3 февраля государственный секретарь США Майк Помпео в Ташкенте провел встречу с руководителями внешнеполитических ведомств стран Центральной Азии в формате “С5+1”.
По итогам министерской встречи принято совместное заявление, в котором говорится, что США подтверждают поддержку суверенитета, независимости и территориальной целостности стран региона, а также твердую приверженность расширению многопланового регионального сотрудничества во всех сферах, представляющих взаимный интерес.
Участники встречи договорились развивать партнерство в таких направлениях, как:
- сотрудничество в деле дальнейшего становления Центральной Азии как сильного, сплоченного, независимого и процветающего региона;
- поощрение согласованных проектов, нацеленных на продвижение торговых, транспортно-логистических и инфраструктурных связей, содействие предпринимательству, а также расширение деловых и инвестиционных контактов между бизнес-кругами стран региона и США;
- взаимодействие в энергетической области, включая сферу возобновляемых источников энергии, и в поддержке национальных планов по адаптации к изменению климата;
- подготовка предложений и инициатив, направленных на улучшение научно-технологического, социального и инновационного развития региона, а также укрепление его туристического потенциала;
- расширение культурно-гуманитарных и образовательных связей.
Перед этим, Госсекретарь США посетил Казахстан, встретился с президентом Касым-Жомартом Токаевым, его предшественником Нурсултаном Назарбаевым и главой министерства иностранных дел Мухтаром Тлеуберди. Кроме того, Помпео встретился с этническими казахами из Китая, которые утверждают, что их родственники находятся в «лагерях политического перевоспитания в Синьцзяне» .
Центр исследований армии, конверсии и разоружения побеседовал с казахстанским экспертом, экс-первым заместителем руководителя Аналитического центра Администрации президента Республики Казахстан, кандидатом исторических наук, доцентом, Асылбеком Бисенбаевым, на тему стратегии Вашингтона в Центральной Азии, результатов и последствий визита Госсекретаря США, взаимоотношений стран региона с Россией и Китаем.
- С Вашей точки зрения, каковы были главные цели визита Майка Помпео в ЦА, и в частности в Казахстан и Узбекистан?
Официальные визиты Государственных секретарей США в страны Центральной Азии осуществляются весьма нечасто. Последний визит был в 2015 году, когда этот пост занимал Джон Керри. По итогам визита была создана переговорная площадка «Центральная Азия + США». Но нужно учитывать, что повестка дня региона в то время сильно отличалась от нынешней.
Некоторый интерес к региону возник в связи с попытками президента Дональды Трампа решить афганскую проблему.
В настоящее время в самом регионе нет особых изменений. Некоторые реформы, впрочем, не касающиеся политической сферы, осуществляет Узбекистан. Новый президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев также заявляет о необходимости построения демократического Казахстана. Но реальных шагов не делается. Тем не менее изменения происходят вокруг региона. Китай последовательно осуществляет реализацию идеи “Одного пояса – одного пути” и все более вовлекает страны региона в зону своих экономических интересов. Для Китая Центральная Азия нужна как источник сырья и зона транзита между Востоком и Западом. Из года в год присутствие китайских компаний растет, также как и ориентация центральноазиатских государств на рынок КНР. Россия постепенно теряет экономические позиции, но стремится сохранить политическое влияние. Инструментом является расширение ЕАЭС. Но в регионе прекрасно понимают, что этот союз не дает реальных экономических результатов. Даже члены ЕАЭС – Беларусь и Казахстан – не могут решить вопросы транспортировки нефти через территорию России. Есть и другие примеры, явственно показывающие, что ЕАЭС не является равноправным и взаимовыгодным объединением государств. Поэтому страны южнее Казахстана понимают, что со вступлением в ЕАЭС торопиться не стоит. Совет Майка Помпео о вступлении в ВТО более отвечает интересам государств.
- Руководство каких конкретно стран понимают об отсутствии реальных экономических результатов ЕАЭС?
Понимают руководители всех стран региона. Даже Кыргызстан, который включается во все союзы, делает это исключительно для того чтобы получить хоть какие-то средства. В среде политической элиты, особенно Казахстана, есть пророссийские силы. Но они не имеют достаточного влияния на стратегические решения. Но нужно учитываать, что евразийская идея, основоположником которой считает себя Нурсултан Назарбаев, весьма широко и позитивно освещается в СМИ. И союз с Россией представляется как единственно верный путь. Но окружение Нурсултана Назарбаева все-таки так не настроено и все-таки ориентируется экономически на Китай. Но личное будущее связывает с Европой или США.
- Каковы цели ставит Вашингтон в регионе?
США не считают регион зоной своих основных и первоочередных стратегических интересов. Визит государственного секретаря М. Помпео является очередным зондажем ситуации. США важно скорее поставить вопросы и получить ответы, нежели договариваться о совместном поиске путей решения. Поэтому американцы ставят вопросы о сокращении присутствия Китая в регионе, а заодно и России. Демонстрацией возможного давления стала встреча с родственниками казахов, которые в Синьцзяне были помещены в лагеря перевоспитания и исчезли. Репрессии в отношении мусульман в Синьцзяне обсуждались во время встречи министров иностранных дел государств региона с Майка Помпео в Ташкенте. Госсекретарь призвал их присоединиться к кампании давления на Китай. Но этот призыв не будет поддержан, тем более что президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил, что “Казахстан не должен стать территорией так называемого глобального антикитайского фронта”. С ним на деле согласны все руководители стран региона. Это понимает и сам Помпео. Слишком важны экономические отношения с Китаем для пяти республик. Поэтому Помпео особо выделил вопрос об экономическом присутствии США, как альтернативы китайским и российским инвестициям. Но США слишком далеки, да и американские компании не заинтересованы в этом рынке.
- Зачем же Помпео сделал такое заявление, если понимал, что страны ЦА не поддержат его?
Он должен был это сделать в любом случае. К тому толкает несколько причин. Главное – разрастание противоречий между США и КНР, в том числе торговая война. Стороны сняли напряжение, но не решили проблему. А она будет возвращаться вновь. Потому визит – зондаж, можно проверить – насколько сильно китайское влияние, есть ли бреши, можно ли ставить вопрос об экономической экспансии США вместо Китая и т.п. Ситуация также может стремительно измениться, в том числе из-за роста антикитайских настроений среди населения, которые уже прорываются в виде погромов, избиений китайцев и др. Тем более вопрос о “мусульманах” Синьцзяна обостряется и служит катализатором процесса.
Более реален вопрос об урегулировании афганской проблемы. Включение талибов в этот процесс ускорил бы этот процесс. Мир в этой стране самым кардинальным образом изменил бы картину региона. Уже сейчас в той или иной мере все пять стран участвуют в экономических проектах, прежде всего в сфере энергетики. Стабильный Афганистан открывает дорогу на юг — в Индию и Пакистан, а затем и далее в Юго-Восточную Азию и Восточную Африку. Это понимают и страны региона, которые получать доступ на новые гигантские рынки. Поэтому они уже сейчас готовы участвовать в урегулировании афганской проблемы.
- Вы имеете ввиду совместные усилия стран ЦА, о которых заявил Помпео? Разве они могут быть эффективны для решения Афганского вопроса, проблема которого заключается в стремлении талибов прийти к власти?
Вы правы. Только усилий Центральной Азии недостаточно. Но вовлечь Центральную Азию в процесс совершенно необходимо. Афганская проблема сложная и многосоставная. Одних военных усилий недостаточно, это показал опыт еще советского вторжения. Поэтому вовлечение различных регионов, кланов Афганистана в умиротворение можно и усилиями “братских” народов Центральной Азии. Например, строительство дорог, приграничная торговля, поставки энергии, товаров вовлекают в процесс умиротворения небольшие части населения. Но это ведь процесс, который может дать хорошие результаты. Например, строительство трубопроводов через Курдистан с его партизанами или в Колумбии тоже с партизанами, вовлекало в мирный процесс часть населения и боевики превратились из угрозы в охрану коммуникаций. Таким образом, США воспринимают Афганистан как мозаичную проблему, которую нужно решать многими средства и участниками.
- Какие самые важные результаты достигнуты в ходе данного визита? Чего достигнуть не удалось? Насколько успешным, с Вашей точки зрения он был?
Ожидать слишком большого от визита Государственного секретаря Майка Помпео было бы слишком наивным. США не ставили своей целью предпринять серьезные шаги для изменения ситуации в Центральной Азии. Это была очередная встреча с целью зондажа позиций руководителей региона, «прощупывания» из позиции по ключевым вопросам. Взаимный обмен комплиментами и обещаниями не должен вводить в заблуждение. Тем более, что даже обещания были не слишком впечатляющими. Например, один миллион долларов помощи технической помощи для ключевого финансового сектора и налоговых реформ в Узбекистане слишком мало. Еще один миллион для укрепления взаимосвязей между Узбекистаном и Афганистаном также мизерная сумма.
Поэтому говорить об успешности или неудаче визита не стоит. Помпео и руководители Центральной Азии не ждали друг от друга слишком многого. Поэтому можно сказать, что визит состоялся и дал обеим сторонам информацию к размышлению.
- Изменится ли внешняя политика Вашингтона в ЦА, в том числе на фоне подготовки новой концепции США в регионе? Каковы будут, ее основные цели, задачи?
Политика США в отношении пяти стран вряд ли будет меняться кардинально. Для этого нужна готовность самих стран региона. А здесь пока что серьезных изменений не предвидится.
Поэтому будет продолжена линия на решение афганской проблемы, которая непосредственно затрагивает интересы США. Тем более, что рядом находится Иран, который самым серьезным образом может расширить своей вмешательство в афганский узел проблем. Вряд ли Иран сможет «дирижировать» антиамериканскими настроениями от Сирии до Афганистана, но создать новые проблемы ему под силу. Поэтому основной задачей для США будет «замирение» Афганистана. А для этого придется приложить усилия и сочетать переговоры и силовым давлением. Но это может привести к новой конфигурации в Большой Центральной Азии и создаст новые коридоры возможностей не только для экономического развития региона. Движение на юг ослабит влияние в Центральной Азии Китая и России. А также создаст дополнительные условия для политической трансформации.
Беседовал: Юрий Пойта, руководитель секции Азиатско-Тихоокеанского региона ЦИАКР