«ЦИАКР-Южный Кавказ» представляет комментарий экс-посла Ирана в Азербайджане, политолога Афшара Сулеймани
Интересы Ирана в регионе Южного Кавказа заключаются, прежде всего, в обеспечении там безопасности, мира и стабильности. Тегеран заинтересован как в предотвращении возникновения каких-либо угроз в южно-кавказском регионе против Ирана, так и в том, чтобы в регионе царила стабильность.
Принципиально важным вопросом для Ирана является недопущение негативного – в контексте интересов Ирана – влияния на страны Южного Кавказа со стороны нерегиональных игроков и центров силы. Страны Южного Кавказа должны независимо от кого бы то ни было строить взаимовыгодные отношения с Ираном. Это базовый интерес Тегерана.
Иран как крупное государство региона заинтересован в развитии экономических, культурных связей со странами Южного Кавказа.
Отношения Ирана с тремя южнокавказскими странами – различны. По глубине и разноплановости отношений на первом месте для Тегерана находится Азербайджан. Это ближайший сосед Ирана с точки зрения исторических связей, общих традиций, совместной культуры. Наши тесные связи обусловлены исторически.
Однако на сегодня можно говорить о нереализованности потенциала иранско-азербайджанских отношений. К примеру, уровень товарооборота между Ираном и Азербайджаном составляет всего 400-450 миллионов долларов в год, что очень мало. Иран покупает азербайджанский газ через Астару и в то же время через Джульфу экспортирует газ в Нахичевань. Отдельное направление – распределение электроэнергии. Иранская фирма обладает 10-процентной долей в газовом месторождении «Шахдениз» и так далее…
В то же время у Азербайджана с Турцией гораздо более высокий уровень товарооборота, который нельзя даже сравнивать с Ираном. Притом что у Азербайджана с Турцией всего 11-километровый участок границы в области Нахичевани, в то время как между Ираном и Азербайджаном протяженность границы около 700 км. Баку и Тегерану есть куда стремиться. Это касается, среди прочего, и военного / военно-технического сотрудничества. И ориентиром для наших стран здесь также может служить уровень стратегической кооперации Азербайджана с Турцией.
Толчком к рывку в азербайджано-иранских торгово-экономических отношениях может стать завершение строительства железной дороги Астара-Решт. Эта линия уже приступила к функционированию. В целом отношения между Ираном и Азербайджаном в сфере экономики, энергетики, транспорта должны активно развиваться.
Отдельно подчеркну, сближение наших стран позволит Ирану укрепить посредством Азербайджана свои отношения с Россией и Грузией.
Параллельно Иран развивает нормальные добрососедские отношения с Арменией. С Ереваном у нас активно развиваются торговые связи. Иран экспортирует в Армению газ. С привязкой к поставкам газа для Еревана между нагими странами имеется договор о закупке Ираном электроэнергии в Армении.
ИРИ имеет с Арменией всего 40-километровый участок границы, однако Иран играет важную роль для армянской экономики. Армения сегодня, по сути, в блокаде со стороны Турции и Азербайджана. Между Арменией и Турцией нет дипломатических отношений и так далее. И парадокс – даже в этих условиях товарооборот между Ираном и Арменией равен товарообороту между Турцией и Арменией. Иранско-армянские отношения слабо развиты и далеко не реализованы в полной мере.
Армения – немусульманская страна. Здесь объективно присутствуют некие ограничения по развитию культурных связей. В то же время, между Ираном и Азербайджаном глубокие исторические связи, которые, на первый взгляд, должны были бы оказывать положительное влияние на развитие двусторонних отношений. Однако есть комплекс проблем и противоречий, которые оказывают негативное влияние на развитие сотрудничества – в экономической, политической, культурной сферах и т.д. В то же время в отношениях между Ираном и Арменией таких моментов и каких-либо предрассудков нет.
Грузия для Ирана находится на третьем месте в регионе по уровню развития двусторонних отношений. По самым оптимистическим оценкам, показатель товарооборота между нашими странами может составлять 100-150 миллионов долларов в год. Это очень мало, если учесть, что товарооборот между Грузией и той же Турцией, достигает 2 миллиардов долларов.
Грузия проводит прозападную политику. У нее тесные отношения с США. Но, несмотря на это, официальный Тбилиси не смог пока уйти далеко вперед. У Грузии нерешенные проблемы с Россией после августовской войны 2008 года. Отношения по линии Тбилиси – Москва не нормализовались, и вряд ли это случится в обозримой перспективе. В целом товарооборот Турции со странами Южного Кавказа имеет потенциал – до 6 миллиардов долларов. Что касается Ирана, то нет даже 1 миллиарда долларов. Отсюда и уровень влияния. Иран по сравнению с Турцией и Россией, уступает по уровню товарооборота и, соответственно, по уровню влияния на страны региона.
В этом плане из трех стран Южного Кавказа именно у Азербайджана выходит проводить сбалансированную политику. У Баку нормальные рабочие с Россией. Аналогично – со США. Сегодня местами запад стремится оказывать давление на Азербайджан, что не способствует нормальному климату отношений.
Важно понимать, что Армения сегодня также пытается выстроить нормальную разностороннюю дипломатию, однако этого им пока не удается достичь. И здесь повестка гораздо шире нерешенного конфликта вокруг Карабаха. В Армении есть военная база России. Её экономика, энергетика поставлены полностью под российский контроль, границы охраняют российские войска. В таких условиях проведение Арменией нормальной сбалансированной политики невозможно в принципе…
Синдром ЕАЭС
Парламент Армении ратифицировал временное соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) между ЕАЭС и Ираном.
Процедура подготовки подписания соглашения о создании ЗСТ между Ираном и Арменией в связи с Евразийским экономическим союзом и по его дальнейшей ратификации продолжается. Со стороны Ирана с этим не будет никаких проблем. Соглашение будет ратифицировано.
Следует понимать, что вследствие оккупации азербайджанской территории Армения оказалась в состоянии блокады со сторон Турции и Азербайджана. Не в последнюю очередь Ереван заключил это соглашение с Ираном. Это жизненно важно для Армении. Не уверен, что это бы произошло, не будь нагорно-карабахского конфликта…
Ряд товаров, будучи освобожденными от налогов, теперь будут свободно отправляться из Ирана в страны ЕАЭС и наоборот, и происходить это будет именно через Армению.
ЕАЭС пока не стал сильной международной экономической организацией. ЗСТ с Арменией не означает автоматического вступления Ирана в ЕАЭС. Этого может и не произойти, в любом случае в ближайшее время я этого не жду. Сначала ЗТС должна начать работать. Если это произойдет, то это создаст предпосылки для присоединения Ирана в этой организации. Также необходимо решить политические вопросы, прежде чем Иран принял бы решение стать членом ЕАЭС.
Тегеран уже много лет стремится стать членом ШОС, имея там статус страны-наблюдателя. Положительное решение пока не просматривается. Ряд стран присоединились к введенным со стороны США по отношению к Ирану санкциям.
… К примеру, Азербайджан и Грузия не являются членами ЕАЭС, однако у них нормальные связи со странами-членами этой организации за исключением отношений по линии Тбилиси-Москва.
ЕАЭС еще предстоит доказать свою экономическую эффективность. Вспомним, что целью создания организации было вхождение в неё всех стран СНГ. Но этого не произошло. Идея Путина о создании некоего экономического ремейка/подобия СССР так и осталась идеей, далекой от реализации. Россия не так уж и сильна с точки зрения экономики, чтобы формировать на будущее позитивную повестку для потенциальных членов ЕАЭС. На нынешнем историческом этапе главной движущей силой любого государства является его экономика. Россия же пытается оказывать политическое давление на страны с тем, чтобы они стали членами этого союза. Нынешние члены ЕАЭС, по сути, вошли туда не добровольно. Стремления же других государств присоединиться к этому союзу пока не наблюдается.
Наблюдается тенденция, есть симптомы, что Россия хочет, чтобы Азербайджан стал членом ЕАЭС. Муссируются слухи и спекуляции вокруг нагорно-карабахского вопроса и т.д. Всё это, так или иначе, средство давления на Баку. Повторюсь, без ярко выраженного экономического мотива другие рычаги давления приведут только к обратному результату.
К примеру, сегодня США и Европе нет нужды прибегать к давлению. Американские и европейские заводы обладают имиджем организаций мирового уровня. После введения санкций против Ирана, европейские корпорации (как например Renault или Total) просто ушли из Ирана. Они просчитали убытки на перспективу, а не держались за сиюминутную прибыль. Но если бы у них с Ираном просматривалась перспектива прибыли на дальнейшую перспективу на сумму, скажем, в 50 млрд. долларов, а с США на 20 млрд., то они пожертвовали бы своими договоренностями с Вашингтоном в пользу Тегерана. Сильные экономики сегодня руководят мировыми процессами.
ЕАЭС может стать сильной, конкурентоспособной мировой организацией, только базируясь на экономических факторах. В противном случае, если это и дальше будет структура под «зонтиком» и влиянием России, её влияние на мировые процессы будет очень ограничено. Сегодня собственно Россия нуждается в капиталовложениях и развитых иностранных технологиях. О какой роли локомотива с её стороны может идти речь? А силовое давление приведет только к отторжению нынешних и потенциальных партнеров Кремля…
Афшар Сулеймани, экс-посол Ирана в Азербайджане, политолог