12 мая, в средствах массовой информации и социальных сетях, контролируемыми зятем бывшего президента Сержа Саргсяна Микаэлом Минасяном и бывшим президентом Робертом Кочаряном, начали распространяться слухи о вторжении азербайджанских войск в Сюникскую область (Зангезур) Армении. Несмотря на то, что изначально эти слухи были опровергнуты министерством обороны Армении, позже в Ереване они были подтверждены правительством. Армянская сторона утверждает, что азербайджанские вооруженные силы «вошли на территорию Армении» и взяли под полный контроль озеро Ишыглы-Гарагёль (Сев Лич – на армянском, Черное Озеро).
Согласно сообщениям армянской стороны, 70% озера находится на их территории. В то же время в социальных сетях стала распространяться систематическая дезинформация о «появлении» азербайджанских солдат в других регионах. Следует отметить, что демаркация на этих участках не завершена, и азербайджанская сторона занимается уточнением границ на спорных участках, и на самом деле происходящее является рутинным процессом. Тогда почему же этот процесс вдруг вызвал совершенно неадекватную реакцию как в Армении, так и за рубежом?
На наш взгляд, это напрямую связано с внутриполитическими процессами, происходящими в Армении накануне выборов 20 июня. Различные опросы в Армении показывают, что, хотя популярность Никола Пашиняна снизилась после Второй Карабахской войны, он все же опережает своих соперников, и нет сомнений в том, что он победит на выборах. Н.Пашинян по-прежнему пользуется сильной поддержкой, особенно в провинции. В свою очередь, команда экс-президента Роберта Кочаряна, участвующая в выборах, с помощью в том числе указанной выше дезинформации сеет страх и панику в стране, особенно в провинции, тем самым подрывая репутацию Н.Пашиняна. Озеро Гарагёль, кстати, находится на границе с армянским городом Горис, а мэр города Аруш Арушанян является открытым сторонником Кочаряна. Он был арестован в декабре 2020 года по обвинению в подстрекательстве людей к восстанию против правительства, но позже был освобожден судом. А.Арушанян является вторым лидером среди богатейших общин Армении (после мэра Еревана).
Другая причина, по которой процесс демаркации был искажен и изображен как «оккупация» в подконтрольных Р.Кочаряну СМИ, заключается в том, что местные нерегулярные воинские части (местные ополченцы) под предлогом произошедшего пытались вооружиться. Совсем не исключено, что Р.Кочарян не примет результаты выборов и может попытаться силой сменить правительство в случае своего поражения. В Сюникской области, где Н.Пашинян непопулярен, местные группы «самообороны» при определенном сценарии использовать оружие против правительства Н.Пашиняна в июне, ссылаясь на неспособность правительства и министерства обороны контролировать ситуацию и противостоять «оккупации» Азербайджаном новых территорий. Отдельно следует отметить, что после 44-дневной войны эти добровольные отряды «самообороны» были разоружены правительством.
В целом отношения между правительством и добровольными воинскими формированиями, такими как «Еркрапа» в Армении со времен Первой Карабахской войны, никогда не были однозначными. Это связано со спецификой государственного строительства в Армении в 1990-е годы, когда в армия в виде добровольных воинских формирований сформировалась, по сути, раньше государственных учреждений. После Первой Карабахской войны правительство разными способами пыталось «обуздать» членов добровольческих формирований, интегрировать их в государство и нейтрализовать тех, кто не хотел интегрироваться. В то время в центре этого процесса находился министр обороны Вазген Саркисян. Произошедшее в парламенте в 1999 году убийство В.Саргсяна, который стремился интегрировать «Еркрапа» в партию «Республика», прервало данный процесс.
При Роберте Кочаряне и Серже Саргсяне командирам добровольческих формирований, таких как Манвел Григорян и Сурен Хачатрян, удалось создать де-факто неофеодальную систему в различных областях, городах и селах Армении. После прихода к власти Н.Пашиняна его величайшим достижением стала очистка регионов от этих бывших командиров и разрушение собственно такой системы. Поэтому, несмотря на поражение в войне, во многих областях, городах и селах Армении по-прежнему существуют немалые симпатии к Н.Пашиняну. Ясно, что добровольческие ополчения и их командиры уже были глубоко недовольны ограничениями их власти со стороны Н.Пашиняна, – эти недовольства усилились после Второй Карабахской войны. И эти группы намеренно сеют панику и страх в Сюникской области и других приграничных районах, усиливают недовольство Н.Пашиняном. Они пытаются обзавестись достаточным количеством оружия. Сценарий попыток свержения Н.Пашиняна исключать нельзя.
Правительство Н.Пашиняна в глазах многих считается настоящим «революционным режимом». Известные политологи Стивен Левицки и Лукан Вэй в своих исследованиях показали, что революционные режимы, сформированные в результате серьезной мобилизации низших классов против правящей элиты (приводятся примеры Ирана, Китая и Северной Кореи), обладают большой устойчивостью и сильной властью. Сильная поддержка народа также препятствует свержению Н.Пашиняна «реваншистами» и бывшими властными структурами, контролируемыми элитой. Например, перманентно существует серьезная напряженность, особенно между Н.Пашиняном и Службой Национальной безопасности (СНБ). Н.Пашинян, пытаясь полностью контролировать СНБ, сменил с 2018 года 4 главы ведомства, но пока вряд ли полностью достиг своей цели. К примеру после войны лидер сепаратистов Араик Арутюнян обвинил подразделения СНБ в том, что они умышленно не участвуют в боевых действиях. В связи с этим некоторые эксперты в Армении не исключают, что за подобными провокациями может стоять СНБ, пытающаяся ослабить Н.Пашиняна.
Хотя правительство Н.Пашиняна изначально пыталось не преувеличивать происходящее на границе, растущее недовольство как на родине, так и за рубежом, заставило его изменить свою стратегию. Кроме того, Н.Пашинян понял, что может использовать этот вопрос для повышения или хотя бы сохранения своего рейтинга накануне выборов, особенно после проармянской реакции со стороны Франции, Канады и США под давлением армянской диаспоры и лобби.
Аяз Рзаев (Ayaz Rzayev) – эксперт Центра имени Топчубашева (Баку, Азербайджан)