Коментарі експертів ЦДАКР – Південний Кавказ

Владимир Копчак: «Зачем Украине статус наблюдателя в Тюркском совете?»

Комментарий азербайджанскому порталу Зеркало.az

Начнем с того, что Эмине Джапарова достаточно внятно и по многим аспектам объяснила инициативу о статусе наблюдателя в Тюркском совете для Украины – в разрезе фактора ущемления прав и свобод крымских татар в оккупированном Крыму, но не только.

Такую инициативу можно только поприветствовать, так как она является признаком проактивной позиции Киева в политике деоккупации Крыма. Собственно, о проактивности свидетельствовало и само назначение Эмине Джапаровой на должность заместителя главы внешнеполитического ведомства – логичное и не вызывающее вопросов кадровое решение Киева (особенно на фоне ряда других назначений в последнее время, выглядящих, мягко говоря, не бесспорно). Также напомню, что она является главой Национальной комиссии Украиныпо делам ЮНЕСКО.

Безусловно, сближение с Тюркским советом, это, прежде всего, про Турцию как естественного союзника Киева по противодействию экспансии России в Черноморском регионе. Аннексия Крыма и его тотальная милитаризация помимо создания новых очевидных военных угроз для Украины привела к резкому смещению баланса сил в пользу России, которая, по сути, сегодня имеет позиции гегемона в Черноморском бассейне. Это по определению не может устраивать Анкару. Солидарность же с крымскими татарами и территориальной целостностью Украины, повторюсь, — на поверхности.

… Крым не в планах – а уже превращен в военный плацдарм для продвижения интересов Кремля в Средиземноморье, на Ближнем Востоке, Каспии («Большом Каспийском регионе») и так далее. Крымская группировка сыграла и продолжает играть одну из ключевых ролей в «сирийском экспрессе» — военной авантюре Москвы в Сирии. И речь здесь идет не только про логистику, но и про боевые операции, где особняком стоят пуски крылатых ракет «Калибр» с введенных в состав Черноморского флота РФ фрегатов проекта 11356. Это так – навскидку.

Другим немаловажным аспектом возможного статуса наблюдателя в Тюркском совете для Украины является, скажем так, просветительская функция. Разные постсоветские страны Тюркского совета находятся в отличающихся «геополитических парадигмах», но в каждой из них очень сильное российское информационное влияние и другие аспекты «мягкой силы» Кремля. Это касается как Азербайджана, так и стран Центральной Азии. Коммуникация в новом формате важна и для Киева, и, уверен, для стран Тюркского совета. Также не будем забывать, что наблюдателем в ТС является Венгрия, и такая дополнительная площадка точно не будет лишней для Киева и Будапешта.

Безусловно, эту инициативу следует рассматривать как элемент долгоиграющей стратегии по деоккупации Крыма. Она охватывает все без исключения сферы – от усиления в целом сектора безопасности Украины до сохранения национально-культурной идентичности крымских татар, которая в очередной раз находится под угрозой размывания и исчезновения в силу политики Москвы. Базовым столпом этого процесса должна стать, прежде всего, готовность Киева последовательно отстаивать стратегию по возвращению Крыма, не разделять вопросы оккупации Крыма и части Донбасса, не идти на разного рода «сделки», навязываемые как из Кремля, так и рядом наших «партнеров». Далее – это и солидарность международного сообщества, и собственно ситуация внутри России. И в этом плане сложно переоценить важность углубления сотрудничества в формате Украина – Тюркский совет.

Полная статья: https://zerkalo.az/zachem-ukraine-status-nablyudatelya-v-tyurkskom-sovete/?fbclid=IwAR3hrLZalNV4I7dbiqZJ9KXF70xKO3_BRw_TTSCNKV9jtcVvOba-B0GSs_k