От того, как Армения вырулит из внутриполитического кризиса, будет зависеть ландшафт безопасности региона в целом – руководитель Южнокавказского филиала ЦИАКР (Тбилиси) Владимир Копчак побеседовал с Бакинским пресс-клубом:
… Указанные процессы (вокруг возможных изменений Конституции), на мой взгляд, развиваются в следующей логике внутриполитической жизни Армении:
– Если и говорить о каком-либо намёке на консенсус в обществе и среди политических акторов, то состоит он в том, что 2021 год – это год досрочных парламентских выборов в Армении. По результатам поражения в «44-дневной войне» и последовавшего глубокого внутриполитического кризиса в стране любая власть – безотносительно фамилий и пристрастий – должна понести политическую ответственность. Это прекрасно понимают и в команде Никола Пашиняна.
– Бунт оппозиционного «Движения за спасение Отечества», куда входят 17 партий, провалился. Протест не был массовым и достаточным для силового свержения нынешней власти, а на контрасте с протестными акциями апреля 2018 года он выглядел, очень мягко говоря, неубедительно. При этом «комитет 17» выдвинул своего премьера на переходный период. Логика оппозиционеров (вращающихся в основном вокруг финансовых, медийных и организационных ресурсов экс-президента Р.Кочаряна) очень простая – подготовиться и «когда-то» провести досрочные выборы, но уже по своим правилам и под своих ставленников. Здесь и сейчас им принципиально не нужны выборы, но принципиально важно убрать Пашиняна с поста премьера. Нужен политический реванш, для которого в их логике сейчас самое «подходящее» время. Беда этих оппозиционеров в том, что проводись выборы, например, завтра – этот оппозиционный блок их проиграет с треском тому же Николу Пашиняну. Так что приход этой оппозиции из прошлого возможен лишь при сценарии форс-мажора, в котором объективно не заинтересована ни команда Н.Пашиняна, ни, судя по всему, армянское общество.
– Мне сложно сказать, где себя видит Никол Пашинян после внеочередных парламентских выборов, но было бы наивным думать, что он не беспокоится о своём будущем. Однако адекватный срок на подготовку внеочередных парламентских выборов объективно важен, в том числе, и для раскрутки альтернативных политических проектов вне рамок нынешнего «черно-белого кино». Это может быть и переформатирование правящего блока «Мой шаг» (с Н.Пашиняном или без), и появление других партий. Нужна и новая палитра игроков, и, главное, новая палитра идей. Иначе общество может попросту проигнорировать выборы, а новая власть де-факто будет иметь сомнительную легитимность.
– Пребывание у власти Н.Пашиняна на переходный период (отсюда и возможные «телодвижения» вокруг Конституции) может объясняться и необходимостью избежать брожений и соблазнов в рядах силовиков, чья верность премьеру во многом упредила сваливание страны в хаос.
– Подходы в Кремле к Армении, как к своей «губернии», во многом определяют нынешний армянский политический ландшафт, который является четким маркером внутрикремлёвского противостояния. Лишенная геополитического маневра и в состоянии глубокого социального кризиса Армения пока вполне устраивает Москву, считающую в своей логике, что Ереван и так никуда не денется. Недавние примитивные оценки а-ля «Москва войной наказывает неугодного Пашиняна» ничего, кроме кривой улыбки, не вызывают. Плюс не устаю повторять, российское военное присутствие в Карабахе – это обоюдоострый крюк Кремля и для Азербайджана, и для Армении. Ереван сегодня лишён каких-либо рычагов влияния на Карабах. Фактор же «НКР» в плане российских влияний, торгов и спекуляций в Армении и вокруг Армении остается определяющим…
Полная статья: