Скатится ли Армения в гражданское противостояние?
Армянский политический кризис является наглядным примером внутрикремлевского противостояния между различными олигархо-силовыми группировками, причем происходит это чуть ли не в «лабораторных условиях». Мифологию вроде «пророссийская оппозиция против прозападного/антироссийского Пашиняна» выносим за скобки.
Консолидированное выступление генералитета ВС Армении с политическим заявлением об отставке премьера, безусловно, пошатнуло позиции Н.Пашиняна. Однако премьер как проверенный политический боец «капитулировать» не собирается. Я не согласен с утверждением, что нынешние события в Армении являются попыткой «военного переворота». Такие вещи по уму не стартуют с громких политических заявлений или демаршей. Личный состав и техника находятся в пунктах постоянной дислокации. Однако факт – военные стали отдельным фактором политического противостояния. Генералитет безотносительно последнего всплеска имел свои резоны быть недовольным премьер-министром. По разным оценкам, в Генштабе реально планировались перестановки, этот процесс курировался, кстати, министром обороны. А увольнение заместителя НГШ на фоне «коммуникационного прокола» премьера с российскими «Искандерами» стало лишь триггером для резонансного заявления главы Генштаба. (За истерику в Кремле по «Искандерам» Николу Пашиняну – отдельная благодарность и снятие ранее наложенного взыскания).
Безусловно, оппозиционные круги, кучкующиеся вокруг экс-президентов Кочаряна/Саргсяна (т.н. «карабахский клан») и создавшие «Движение за спасение Родины», вели соответствующую работу по перетягиванию военных на свою сторону. Однако здесь и сейчас таким подарком оппозиционеры распоряжаются не совсем эффективно.
Москва как бы вообще не видит угроз для себя в обострении политического кризиса в Армении, скорее, наоборот. В Кремле осознают токсичность Р.Кочаряна и С.Саргсяна для подавляющего большинства армянского населения. Кремль ситуативно «отпустил ситуацию», имея рычаги влияния/контроля и на армянского премьера, и на силовиков, не говоря уже об оппозиции. Судя по всему, Р.Кочаряну в Москве могли предложить, условно говоря, «показать улицу». Резонансный демарш Генштаба должен был этому помочь. Однако улицу как главный свой политический капитал пока весьма уверенно демонстрирует Никол Пашинян.
Армения как никогда стоит перед угрозой гражданского противостояния и, соответственно, вызовом армянской государственности – идеальное состояние в логике Кремля. Никол Пашинян, конечно, рано или поздно понесет политическую ответственность за поражение в «44-дневной войне». Однако вешать на него всех собак – не справедливо как минимум. Оппозиция давит на отставку премьера, осознавая, что прийти к власти может только через бунт или «форс-мажор», чтобы потом провести выборы по своим правилам и под своих людей. В нынешней электоральной конфигурации в проведении выборов в «спокойных условиях» оппозиция не заинтересована в принципе. Отсюда и давление на уход Н.Пашиняна. Продолжается соответствующая работа в армии, против премьера единым фронтом выступило армянское духовенство. Президент Армении Армен Саркисян взял паузу, а де-факто отказался подписывать отставку Оника Гаспаряна. На последнем заседании Совета Безопасности президент и НГШ отсутствовали.
Если так случится, что оппозиция совершит политический реванш и придет к власти, никаких ревизий достигнутых по окончании «44-дневной войны» соглашений с её стороны не предвидится. Это останется исключительно прерогативой Москвы. Оппозиционеры, цинично спекулируя на теме военного реванша, на самом деле не собираются им заниматься. Мотивы там более приземлённые – получив власть, сесть на финансовые потоки, которые будут идти на восстановление армянской экономики, армии, инфраструктуры.
Н.Пашинян продолжит борьбу. Обозначены определенные контуры его ситуативной стратегии – реанимирован вопрос досрочных выборов, плюс запущена тема выхода в октябре на проведение референдума об изменениях в Конституцию и возвращению к «полупрезидентской» форме правления. Последнее может институционально усилить позиции нынешнего президента Армена Саркисяна – влиятельной фигуры и в Армении, и в международных кругах безотносительно его нынешних церемониальных президентских полномочий.
Владимир Копчак, руководитель Южнокавказского филиала ЦИАКР