Сектор безпеки України

Рубен Меграбян: «Армения: Кремль создает угрозы, преодолевать которые предлагает в союзе с собой»

Давление протеста на власть в Ереване продолжится

Cерж Cаргсян, десять лет занимавший должность президента Армении, подал в отставку на седьмой день своего премьерства. Причиной тому послужили многотысячные протесты. Общество возмутило решение политика, вопреки прежним обещаниям, остаться у руля страны и сменить президентское кресло на премьерское, предварительно утяжелив его новыми полномочиями (по результатам Конституционного референдума 2015 года после электорального цикла 2017-2018 гг. Армения перешла к парламентской форме правления, – ЦИАКР).  

Похоже, в своем решении бывший лидер страны был искренен. Утратив контроль над ситуацией, он принял единственно правильное решение – признал свою ошибку и ушел, не хлопая дверью. При этом сегодня было бы преждевременно рассуждать о том, оставляет ли Серж Cаргсян политическую сцену Армении навсегда. Бывший президент остается лидером правящей Республиканской партии, которая имеет самую большую фракцию в нынешнем созыве парламента (58 мандатов из 105, – ЦИАКР) и подавляющее большинство ее членов отнюдь не горят желанием сдавать позиции.  

Впрочем, под давлением улицы власть может сделать еще один шаг навстречу требованиям народа – согласиться на проведение внеочередных выборов в Национальное собрание Армении. Вероятность развития ситуации по данному сценарию в обращении к президенту Республики Армения допустил временный приемник Cаргсяна на посту руководителя правительства Карен Карапетян. На следующий день президент Армен Саркисян инициировал консультации «с целью обсудить создавшуюся в стране обстановку и пути выхода». Оппозиция также не собирается останавливаться на достигнутом. Лидер протестного движения Никол Пашинян заявил: «Не будет никакого перерыва в акциях протеста до тех пор, пока наша революция не достигнет логического конца. Мы сейчас на самом деле владеем ситуацией в Армении, и никто не может сомневаться в том, что мы упустим из рук победу народа, никто не должен пытаться это сделать». Таким образом, кампания гражданского сопротивления, которая получила название «бархатная революция», не ослабит давление на власть после отставки Сержа Саргсяна.

В то же время стоит отметить, что армия должна оставаться вне политического кризиса. Участие в протестных акциях групп людей в военной форме свидетельствует о том, что они плохо читали закон. Поэтому оппозиция без промедления призвала военнослужащих вернуться к исполнению обязанностей. Более того, Вооруженные Силы должны оставаться вне политического процесса, поскольку последние события внутри страны только актуализируют вопросы безопасности. Официальные Баку и Анкара пока что воздерживаются от каких-либо официальных заявлений. Тем не менее, Азербайджан решил прозондировать политическую почву в Армении и провел маневры вблизи линии разграничения. Факт скопления военной техники попал на радары международных наблюдателей, что было зафиксировано в заявлении сопредседателей Минской группы ОБСЕ.

 «Заразительный» опыт армянского общества

Москва, расценив ситуацию, в которой оказался Саркисян, как безнадежную, решила «расслабиться и получать удовольствие». В Кремле быстро поняли, что, если продолжать делать ставку на своего многолетнего фаворита, можно проиграть вместе с ним. Такую роскошь Россия себе позволить не может. Поэтому Кремль смирился с неизбежным и ограничился несколькими обтекаемыми заявлениями, цель которых сохранить максимально большее поле для будущего маневра.

Наблюдательная позиция, которой придерживается Москва, не предполагает каких бы то ни было поспешных шагов.  В отличие от украинского Майдана, Кремль не видит для себя угрозы в смене руководства Армении. На это, в частности, указывает оценка событий пресс-секретарем президента РФ Дмитрием Песковым, который посчитал неуместной «ассоциации с Украиной».

Успех гражданского общества в Армении может послужить заразительным примером для многих стран на постсоветском пространстве. Учитывая характер власти в Кремле, любой массовый народный протест априори вызывает дискомфорт у российских властей. В Беларуси президент уже заерзал на стуле. В ежегодном обращении к народу и парламенту республики Лукашенко развеял слухи о «скором и значительном изменении» конституции и заявил, что не собирается «создавать фундаменты для майданов и майданутых». Оглядываясь на недавний «опыт» своего армянского коллеги, белорусский лидер публично задался вопросами: «Зачем менять основы страны, ломать страну под личность? А если потом личность сломается?», и тут же пообещал никогда не ставить общество «перед выбором изменения конституционных основ государства под какую-то личность».

Революция вне геополитики

В ходе протестных акций в Армении внешнеполитическая повестка дня отсутствовала. Лидеры оппозиции подчеркивали, что движение не ставит своей целью изменение внешней политики Еревана. Эти события всецело касаются внутренней политики Армении, поскольку обусловлены усталостью от неэффективной системы управления страной. Речь идет не о геополитических симпатиях или антипатиях. Здесь уместно привести недавние слова того, кто оказался во главе протестов – Николы Пашиняна: «Мы (оппозиция, – ЦИАКР) никогда не говорили о выходе из ОДКБ. А что касается ЕАЭС, ситуация такова, что выход из таких организаций может происходить только путем референдума, мы не собираемся делать резких геополитических движений, поскольку сейчас не время. Мы будем руководствоваться интересами Армении».

Говорить о скорых и резких переменах во внешнеполитической позиции Еревана не приходится. В данной ситуации геополитические фальстарты содержат неподъёмные риски для Армении. Во-первых, Кремль создает угрозы, преодолевать которые предлагает в союзе с собой. Таким образом, армяно-российские отношения имеют одного бенефициара в лице России, которая потворствует своим амбициям за счет интересов Армении. Во-вторых, планы сотрудничества с Ираном не перетекают из сферы разговоров в практическую плоскость. В-третьих, Армения подписала всеобъемлющее и расширенное партнерское соглашение с Европейским союзом (документ был ратифицирован парламентом Армении 11 апреля и предполагает финансовую помощь стране в размере 175 млн евро до 2020 года, – ЦИАКР). В то же время есть вполне определенные сомнения, что нынешняя система власти полностью этот договор имплементирует, ведь внедрение европейских практик для нее с родни отсроченному самоубийству. 

Вместе с тем нынешнее состояние армяно-украинских отношений обусловлено дефицитом понимания и общения, наслоением обид, зачастую беспочвенных. Смена руководства в Армении может создать предпосылки для того, чтобы «освежить» отношения двух стран. В Украине принято считать, что Армения поддержала аннексию Крыма. Так ведь не было же этого! Армения отказалась осуждать Россию за аннексию, не более. Украина – вторая после Франции страна в Европе по величине армянской общины. С этим нельзя не считаться. Клише и стереотипы нужно устранять посредством диалога. 

Рубен Меграбян,

эксперт Центра политических и международных исследований (Армения), редактор информационного портала «Аравот»,

Подготовил Владимир Соловьян,

руководитель внешнеполитических проектов ЦИАКР