто экономический союз, так сказать, без политики. О том, что так не бывает, знают все, в том числе, премьер-министр Армении. Посыл данного заявления в другом – сближение Армении с западными странами ни в коей мере не помешает отношениям с Россией и наоборот. На первый взгляд это невозможно, но, с другой стороны, жизнь неоднократно подтверждала реальность подобной конфигурации в случае с Арменией. Тем более, что рост экономики Армении во многом связан с увеличением торговли с РФ.
По данным Статкома Армении за 2022 год, внешнеторговый оборот страны увеличился на 69% по сравнению с предыдущим годом и достиг 14,1 млрд. долларов США. Экспорт из Армении увеличился на 78% до 5,3 млрд. долларов, а импорт увеличился на 63,5% до 8,7 млрд. долларов. Товарооборот с Россией, основным торговым партнером Армении, увеличился на 92%, превысив 5 млрд. долларов. Экспорт в Россию увеличился в 2,4 раза до 2,4 млрд. долларов, а импорт увеличился более чем на 40% до 2,63 млрд долларов.
Резкое увеличение товарооборота вызывает сомнения, и оно может быть связано с российско-украинской войной. Экспорт из Армении в Россию увеличился, что может указывать на использование Армении в качестве страны-посредника для экспорта в Россию во избежание санкций. Экспорт из различных стран в Армению также значительно увеличился в 2022 году, что может свидетельствовать о помощи Армении в импорте продукции из зарубежных стран.
Дальше больше, экспорт из Армении за девять месяцев 2023 года вырос на 44,8% по сравнению с январем-сентябрем 2022 года, достигнув $5 120 624 тыс. В сентябре 2023 года экспорт составил $654.6 млн., увеличившись на 9,6% по сравнению с сентябрем 2022 года и на 7,9% по сравнению с августом 2023 года. МВФ прогнозирует рост ВВП Армении в 2023 году на 7%, по сравнению с ожидаемым ростом на 5,5% в 2024 году.
Россия оставила цены на газ для Армении на следующий год без изменений, а также заключила соглашение в сфере атомной энергетики на десять лет. Так что никакого разрыва Армении с Россией не будет, что, впрочем, не повлияет на дальнейшее укрепления связей Армении с Европой, особенно с Францией, и с США – в случае сохранения у власти в Ереване нынешней администрации Н.Пашиняна.
Внутри страны команде Н.Пашиняна мало что угрожает. Сегодня бывшие из власти (из «карабахского клана») – а денежный и медийный ресурсы у них есть – дискредитированы в электоральной среде как на внутреннем, так и на внешнем треке (например, их откровенная ориентация на Москву вызывает раздражения у большинства избирателей).
Что касается прозападной оппозиции, у них нет серьезных ресурсов для борьбы с существующей властью.
Есть сомнения и в том, что у Москвы появится желание ликвидировать Н.Пашиняна. Это бессмысленно сразу по двум причинам. Во-первых, потому что при нынешнем раскладе эффективно заменить Н.Пашиняна некем. Фраза «эффективно заменить» в этом случае означает – заменить такой фигурой, которая была бы качественно более приемлема для Москвы.
Во-вторых, и в-главных, Н.Пашинян не делает и не будет делать ничего, чтобы в корне противоречило интересам Москвы.
Многие говорят о препятствии в виде спора о том, кто будет контролировать так называемый Зангезурский коридор (дорогу через Сюникскую область Армении, соединяющую Азербайджан со своей Нахчыванской Автономной Республикой). Но, ведь пока на границе с Ираном стоят российские фсб-шники, это спор достаточно умозрительный и условный.
Реальной же угрозой Пашиняну может быть только борьба внутри его собственной властной команды, а там есть люди, связанные с разными политическими центрами – как внутри Армении, так и за рубежом.
В Грузии, конечно, не столь веселая ситуация, как в Азербайджане и Армении.
Более того, если бы не последний день уходящего года, то можно было бы написать, что в Грузии все чинно и благородно, как «в старину».
Однако давайте обо всем по порядку. Год начался с того, что главная оппозиционная партия страны продолжила «процесс политического разоружения», проведя очередные выборы (передел власти внутри партийной элиты) и ослабив таким образом себя ещё больше.
К тому же времени (зима 2023) относится последняя серьезная попытка организовать международное давление и добиться освобождения третьего президента Грузии Михаила Саакашвили. Причем данная попытка была организована не партией Саакашвили, которая в очередной раз имитировала бурную деятельность, а частью властей Украины и известным российским юристом и общественным деятелем Марком Фейгиным. Правда эти действия тоже ни к чему не привели, но они хотя бы попробовали.
В марте 2023 начались дела покруче – грузинские власти решили провести через парламент закон об иноагентах – не такой как в России, но все же. Протесты начались после принятия парламентом в первом чтении «Закона о прозрачности иностранного влияния», который требует от неправительственных организаций регистрации в качестве «агентов иностранного влияния», если их иностранное финансирование составляет более 20% от их общего дохода.
В Тбилиси тысячи людей вышли на митинг против принятия этого закона. Протесты начались 7 марта 2023 года, а их участники прямо называли закон российским. Интересно то, что полиция так и не смогла разогнать протестующих. Протестующие использовали новую тактику: при применении спецсредств со стороны полиции разбегались и собирались снова в метрах ста от предыдущей локации. Два дня и две ночи продолжалось противостояние, и власти сдались. Закон так и не был принят, а в Брюсселе серьезно задумались – а вдруг все соцопросы не врут, и грузины и правда не только хотят в Евросоюз, но и готовы серьёзно бороться за этот выбор.
В нынешних условиях возникает вопрос – зачем? Нет, не вопрос – зачем грузинам бороться за Евросоюз, ведь в глубине души все прекрасно понимают, что ЕС – это, например, возможность справедливого суда, а значит возмездия для любого преступника, кем бы он ни был. Конечно, в любом правиле есть и исключения, но справедливость при европейской системе судопроизводства – это норма, и не важно кто на скамье подсудимых. Ровно также, как и то, что европейские стандарты – это не про размер огурцов и диаметр помидор (хотя глупостей и там хватает), а это про достойную старость, нормальное образование для детей и защиту от держиморды. Вопрос стоит по-другому – а зачем это европейцам? Ну какое дело евробюрократу в высоком брюссельском кабинете, есть ли в Грузии критическая масса людей, готовых бороться за европейское будущее своей страны?
На самом деле Брюсселю это нужно для того, чтобы понимать – есть ли точка опоры. Понятно, что ЕС имеет свои интересы на Южном Кавказе, но реализация этих самых интересов возможна только при наличии идеологически близких стран и людей, на которых можно опереться.
По поводу властей Грузии, у Брюсселя вполне могли появиться резонные сомнения – стоит ли Грузии давать статус кандидата в Евросоюз.
Но вот мартовские протесты сняли все вопросы по поводу общества. После них судьба предоставления Грузии статуса кандидата в ЕС была решена, потому что правительства приходят и уходят, а народ, пусть даже очень далекий по своим взглядам от европейских стандартов, но готовый бороться за них, остаётся.
После того, как Грузии все-таки предоставили статус кандидата на членство в ЕС, часто слышались едва ли не насмешливые голоса – ну и что, вот мол Турция больше двадцати лет кандидат и ничего нет. Это так и совсем не так одновременно. Конечно, доступ к европейским фондам обеспечивает резкий скачок в развитии, и это важно. Но гораздо важнее то, что называется европейскими стандартами: те самые права на качественное образование, защиту от правительственных держиморд и достойную старость. Это главное, а будет членство в ЕС или не будет, не так уж и важно.
Ведь что такое статус кандидата? Статус кандидата – это возможность ведения переговоров, получения технической помощи и дорожных карт по внедрению этих самых стандартов в стране.
Сам я большой противник регуляций и долгое время был горячим сторонником сингапурского пути развития Грузии. Многие из вас, дорогие читатели, наверняка помнят культовую книгу Ли Куан Ю «Из третьего мира в первый». Но увы, жизнь показала тщетность надежд на резкий рывок, а эволюцию возможна только в рамках европейского вектора. Альтернатива – совок, болото и пошлость. Кстати, пример Турции, активно внедряющей эти самые европейские стандарты последние двадцать лет, ещё одно тому подтверждение.
Итак, статус кандидата в ЕС Грузия получила. И вроде как всё хорошо, можно расслабиться, но это именно что «вроде как». Проблема в том, что Грузия является очень важной частью экосистемы России. Возьму на себя смелость сказать – гораздо более важной для Москвы, чем Азербайджан и даже Армения. Важность Грузии определяется не деньгами, которые зарабатывает правящая элита на торговле с РФ. Даже по российским меркам – это копейки, не говоря уже о глобальных масштабах. Наличие Грузии в этой экосистеме имеет важную идеологическую нагрузку. Для Кремля принципиально важно показать всем, и особенно странам постсовка, что даже после того, как Россия совершает на тебя нападение, устраивает этническую чистку, убивает твоих граждан, оккупирует два региона твоей страны, с ней можно, нужно и даже приятно работать.
В случае с Грузией и наказать-то официально никого не имело смысла, ибо тот, кто принимает решения, правит неформально. Но право сильного ещё никто не отменял, и против источника неформального принятия стратегических решений также неформально были введены санкции. Да такие, что источник власти был вынужден в этом признаться и заявить о том, что возвращается в политику. Основатель партии «Грузинская мечта» и миллиардер Бидзина Иванишвили заявил, что не боится международных санкций, так как все его активы уже заморожены. Он отметил, что его адвокаты сообщили ему о санкциях, проведённых в обход законных путей, и что все его активы были заморожены после начала полномасштабной войны в Украине.
Зачем Б.Иванишвили возвращается в политику пока никто не знает. Может для того, чтобы исправить те «ошибки», которые он допустил, будучи в тени. А может для того, чтобы не допустить перехвата управления, возможно даже в недрах собственной партии. Правда, западный вектор партии «Грузинская Мечта» был благоразумно зачищен ещё в период 2016-18 годов, так что сейчас перехватить управление изнутри могут разве что «россияне» и «китайцы». Хотя даже «россиян» Б.Иванишвили столь же благоразумно вывел за рамки Грузинской мечты. Сам Иванишвили уверен, что у него все хорошо и что он вернулся в политику, чтобы помочь своей стране.
Что ж, как говорится – будем посмотреть. Впереди год выборов, дестабилизация в Грузии не выгодна никому из крупных игроков, но уж очень нестабильна местная система.
А в остальном Южный Кавказ ждет тяжелый год, который потребует от всех нас упорного труда и терпения. Впрочем, когда тут было легко …
Гела Васадзе, GSAC