Центр исследований армии, конверсии и разоружения представляет статью Айдара Амребаева, руководителя Центра прикладной политологии и международных исследований (г. Алматы) о том каковы риски принесет центральноазиатским странам недавнее соглашение Вашингтона с «Талибаном» и какие последствия для региона может иметь новая стратегия США по Центральной Азии.
Одним из знаковых событий в плане перспективы участия США и войск коалиции в урегулировании ситуации в Афганистане является церемония подписания соглашения США и афганского движения «Талибан», которая состоялась 29 февраля текущего года в столице Катара Дохе.
Подписи под документом поставили спецпредставитель Соединенных Штатов по Афганистану и глава делегации на переговорах Залмай Халилзад и политический лидер талибов мулла Абдул Гани Барадар (примечательно, что подписывал Соглашение неофициальный лидер «Талибана» Хайбатулла Ахундзада, который был избран после гибели Ахтара Мансура главой талибов и даже не заместитель лидера (как Сираджуддин Хаккани), а просто влиятельный богослов и близкий соратник основателя движения Мухаммеда Омара – мулла Абдул Гани Барадар). На церемонии присутствовали представители более 30 стран.
«Это соглашение стало результатом многих усилий, этим мы подтверждаем, что Афганистан никогда не будет базой для террористов», — отметил госсекретарь США Майк Помпео, выступая на церемонии.
Соглашение предусматривает, что Штаты сократят численность войск в Афганистане с 12 до 8,6 тысячи человек в течение 135 дней, а затем, если «Талибан» воздержится от насилия, продолжат в течение 14 месяцев выводить и свои силы, и силы НАТО. Взамен «Талибан» должен отказаться от использования афганской территории для нападения на США и другие страны.
Кроме того, стороны договорились о «постоянном и всеобъемлющем перемирии». Прямые переговоры между «Талибаном» и правительством Афганистана будут вестись в рамках межафганского диалога. Помимо этого, «Талибан» начнет взаимодействовать с Советом Безопасности ООН, чтобы его членов исключили из санкционного списка. Сделать это предполагается к концу мая. Таким образом, США сделали все для того, чтобы легитимизировать деятельность движения «Талибан».
Данное соглашение, не смотря на в целом обнадеживающе «мирный» характер процесса соглашения, несет Казахстану и странам Центральной Азии определенные риски. В-первую очередь, это связано с тем, что американцы не рассматривают официальное правительство в Кабуле как одну из сторон соглашения, отдавая на откуп «Талибана» дальнейшее внутриафганское урегулирование. Очевидно, что без поддержки США центральное правительство Афганистана окажется «один на один» с движением «Талибан», которое предпочтет не официальные переговоры или участие в выборах, а скорее всего будет «дожимать» не признаваемое ими законным правительство в Кабуле. Известно, что президент Ашраф Гани рассматривается лидерами «Талибан» как нелегитимный президент, являющийся марионеткой в руках Запада. Таким образом, США покидая Афганистан, фактически констатируют, что основной политической силой, способной урегулировать ситуацию в Афганистане, является движение «Талибан». А это уже «мина замедленного действия». Она на деле может привести к «жесткому сценарию», способному привести к столкновению официальных сил безопасности страны и сторонников «Талибана», которые в ситуации отсутствия поддержки официальной власти со стороны США, вряд ли смогут «удержать власть». Это означает начало гражданской войны. Со стороны США это запуск технологии «управляемого хаоса» в регионе.
Понятно, что Трамп в афганской стратегии руководствуется двумя целями: 1) предвыборная задача, сформировать у избирателей имидж Трампа как президента-миротворца, выведшего американских солдат из неблагополучного региона и спасшего рядовых американцев из затяжного конфликта, в который Америку загнали демократы; 2) «региональный кейс», – это создать эффективный и управляемый раздражитель, «дестабилизатор» в лице непредсказуемого «Талибана» на юге Центральной Азии. Этот «инструмент» может быть задействован в любой момент в целях дестабилизации ситуации в регионе, повышению рисков для любых региональных экономических проектов, в числе которых, и соглашения в рамках ЕАЭС, и двусторонние проекты России с Узбекистаном и Таджикистаном, а также судьба инфраструктурных и бизнес проектов «Пояса и пути».
В этом плане вполне логичной выглядит недавняя поездка госсекретаря США Майкла Помпео в регион. Этапами «американского плана» здесь являются:
- посещение Казахстана и Узбекистана, «прощупывание» ситуации в условиях транзита власти в крупнейших странах региона;
- довольно жесткое определение «коридора» для многополярного маневрирования стран ЦА в плане приоритетности формата «С5+1»;
- США отправили довольно ясный месседж всем о новом, более активном позиционировании США в регионе через презентацию новой Стратегии США в Центральной Азии;
- подписание Соглашения США с движением «Талибан» и реализация плана вовлечения стран Центральной Азии в проблемы Афганистана, предполагает, что роль США будет оптимизирована в виде «теневого, закулисного игрока» в «афганском кейсе» с минимальными издержками для Америки.
С нашей точки зрения, нынешняя администрация США решила отойти от «затратной» и слишком «заформализованной» стратегии прямого участия в афганских делах (поддержка режима в Кабуле, разграничение противоборствующих сторон, развитие демократии и социальная стабилизация в стране, борьба с наркотрафиком) к стратегии «циничного прагматизма» (например, чего стоит заявление президента Трампа в Пакистане о том, что он мог бы легко «стереть с лица земли проблему Афганистана»). В этом новом подходе американцы решили опереться на реальную силу, способную контролировать ситуацию в стране в лице движения «Талибан», не слишком заботясь о «демократическом имидже США». Этот «хороший договор» с точки зрения президента Трампа снова сделает «Америку Великой» в этом регионе. Эта цель будет достигнута любой ценой, даже посредством сотрудничества с джихадистским режимом «Талибан» в Афганистане. Главное условие соглашения, – это ненападение и отсутствие угрозы Западу и его интересам в регионе и возможность использования «афганского кейса» в противостоянии влиянию России и Китая.
Данное противостояние имеет несколько потенциальных направлений:
- контроль наркотрафика из Афганистана в Россию через территорию Центральной Азии;
- противодействие экономическим проектам России и ЕАЭС в Центральной Азии и продвижение западных проектов, например, ТАПИ;
- джихадистское правление в Кабуле является «удобной площадкой» для аккумулирования экстремистских группировок на территории Афганистана и постоянная «угроза» их активизации, как на территории Центральной Азии, так и в китайском Синьцзяне (например, Исламское Движение Восточного Туркестана);
- стремление помешать экономическим проектам Китая в Афганистане и опосредованно инфраструктурным проектам «Пояса и пути» в Центральной Азии в целом;
- существует прямая угроза со стороны движения «Талибан» правительствам стран региона, оказывавшим поддержку Западу в стабилизации ситуации в Афганистане. К числу этих стран относится и Казахстан, оказывающий финансовую и гуманитарную помощь правительству в Кабуле и предоставивший порты Актау и Курык для транзита грузов американской группировке в Афганистане.
Очевидно, что для Казахстана чрезвычайно важным будет пересмотреть свою концепцию участия в «афганском кейсе» с точки зрения новой Стратегии США в Центральной Азии и увеличения рисков давления «афганского кризиса» на регион. Необходимы определенные мобилизационные и превентивные меры по безопасности в регионе Центральной Азии, активизации потенциала РАТС /ШОС; укрепление границ, особенно границ центрально-азиатских стран с Афганистаном; возможно создание совместной военной группировки стран Центральной Азии на «афганском направлении»; проведение военных учений стран ОДКБ, ШОС; усиление контроля наркотрафика и профилактические меры по предотвращению прони кновения и «сетевой работы» радикальных религиозных группировок и «спящих ячеек».
В недавно опубликованной Новой Стратегии США по Центральной Азии на 2019−2025 годы особое внимание занимает тема Афганистана. В пунктах 3 и 4 Стратегии обозначены следующие концептуальные положения, которые дают представление о том, как Вашингтон видит свое участие в центральноазиатских делах через призму проблем Афганистана:
Пункт № 3. Расширение и оказание поддержки для стабильности в Афганистане. США поддержат сотрудничество государств Центральной Азии с Афганистаном – в энергетической, торговой и других сферах.
Это означает, что США предполагают более широкое участие стран региона Центральной Азии в стабилизации ситуации в Афганистане. В связи с участием США в восстановлении Афганистана 21 сентября 2017 был подписан специальный Протокол о внесении изменений в Соглашение между правительствами Казахстана и США об обеспечении коммерческого железнодорожного транзита через территорию нашей страны. В него по просьбе американской стороны были включены порты Актау и Курык на берегу Каспийского моря в связи с участием США в усилиях по стабилизации и восстановлению Афганистана. Это позволит поставлять специальный груз с территории Азербайджана через Каспийское море в Казахстан и далее железнодорожным транспортом через станции Сарыагаш, Келес или Бейнеу – Каракалпакия в Узбекистан, а затем в Афганистан. Транзит будет производиться по тарифам перевозки грузов в международном сообщении. При этом на текущем этапе основные задачи стоят не столько в вопросах транзита американских грузов в эту страну, сколько в плоскости поддержания долговременного развития Афганистана с опорой на экономики Центральной Азии. Казахстан является одним из важных участников проекта, будучи крупнейшим донором исламской республики в регионе, уже предоставил помощь на общую сумму свыше $75 млн (обучение афганских студентов, доставка продуктов питания, одежды, товаров первой необходимости, строительство объектов инфраструктуры и др.).
Пункт № 4. Поощрение взаимодействия между Центральной Азией и Афганистаном. Государства ЦА должны развивать более тесные связи с Афганистаном через сферы энергетики, экономики, культуры, торговли и безопасности, которые непосредственно способствуют региональной стабильности.
В отношении координационного центра по взаимодействию с Афганистаном, США делают ставку на Узбекистан, имея в виду приграничный статус Узбекистана и многолетнюю работу узбекского МИДа в налаживании площадок для внутриафганского регулирования и тесные контакты с руководителями «Талибана». Поддержка транспортно-логистического взаимодействия Центральной Азии и Афганистана, обеспечения систем жизнеобеспечения страны. Казахстан осуществляет широкомасштабную работу по подготовке специалистов гражданского профиля для Афганистана, оказывает гуманитарную помощь.
Таким образом, военная миссия США в Афганистане с позиций Вашингтона завершается, но при этом американцы переформатируют свое участие в делах Центральной Азии, модерируя процесс вовлечения стран региона в «афганский кейс». Предполагается интеграция Афганистана в современную Центральную Азию через инструменты «мягкой силы», через широкомасштабное участие стран Центральной Азии в социо-экономическом обустройстве, политической модернизации, культурном созвучии.