… ЕС в последнее время и правда пытается активно обозначиться на Южном Кавказе. Новые реалии обязывают. Брюссель, например, был вынужден вмешаться во внутриполитический кризис в Грузии – мы с вами недавно обсуждали это в свете визита Шарля Мишеля, к которому, правда, пока не похоже, что особо прислушались в Тбилиси…
Победа Азербайджана в «44-дневной войне» за Карабах, деактуализация Минского формата урегулирования, его фактическая замена российско-турецким «пасьянсом», усиление военного присутствия России — всё это формирует новую геополитическую ситуацию в регионе, в которой Евросоюзу нужно как-то позиционироваться. Неоднократно повторялось, что у ЕС в принципе отсутствует единая политика безопасности, и сдвигов в этом плане, честно говоря, пока не просматривается. В течение всех 44 дней войны за Карабах Брюссель пребывал в некоем ступоре, а нынешние заклинания о приверженности или реанимации Минской группы ОБСЕ раздражение вызывают, похоже, уже и в самом Евросоюзе…
Остановимся тезисно на реалиях, в которых Брюсселю сегодня приходится «наводить мосты» в регионе:
— Будем откровенны, Евросоюз это, прежде всего, про Берлин и Париж. И Германия, и Франция сегодня живут в своих предвыборных логиках. Уже в этом году в Берлине будет новый канцлер, а президент Франции занят собственным «транзитом-2022»;
— В Евросоюзе понимают, что Кремль, напялив на себя роль «миротворца» и благословив известные транспортно-инфраструктурные проекты, будет пытаться подмять регион целиком под себя. Де-факто новая военная база в Азербайджане – в логике Москвы является обоюдным карабахским крюком для Баку и Еревана. Турция в этих раскладах – ситуативный «партнёр-конкурент» Кремля (помимо того, что является предохранителем для Баку). Вряд ли текущее статус-кво устраивает ЕС, другой вопрос – есть ли у Евросоюза (читай у Берлина или Парижа) инструментарий, а главное желание, вклиниться;
— У Турции своя специфическая история отношений с Евросоюзом. Текущий тупик сотрудничества связан, в том числе, и с разными интересами отдельных членов ЕС в отношениях с Анкарой. В Германии не могут не учитывать мощный внутренний турецкий фактор (Берлин недавно де-факто заблокировал антитурецкие санкции ЕС). У Франции в последнее время отношения с Турцией вообще испорчены – известные темы Ливии, Восточного Средиземноморья и так далее. Есть, правда, недавние намёки на нормализацию – посмотрим, во что это выльется;
— Российско-турецкий тандем вокруг Карабаха может разрушиться, в том числе, и внезапно. Кремль на этот случай держит в уме реанимацию той самой МГ ОБСЕ – двусмысленные месседжи по этому поводу из Москвы (пресловутый «статус» Карабаха) Баку раздражают, но, похоже, уже не удивляют. Не говоря уже о сохранении «государственнического» строительства в «НКР» под собственной эгидой; — Перспектив реанимации МГ ОБСЕ без кардинального изменения повестки переговоров не просматривается – в старый формат попросту не вернется Азербайджан. В то же время, Баку может выступить коммуникатором/посредником в налаживании новых форматов отношений по линии ЕС-Турция (и наоборот). В случае разрыва российско-турецкого тандема Евросоюзу придется в который раз определяться, либо же традиционно ограничиваться «глубокой обеспокоенностью»…