Публікації експертів ЦДАКР – Південний Кавказ

Рауф РАДЖАБОВ: Азербайджано-украинский «локомотив»

Межгосударственные отношения между Азербайджаном и Украиной традиционно рассматриваются через призму «фактора нефтепровода». Ведь Украина является одним из основных торговых партнеров Азербайджана, и абсолютное большинство энергетического экспорта Азербайджана в Украину составляет нефть и нефтяная продукция. Украина в январе-июне 2020 года увеличила импорт нефти в 2,4 раза по сравнению с показателем аналогичного периода 2019 года – до 773,515 тыс. тонн. По данным Государственной таможенной службы, сырье импортировано на сумму $264,688 млн. (рост в 1,6 раза).

Данный аспект нередко обыгрывается таким образом, что в нем особо заинтересован Киев, поскольку заинтересован в покрытии потребностей топливных ресурсов Украины.

Однако сегодня в азербайджано-украинских межгосударственных отношениях наблюдается долгосрочная тенденция. Визиты Президента Украины Владимира Зеленского в Баку и высокопоставленных азербайджанских чиновников в Киев, встречи украинского президента с представителями крупного азербайджанского бизнеса создают условия для усиления, как двустороннего сотрудничества, так и многостороннего. Ведь азербайджано-украинское сближение ведет и к развитию «Организации за демократию и экономическое развитие» ГУАМ. Следует отметить, что страны ГУАМ (Азербайджан, Украина, Грузия, Молдова) уже долгие годы решают схожие геополитические задачи. И от азербайджано-украинского тандема зависит геополитические и геоэкономические перспективы ГУАМ.

Совпадающие интересы

Баку с опорой на Турцию, США и ЕС стремится решить четыре ключевые задачи: во-первых, урегулирование Карабахского конфликта; во-вторых, усиление геостратегических позиций Азербайджана, как на Южном Кавказе, так и за пределами региона; в-третьих, вывод национальной экономики на траекторию устойчивого развития; в-четвертых, усиление позиций Баку на европейском энергетическом рынке.

В Баку учитывают, что отдельные участки магистральных трубопроводных систем подвержены военно-политическим рискам, связанным с нестабильностью политической ситуации в районах Нагорного Карабаха и т.н. Южной Осетии. К примеру, нефтепровод «Баку-Тбилиси-Джейхан» (БТД), европейский проект «Южный газовый коридор» (ЮГК), трубопровод Баку-Супса, железная дорога Баку-Тбилиси-Карс (БТК), шоссе Баку-Тбилиси проходят на расстоянии прямой видимости и вблизи от места, где произошли последние июльские события на азербайджано-армянской госгранице на Товузском (Азербайджан) или Тавушском (Армения) направлении. Пограничные позиции Армении позволяют контролировать северо-западные районы Азербайджана, по которым проходят вышеуказанные энерготранспортные и инфраструктурные маршруты, ведущие в Европу.

Усиление конкуренции на энергетическом рынке Европы на фоне падения цен на нефть и природный газ побуждают официальные власти Азербайджана активизироваться на украинском направлении. Тем более что EU4Energy запустил проект технической помощи Украине по имплементации Директивы 2009/119/ЕС относительно формирования и поддержания минимальных запасов нефти и нефтепродуктов (МЗНН).

В течение т.г. представители Верховной Рады, Минэнергетики, Государственного агентства резерва Украины совместно со специалистами Секретариата Энергетического сообщества (ЭС) разработают подзаконные акты, необходимые для создания запасов нефти и нефтепродуктов. Данное обстоятельство отвечает энергетическим интересам Азербайджана и Украины.

В настоящее время Азербайджан в рамках укрепления своих позиций на энергетическом рынке Европы налаживает взаимовыгодное сотрудничество с Турцией, Грузией, Румынией, Украиной, Беларусью, которые могут поддержать функционирование европейского проекта ЮГК. Поэтому SOCAR прорабатывает планы развития переработки за рубежом – в Турции, Грузии, Румынии и Украине. Сегодня SOCAR уже завершила строительство комплекса в Турции. К примеру, проектная мощность завода «STAR» составляет 10 млн. т в год, при этом сырье будет поставляться по ГТС «Баку – Тбилиси – Джейхан» (БТД), а нефтепродукты – реализовываться на рынке Турции и вывозиться в ЕС.

На данный момент госнефтекомпания SOCAR уже инвестирует в Украину. Так, на территории Украины действуют 60 автозаправок и 4 нефтебазы. Президенты Азербайджана и Украины Ильхам Алиев и Владимир Зеленский надеются на восстановление динамики двустороннего политического диалога и торгово-экономического сотрудничества после завершения карантина в двух странах. И.Алиев и В.Зеленский отмечают перспективы углубления сотрудничества Украины, Азербайджана, Грузии и Молдовы в рамках ГУАМ.

Одно из важнейших направлений сотрудничества в рамках ГУАМ – это обеспечение безопасности и стабильности в регионе, поскольку все четыре страны-участницы столкнулись с потерей территориальной целостности. Последний саммит глав правительств стран ГУАМ прошел в декабре 2019 года. Речь шла о создании инструментов сотрудничества в рамках «Зоны свободной торговли» (ЗСТ), в частности, о взаимной либерализации рынка услуг, и практическом воплощение концепции транспортного коридора ГУАМ, что позволит значительно сократить путь поставки энергоносителей с Каспийского региона в Европу.

Иными словами, Азербайджан и Украина взяли на себя роль «локомотива» ГУАМ. Усиление взаимодействия между Азербайджаном и Украиной ускорит реализацию проекта Каспийско-Черноморско-Балтийского энергокоридора.

Следствием российской аннексии Крыма и эскалации военной напряженности (оккупации Россией части украинских территорий) на Донбассе стала потеря Украиной большей части транзитных возможностей, поскольку левобережная часть Украины стала «никуда не ведущей территорией». В этих условиях Анкара и Баку являются стратегическими партнерами Киева. 3-х сторонний формат сотрудничества Азербайджан – Украина – Турция будет способствовать дальнейшему укреплению отношений между странами и может стать платформой, позволяющая разработать взаимовыгодные проекты, аналогичные тем, которые успешно реализуются Азербайджаном и Турцией в других 3-сторонних форматах сотрудничества. К примеру, в Киеве ожидают реализации проекта Транскаспий, что позволит осуществлять поставки в Украину и туркменского природного газа. Этим Киев желает существенно ослабить позиции ПАО «Газпром» на европейском рынке природного газа, поскольку Туркменистан и Узбекистан будут поставлять свой природный газ в Украину и транзитом в ЕС. Следует отметить, что в ближайшее время Азербайджан, Грузия, Румыния и Туркменистан проведут 4-х сторонние переговоры о создании транспортно-транзитного коридора «Каспий-Черное море», который соединит два порта – румынскую Констанцу и туркменский Туркменбаши.

Фактор «Одесса – Броды» и ГУАМ

Важнейшее направление сотрудничества Баку и Киева – это создание нового маршрута транспортировки азербайджанской нефти европейским потребителям по направлению «Баку – Супса – Одесса – Броды – Плоцк». Государства ГУАМ ранее выразили политическую поддержку проекту «Одесса – Броды – Гданьск». Как только «Одесса – Броды» заработает в аверсном режиме, то для экспортеров нефти из Каспийского региона и ее потребителей в северной и центральной Европе появится стимул для продления этого трубопроводного проекта до Плоцка и Гданьска. Тем более что для разработки ТЭО этого проекта уже создано СП «Сарматия» с участием нефтяных компаний Азербайджана, Грузии, Украины, Польши и Литвы.

Для Азербайджана маршрут «Одесса-Броды» – это доступ к устойчивому сбыту нефти. Если Баку и Киев достигнут договоренности, то сторонам необходимо прописать контракт о твердых гарантиях сбыта. Баку считает необходимым принятие Киевом конкретных шагов в вопросе поставок азербайджанской нефти на украинские НПЗ и её транзита в Европу.

Азербайджан имеет возможность загрузить трубопровод «Одесса – Броды» в «аверсном» режиме и обеспечить поставки до 5 млн. т нефти для ее переработки на двух крупнейших предприятиях Украины. Хотя, рентабельность работы нефтепровода «Одесса – Броды» будет достигнута при прокачке не менее 8 млн. т нефти в год.
На фоне торга с Россией по цене на нефть, Беларусь уже с марта т.г. начала импорт нефти с Украины по нефтепроводу «Одесса – Броды». Концерн «Белнефтехим» заключил с SOCAR сделку по поставке двух танкеров нефти общим объемом 160 тыс. тонн с территории Украины по нефтепроводу «Одесса – Броды».

«Укртранснафта» начала прием азербайджанской нефти сорта Azeri Light в морском нефтяном терминале (МНТ) «Южный», который был поставлен туда танкером для нужд Беларуси. Обеспечение транзита нефти до Мозырского НПЗ позволит Киеву повысить уровень загрузки нефтетранспортной системы Украины, поскольку добыча своей нефти в Украине несущественная и для ее переработки достаточно одного НПЗ.
Азербайджанские инвестиции в Украину в 2020 году могут составить до $2 млрд. в объекты нефтетранспортной и нефтеперерабатывающей инфраструктуры, а также участие азербайджанских компаний в аукционах на балансирующие мощности. Азербайджан и Украина намерены это сделать посредством двух торговых домов.

Официальные власти Азербайджана и Украины обсуждают участие SOCAR в модернизации энергетического сектора Украины. Хотя, существенных подвижек так и не произошло. Дочерняя компания SOCAR SOCAR Energy Ukraine работает в Украине с 2008 года. Еще одна дочерняя компания SOCAR, Caspian Drilling Company, в июле 2019 года участвовала в конкурсе на разработку нефтегазовой площадки «Дельфин» в Черном море. В сентябре Кабинет министров Украины признал результаты конкурса недействительными. 6 декабря 2019 года председатель Государственной службы геологии и недр Роман Опимах заявил, что новый конкурс на разработку углеводородов на участке «Дельфин», скорее всего, состоится в сентябре 2020 года.

Кроме того, SOCAR проявляет интерес к хранению нефти в Украине в пределах года с возможностью принятия решения, куда ее направить: либо перерабатывать в Украине, либо вывозить трубопроводным транспортом в сторону Беларуси, либо снова на воду с погрузкой на танкеры и реализовывать на свободном рынке. Однако, действующее законодательство Украины пока не позволяет предоставлять такую услугу. SOCAR обратилась в Министерство финансов Украины с целью получения разрешения на создание лицензионного таможенного склада на базе своих мощностей для предоставления услуг по хранению нефти.

Первоначально азербайджанская нефть может храниться в линейной части участка нефтепровода Кременчуг-Лисичанск, где есть техническая возможность разместить порядка 400 тыс. т нефти. «Укртранснафта» уже подала в Министерство финансов Украины соответствующие инициативы, где в том числе предлагает признать недействующий участок нефтепровода емкостью с определенными нюансами. Если это будет принято, «Укртранснафта» сможет выйти на рынок с такой емкостью, как эта линейная часть нефтепровода.

Следует отметить, что резервуарный парк в принадлежащем компании МНТ «Пивденный» в настоящее время может вместить 200 тыс. куб. м, или 170 тыс. т, но этого недостаточно даже для размещения нефти с двух танкеров по 90 тыс. т.

Даже если «Укртранснафта» один танкер примет и положит на хранение, то второй танкер украинская сторона уже не сможет принять для осуществления, к примеру, транспортировки в интересах Беларуси или Кременчуга.

Поэтому «Укртранснафта» имеет планы по расширению резервуарного парка МНТ «Южный» с установкой четырех резервуаров емкостью по 120 тыс. т каждый.

В контексте реализации Баку проекта ЮГК Украина также рассчитывает на углубление энергетического сотрудничества с Азербайджаном в этой сфере. Украина и Азербайджан в рамках заседания двухсторонней рабочей группы по вопросам энергетики 14 июня 2019 года в Баку уже обсудили вопрос привлечения Украины к реализации проекта ЮГК.

Киев нуждается в выходе на новые рынки и во включении Украины в систему глобальных торговых путей. При подключении к ЮГК Украина сможет закупать природный газ у Азербайджана на 2-й и 3-й фазах проекта через своп-поставки.

В контексте ожидающегося ввода в эксплуатацию Трансадриатического газопровода (TAP), а также интерконектора Греция-Болгария (IGB) будут созданы условия для транспортирования азербайджанского газа в страны Юго-Восточной Европы. Киев рассчитывает стать транзитером азербайджанской нефти в Чехию, Венгрию и Словакию. Киев также заинтересован в расширении сотрудничества по вопросам организации поставок сырой нефти и готов рассмотреть возможность поставок сжиженного природного газа (LNG) из Азербайджана в Украину.

С присоединением к проекту ЮГК Румынии, в перспективе Украина получит возможность получать азербайджанские энергоносители по маршруту Болгария-Румыния-Украина.

Можно констатировать, что азербайджано-украинские межгосударственные отношения не ограничиваются исключительно двусторонней повесткой дня. Баку и Киев выстраивают партнерские взаимоотношения, построенные на совпадении долгосрочных стратегических интересов и вызовов не только Азербайджана и Украины, но и «Организации за демократию и экономическое развитие» ГУАМ.

Рауф Раджабов, востоковед, руководитель аналитического центра 3RD VIEW, Баку, Азербайджан