Центр исследований армии, конверсии и разоружения представляет статью Шерали Ризоёна, политолога из Таджикистана, о текущей ситуации и перспективах развития обстановки в Афганистане после подписания соглашения между политическими лидерами страны, в условиях продолжающегося процесса по выводу контингента США из Афганистана.
Президентские выборы в Афганистане прошли в сентябре 2019 года, их результаты объявили в декабре 2019 года. Основными кандидатами были действующий президент Ашраф Гани и глава Исполнительного Правительства Национального Единства доктор Абдулла Абдулла. В марте 2020 года, оба кандидата в отдельности друг от друга приняли присягу, объявили себя президентами и страну охватил системный кризис, что вызвало озабоченность внешних партнеров, особенно США на фоне начавшихся мирных переговоров с Талибами. Однако, 17 мая сего года между А.Гани и А.Абдуллой было подписано политическое соглашение, что стало началом нового консенсуса между основными силами афганского политического поля.
В целом, Афганистан уже более 40 лет находится в затяжном конфликте, где не утихает гражданская война. Для анализа ситуации в Афганистане важно осознать предпосылки событий, что имеет серьёзное значения для понимания и прогнозирования возможного развития ситуации. Для понимания обстановки необходимо также учитывать факторы, влияющие на внутреннюю политическую трансформацию, интересы афганских элитарных групп, подходы глобальных и региональных держав, имеющие в этой стране постоянные интересы.
Целью данной статьи является краткий анализ возможного развития событий на фоне соглашения между А.Гани и А.Абдуллой, потенциальные проблемы и перспективы развития ситуации.
Специфика политических групп и сил в Афганистане
Исламская Республика Афганистан имеет специфичную и исключительную политическую, экономическую, социальную и культурную структуру, без ясного понимания которой невозможно дать реальную оценку политическим процессам. История Афганистана, в особенности за последние 40 лет, показывает, что все внутренние силы этой страны, как в период борьбы с Советским Союзом и центральным правительством Афганистана, так и после переговоров в Бонне и поражения Талибов с учетом существующих политических реалий не имели устойчивую позицию в программах и предпринимаемых действиях. Этот фактор доказывает, что невозможно спрогнозировать действия и шаги влиятельных политических личностей в политических процессах Афганистана.
Опыт политической трансформации в Афганистане показывает, что влиятельные политические лица для достижения собственных целей не всегда строго придерживаются своих партийных ориентаций, а с течением обстоятельств меняют свои политические взгляды и входят в оппозиционные группы. В качестве примера можно назвать прошедшие президентские выборы 2019 года, когда ряд влиятельных лиц с обеих команд, поменяли свои взгляды и превратились в политических оппонентов своих бывших партнеров. В этом контексте можно отметить изменения позиций влиятельного в северных регионах генерала Атомухаммад Нура и Амрулла Салеха из коалиции Абдуллы, а также Абдурашида Дустума, Халили, и в какой-то степени Атмара из коалиции Гани.
Эти политические личности сыграли важную роль в президентских выборах 2014 года, в ведении и завершении избирательного процесса и в последующем в организации Правительства национального единства, пропорциональном разделении власти между сторонами на составе своих коалиций. В выборах 2019 года, с учетом собственных политических интересов они поменяли свои позиции. На основе такой практики, можно предположить, что в грядущих трансформациях этой страны, они могут снова поменять свои политические предпочтения. Такая же ситуация очень часто наблюдается среди вооруженных оппозиционных групп действующего правительства.
Данная политическая культура сформировалась на основе исторической пути афганского общества под влиянием этнического и родоплеменного фактора, а также других существующих элементов. Спецификой этой политической культуры является то, что она сложилась под влиянием внутренних факторов и внешний фактор не играет главенствующую роль.
Поэтому, можно констатировать, что до того момента, когда не сформируется рациональная и устойчивая политическая культура в рамках устоявших правил, политические процессы в Афганистане останутся мало прогнозируемыми. Вне зависимости от того, что в этих процессах с учетом обстоятельств и времени меняются политические фигуры, и часть политических акторов обучались в Западных странах, и близко знакомы с политической системой этих развитых государств, по возвращению в Афганистан и выступая в качестве игроков политического поля, они вынуждены принимать во внимание правила устоявшейся игры, и даже при огромном желании не могут разработать и внести изменения. Данная специфика имеет двухуровневую специфику, с одной стороны, выступает как фактор предсказуемости действий политических игроков на основе их племенного, этнического и конфессионального происхождения, а с другой стороны ограничивает влияние внешних акторов, так как нет единого центра с которым можно договорится, и все группы в качестве противовеса могут выступать как сдерживающий фактор.
Внешние акторы и политические процессы в Афганистане
Политическая история показывает, что внешние акторы, как в период интервенции Великобритании, Советского Союза, так и США с союзниками, не смогли в полной мере достичь своих интересов, и потерпели неудачу. Эти страны с наличием огромных материально-технических ресурсов не смогли сыграть главенствующую роль в обеспечении стабильности и безопасности Афганистана. Результаты их действий в создании правительственных структур можно оценить таким образом: либо они оставили зависимое и неустойчивое правительство, либо сохранили ситуацию в полукризисном положении. В качестве примера можно вспомнить вывод войск Советского Союза из Афганистана, после прохождения короткого времени центральное правительство Афганистана демонтировалась, и к власти пришли Талибы. В нынешнем положении, с учетом огромных многомиллиардных затрат, США и их союзники не смогли или не захотели полностью ликвидировать вооруженные силы оппозиционных групп центрального правительства Афганистана.
Сегодня, вооруженные оппозиционные движения, в основном Талибы, имеют серьёзное влияние и контролируют значительную часть регионов этой страны. По мнению сегодняшней элиты Кабула и ряда независимых экспертов возрастание влияния Талибов и других вооруженных групп на общую ситуацию связано с политикой соседних государств Афганистана, в первую очередь Пакистана. США, зная об этом, не захотели или недостаточно предприняли меры по уменьшению влияния Исламабада. Как отметили выше, США и их союзники не смогли организовать устойчивую внутреннюю экономико-социальную, военную, политическую структуру способную обеспечивать стабильность и безопасность после вывода иностранных войск. До сегодняшнего момента значительная часть расходов связанная с обеспечением безопасности, содержанием вооруженных сил, и в общем бюджете Афганистана формируются на основе помощи США и других Западных государств, что является наглядным показателем неэффективной политики в конструировании структур в этой стране.
Достигнутый политический консенсус: проблемы и перспективы
История Афганистана помнит много политических соглашений между правящими и конкурирующими группами власти. Абсолютное большинство этих соглашений были достигнуты под давлением внешних акторов, примером которых являются консенсус между королем Абдурахманом и Калакони (Бачаи Сако), Раббани и Хикматёром, а также между Гани и Абдуллой. Каждое из вышеназванных соглашений имеют свою специфику, так как были достигнуты в особых условиях с учетом временного фактора, и требуют отдельного анализа.
Что касается формирования будущего правительства, на основе нынешнего политического консенсуса между А.Гани и А.Абдуллой, то оно ожидалось, что оно будет выполнено. Так как большинство крупных игроков и в Кабуле, и за пределами страны не желали разрушить достаточно хрупкую конструкцию текущей политической системы Афганистана, а потому постарались в этих условиях сохранить статус-кво.
В результате повторилась ситуация пятилетней давности – А.Гани и А.Абдулла пришли к консенсусу. Если 5 лет назад было сформировано Исполнительное правительство во главе с А.Абдуллой, то сегодня создали Высший Совет мира под его руководством, который будет заниматься вопросами достижения мира в Афганистане. Примечательно, что А.Абдулла является сторонником национального героя Афганистана и лидера Северного Альянса Ахмад Шах Масууда, который в последние годы своей жизни боролся против власти Талибов в Афганистане.
Для справки: Ахмад Шах Масууд (1 сентября 1953 — 10 сентября 2001) — афганский полевой командир, министр обороны Афганистана (1992—1996). Известен также под прозвищем Панджшерский лев, один из лидеров партии вооружённой афганской оппозиции Исламское общество Афганистана, а также военизированного крыла данной партии «ИОА» — «Шурройи-е-Незор». По приказу президента Хамида Карзая Массуд был посмертно назван «Национальным героем». Дата смерти Масуда, 9 сентября, отмечается как национальный праздник, известный как «День Масуда»
В целом, такому развитию событий способствовали ряд факторов:
Во-первых, представителям США, как показывают их действия в статусе основного посредника мирного соглашения между легитимной властью и Талибаном, не нужен конфликт внутри элиты. Консенсус между властвующими политическими группами в Кабуле является залогом эффективности стратегии США по достижению мира с Талибами, что «возмещает» вложенные финансовые и институциональные затраты на новое государственное строительство в Афганистане.
Во-вторых, с учётом позиции соседних и имеющих постоянные интересы государств, в частности России, Китая, Пакистана, Ирана, а также арабских государств можно констатировать, что ни одно из них в краткосрочной перспективе не было заинтересовано в эскалации конфликта в Афганистане. Хотя эти страны придерживаются разных интересов, и у каждой есть свое видение развития событий в Афганистане, в нынешней перспективе хрупкий мир в может дать им время для разработки и реализации собственной стратегии в отношении Афганистана в нынешних условиях.
В-третьих, конфликт между политическими группами в руководстве Афганистана снижает репутацию основных конкурентов за власть как среди избирателей, так среди внешних игроков. В Афганистане за последние 20 лет сформировалось сильное гражданское общество, и в том числе СМИ, что на порядок превосходят СМИ в странах постсоветского пространства. Уровень свободы слова в СМИ Афганистана высокий, наглядным примером которого является аналитические программы на ТВ, где обсуждаются острые проблемы афганского общества с участием сторонников всех сил в прямом эфире. Для внешнего потребителя важность достигнутого политического консенсуса заключается в том, что элита Афганистана показала, что может договорится и способна вести политику с учетом своих интересов, не ущемляя ожидания основных игроков.
Как и ожидалось элита Афганистана пришла к консенсусу и начался процесс распределения министерских портфелей. Трудность восприятия этого процесса заключается в том, что как и предыдущие политические соглашения по достижению консенсуса внутри руководства Афганистана новое соглашения может повторить судьбу 5 летней давности – внешне будет казаться что этот процесс протекает тихо, но на самом деле можно ожидать: а) проявления взаимного недоверия сторон; б) настороженность в реализации отдельных пунктов достигнутого соглашения; в) условия не прогнозируемости и влияния различных факторов.
Вышеназванные факторы могут серьёзно влиять на ситуацию и сформировать ряд новых вызовов и угроз. Результативность достигнутого соглашения в большей степени зависит от уровня доверия между сторонами, и если включить на этот процесс Талибов, ситуация будет слабо прогнозируемой. Поскольку, по оценке многих экспертов на данный момент Талибы выступают инструментом реализации политики ряда внешних акторов.
На основе опыта Правительства национального единства сформированного после выборов 2014 года можно констатировать, что достигнутый политический консенсус по пропорциональному разделению власти будет иметь схожую судьбу.
Положение Афганистана с учетом хрупкости национального единства, отсутствия этнической и языковой целостности, а также культурных различий сформировала в себе ряд конфликтообразующих факторов. Безопасность и стабильность в Афганистане с учетом нынешних условий и политической культуры трудно обеспечить, что в краткосрочной перспективе делает невозможным достижение внутреннего консенсуса и общности мнений и позиций среди политической элиты. В формировании единства мнений и позиций в создании дееспособного и всеобъемлющего и стабильного правительства в Афганистане внешний фактор, в основном США будут играть ключевую роль. И этот процесс в свою очередь тесно связан с долгосрочными интересами США в Афганистане и в регионе в целом.
Перспективы политического консенсуса и возможное развитие ситуации
Перспективы развития ситуации в Афганистане в большей степени будут зависить от политической элиты этой страны, и от политики внешних влияющих акторов, прежде всего США и их союзников, и с другой стороны от России и прочих региональных игроков, в том числе двух основных соседей – Пакистана и Ирана.
Анализ нынешней ситуации приводит к выводу, что политическая элита и противоборствующие силы начиная от групп внутри центрального правительства до незаконных вооруженных сил в лице Талибов и им подобным движений в нынешних условиях под влиянием внутренних и внешних акторов не могут достичь всеобъемлющего консенсуса по стабилизации обстановки в Афганистане. Ни одна из политических групп не позволит своим политическим противникам полностью контролировать ситуацию, так как этот фактор связан с их физической безопасностью. Каждая из политических и вооруженных групп в Афганистане сформирована на основе родоплеменной, этнической и конфессиональной общности и без учета которых невозможно определить перспективы политической трансформации в этой стране, и прогнозировать возможное развитие событий. В свою очередь каждая их этих групп имеет внешнюю протекцию или сторонников и этот фактор также существенно влияет на политические процессы этой страны.
К стабилизации ситуации также не привело подписанное мирное соглашение между США и Талибаном 29 февраля 2020 года в Катаре, а наоборот, террористические атаки Талибов и других вооружённых группировок не уменьшились, а увеличились. Это обстоятельство является наглядным примером того, что любое мирное соглашение в долгосрочной перспективе не может быть устойчивым. Кроме Талибов в Афганистане присутствуют десятки радикальных группировок. Без учета интереса этих движений и их внешних покровителей, мирный процесс в Афганистане будет неопределенным и вероятно что страна останется в кризисном положении.
Ситуация в Афганистане сложилась так, что военно-политическое положение зависит от присутствия иностранных сил и их военно-экономической помощи. Скорый вывод контингента США может привести к усугублению ситуации и демонтажу политической системы. Таким образом, можно предположит, что будет расти влияния и конкуренция глобальных и региональных держав в Афганистане, так как проецирование определенных мер со стороны одной из групп стран, может привести к асимметрической реакции других государств.
Другим сценарием является возможность упрочнения мира и роста авторитета центрального правительства перед глазами граждан в условиях пандемии коронавируса. В этом ключе администрация А.Гани может выступать в качестве переходного правительства, для создания условий и правил, когда все политические силы могут участвовать в выборах и сформировать всеобъемлющею власть. Первые шаги Высшего Совета мира во главе с А.Абдуллой и поддержка его инициатив со стороны президента А.Гани могут показать, в каком русле будут развиваться ситуация в Афганистане. Однако, этот сценарий на данный момент является маловероятным.