Азійський монітор Публікації Публікації експертів

Как COVID-19 повлияет на российско-китайские отношения

Центр исследований армии, конверсии и разоружения представляет статью директора Центра китайских исследований «China center» (г. Алматы) Адиля Каукенова о последствиях пандемии коронавируса для российско-китайского партнерства, о том какие сектора и направления сотрудничества пострадают больше всего, поможет ли Китай России преодолеть экономический кризис, вызванный падением мировых цен на нефть.

Коронавирусная инфекция, поразившая сначала Китай, а теперь перекинувшаяся на многие другие регионы мира, создала новый формат реальности, характеризующийся стремительной экономической рецессией и неочевидными перспективами после завершения пандемии.

По оценкам Bloomberg, мировая экономика может потерять до $2,7 трлн из-за коронавируса. Тотальное блокирование китайской экономики привело к простою производственных мощностей, срыву поставок сырья и готовой продукции. Это в свою очередь оказало влияние на фондовые рынки, находящиеся теперь в зоне нестабильности.

По данным исследования Института управления поставками (ISM) о влиянии коронавируса на цепочки поставок, почти 75% компаний сообщают о сбоях в цепочке поставок в некоторых мощностях из-за ограничений на транспортировку, связанных с коронавирусом, и более 80% полагают, что их организация будет испытывать некоторые последствия вследствие COVID-19.

Помимо экономических последствий, коронавирус оказал влияние и на политические отношение. Эпидемия пришлась на текущий геополитический разлом между Китаем и Соединенными Штатами, а также специфическую внешнеполитическую линию конкретно президента Дональда Трампа. Упреки Вашингтона в отношении КНР в ходе эпидемии вызвали сильное раздражение в Пекине, что уже сказывается на уровне отношений и риторики.

Сегодня Китай и Россия на официальном уровне декларируют свое стратегическое сотрудничество как наиболее тесное за всю историю взаимоотношений. Однако в данном контексте возникает вопрос, сможет ли выдержать текущий китайско-российский альянс глобальную пандемию. И хотя в Китае вирус уже практически ликвидирован, в России COVID-19 только начал набирать обороты. В таких условиях вопрос, сможет ли Кремль преодолеть этот вызов, пока остается открытым.

Влияние COVID-19 на российско-китайские экономические отношения

Текущие экономические отношения между Китаем и Россией характеризуются своей неравновесностью. Если Китай занимает первое место во внешнеторговом обороте России, обходя даже Германию, то Россия для КНР по итогам 2018 года не вошла даже в десятку, располагаясь на 11 месте. Причем, важно отметить, что в российском экспорте 71% занимают энергоресурсы, прежде всего сырая нефть и нефтепродукты, тогда как китайская продукция максимально диверсифицирована и активно занимает серьезные позиции в наукоемкой и высокотехнологичной продукции.

Вспышка эпидемии COVID-19 сначала в Китае и последовавшие за ним карантинные меры вероятнее всего нанесли серьезный урон развитию китайско-российской торговли, которая до этого в течении последних трех лет стабильно росла. Урон был относительно снижен тем фактом, что разгар эпидемии пришелся на празднование китайского нового года (Праздник Весны – Чуньцзе), при котором традиционно китайские граждане отдыхают от двух недель до месяца. В реальности, российские компании уже давно привыкли к данной особенности и начинают заполнять склады с декабря, дабы избежать простоев в течении февраля-марта.

Однако в этом году снижение китайской активности началось с декабря, а с середины января «встало» большинство предприятий. По сегодняшний день китайские предприятия еще не вышли на свой нормальный режим работы, что связано, с одной стороны, с последствиями эпидемии внутри Китая, а с другой – с падением потребительского спроса в связи карантином у крупнейших потребителей стран Запада и Ближнего Востока.

В этой ситуации российские потребители в меньшей степени влияют на восстановление китайских производственных мощностей, тогда как снижение потребления энергоресурсов Китаем спровоцировало разногласия внутри ОПЕК, что привело к демпинговой войне на нефть между Россией и Саудовской Аравией.

Для Пекина данная ситуация несет позитивные элементы, так как снижение стоимости энергоносителей дает ему возможность снизить себестоимость производства, понизить издержки для рядовых потребителей и быстрее выйти из рецессии эпидемии.

Для Москвы ситуация чревата тяжелейшим экономическим кризисом, в которой китайский партнер не сможет, да и вряд ли захочет как-то реально помочь. В этой связи, весьма вероятен сценарий очередного витка падения уровня доходов российского населения, инфляции, ухудшение социальной обстановки. Китай в этой ситуации кризиса в России все равно остается в выигрыше, так как с падением уровня покупательских возможностей у россиян вырастает запрос на недорогие зарубежные товары, лидером в производстве которых является Китай.

Например, в США китайским крупным производителям смартфонов и другой бытовой электроники крайне сложно добиться узнаваемости у американского потребителя, а в России ряд китайских брендов являются по сути безальтернативными по ценовой доступности и уровню качества. Соответственно, если американский покупатель, выбирая китайское ориентируется, только на цену, то российский потребитель, как правило, различает китайские бренды, делит их на разные сегменты, помещая некоторые из них в сектор престижных.

Геополитический контекст российско-китайских отношений в борьбе с COVID-19

Политическое влияние COVID-19 на российско-китайское сотрудничество стало, возможно, даже более заметным. Но, в отличие от экономического сектора, тут наоборот: для китайцев поддержка Москвы стала значительнее весомее, чем благодарность Пекина для россиян.

Необходимо заметить, что Китай в ходе эпидемии оказался под мощным идеологическим «обстрелом» со стороны США и других стран Запада. Для китайского политического истеблишмента и рядового обывателя было неприятным сюрпризом увидеть, когда вместо поддержки китайской борьбы с эпидемией, западные СМИ планомерно критиковали и высмеивали как меры китайского правительства, так и бытовые привычки простых китайцев, всячески создавая образ «заразных» для всех китайцев в глазах западного обывателя.

Китайские бизнесмены, туристы, жители чайнатаунов и даже просто многие азиаты испытали на себе бытовую ксенофобию во многих странах. От них требовали носить маски, убираться домой в Китай и т.п., даже если они никогда не посещали Китай и вообще являлись полноценными гражданами данной страны.

На этом фоне благожелательная риторика российского руководства, желавшего победы Китаю над вирусом, отправка в Ухань российской гуманитарной помощи, российских врачей-добровольцев и другие шаги вызвали мощный положительный резонанс. К примеру, экспрессивное выступление на китайском языке официального представителя российского МИД Марии Захаровой: «Держись Китай, держись Ухань!» (中国加油! 武汉加油!) приобрело одобрение не только в китайском политическом руководстве, но и стало популярным в среде многочисленных интернет-пользователей, не избалованных поддержкой со стороны деятелей западных держав.

На этом фоне, несмотря на то, что в России распространена китаефобия, а в ходе эпидемии отмечались отдельные случаи бытовой ксенофобии и расизма, подобные факты китайской стороной по большей части были проигнорированы.

Здесь надо отметить, что демонстрация поддержки и позитивного восприятия в трудную минуту для Пекина действительно крайне важна. К примеру, отношения с Японией для Китая традиционно являются сложными, особенно в контексте исторических обид, связанных с японским вторжением во время Второй мировой войны. Обычно китайское телевиденье забито многочисленными фильмами и сериалами на тему победы над японским милитаризмом. Однако, после того как на удивление Токио оказал поддержку Китаю во время эпидемии COVID-19, наметилось резкое политическое потепление между этими двумя азиатскими гигантами. Более того, в Ухане и по всей провинции Хубэй практически прекратили транслировать антияпонские фильмы.

Южнокорейская солидарность китайской борьбе с пандемией, то что Сеул не стал закрывать границы с Китаем, да и многие другие шаги тоже дали импульс для попытки пересмотра отношений, которые до недавнего времени переживали крайне непростой период. В гуманитарной сфере это еще чуть более подстегнул президент США Дональд Трамп раскритиковавший вручение премии «Оскар» южнокорейской картине «Паразиты», что было болезненно воспринято многими корейцами.

Это неожиданное потепление в треугольнике «Китай – Южная Корея – Япония», стало, в частности, результатом проявленной в ходе эпидемии нетерпимости к азиатам во многих странах. До того момента, пока эпидемия не захлестнула Италию, агрессивная ксенофобия и расизм по отношению к азиатам заставили жителей Азии задуматься больше о том, как они выглядят в глазах жителей Запада, и своем буддийско-конфуцианском мире. 

Потери для российской экономики на «китайском» направлении

Ущерб от распространения коронавируса Россия получит по ряду направлений, причем наиболее чувствительный удар будет получен не из-за эпидемии внутри Китая, а из-за ее развития по всему миру, в том числе и в России.

Здесь надо отметить, что для Кремля вопрос об эпидемии COVID-19 в России – в плане принятия дальнейших мер – встал очень остро. Иранский и итальянский опыт наглядно продемонстрировали, что отрицание проблемы или беспечность приводит повальному заболеванию, поражению большого количества пожилого населения и, неизбежно, к коллапсу системы оказания медицинской помощи, которая просто не справляется с потоком больных. К примеру, в итальянской Ломбардии врачи стали перед жестоким выбором, характерным больше для военного времени, кому оказать помощь: песпективному больному или тяжело умирающему.

И если традиционный российский партнер Казахстан решил пойти по жесткому пути полного карантина, с закрытием городов и привлечением армии, то в Кремле наблюдается поразительное хладнокровие. Хотя, по казахстанским данным, ряд зараженных в страну попал именно через московские хабы, так как они являются для Казахстана основными на западном направлении.

Вероятнее всего, в Кремле опасаются, что в связи с «обнулением», неудачно совпавшим с падением цен на нефть, жесткий карантин может вызвать настолько пагубный экономический эффект для населения, что результатом может стать вполне конкретное народное недовольство и массовые протесты. Соответственно, делается ставка то, что российское население привычно к ОРВИ, традиционно умеет с ним бороться, а соответственно есть шанс, что COVID-19 пройдет незамеченным, если его не диагностировать. Насколько удачной будет данная тактика, покажет только время, но для других стран, и Китая в частности, российский блеф вряд ли будет действенным.

Поэтому можно ожидать негативный экономический эффект для туристической сферы. Китайский турист сегодня является одним из важнейших для российской туристической отрасли. И, несмотря на периодически появляющиеся в российских медиа статьи, о том, что якобы китайские туристы не приносят выгоды российской экономике, очевидно, что в России вокруг китайских туристов сложился целый кластер. Причем в этом кластере, основные дивиденды, естественно, получает российский бизнес, который привлек в свои ряды целые пласты российских специалистов со знанием китайского языка и специфики, вынужденных уехать из Китая в связи ужесточением в последнее время китайского миграционного законодательства.

Другой сектор, пострадавший от эпидемии, это совместное производство. В частности, множество российских производителей, получают практически готовую продукцию с китайских фабрик, но либо разобранном виде, либо с российской маркировкой, дабы после сборки уже на территории РФ получить преференции как российский производитель в рамках «импортозамещения». Особенно, в том, что касается электронных устройств бытового назначения, альтернативы или иных вариантов создания у российских компаний просто нет. Соответственно, эпидемия в Китае поставила в шаткое положение данный сектор, а теперь подозрения в распространении эпидемии по России еще больше усложнят контакты с китайскими партнерами.

Но еще большей проблемой в российско-китайской торговле станет очередное снижение покупательской способности россиян в силу падения рубля относительно доллара. Китайские товары все равно будут занимать лидирующие позиции, но качество их заметно упадет, так как выбор будет делаться в сторону самых дешевых предложений. Это может привести к новому падению имиджа китайских товаров, а оттуда и самого Китая в глазах россиян. Что, накладываясь на имеющиеся в российском обществе предубеждения против китайцев, может усложнить российско-китайские отношения.

Возможные варианты развития ситуации

Наиболее вероятными из множества возможных сценариев развития, видятся следующие:

№ 1 – Короновирус в России примет масштабы по итальянскому варианту, с  таким большим количеством жертв среди пожилого населения, что скрывать это вспышкой сезонного гриппа властям просто не удастся. В ответ, на возмущение населения о необходимости принятия решительных мер, в рамках популизма, Кремль пойдет по пути жесткого карантина, используя силы Росгвардии, военных медиков и т.д. Жесткая изоляция приведет к еще большему падению уровня жизни населения и накалу раздражения. Однако, президенту В.В. Путину, используя всю мощь пропагандисткой машины, удастся сохранить власть, но реальные рейтинги популярности будут крайне низкими.

На данную ситуацию, еще худшим бременем для России лягут новые санкции, стагнация уровня низких цен на нефть и блокирование российских нефтяных компаний усилиями Вашингтона.

Надо отметить, что несмотря на симпатии Пекина и его ястребиного крыла по отношению к Москве, наносить ущерб собственной экономике китайские власти ни в коем случае не будут. В частности, в случае разгула короновируса в России, граница, скорее всего, будет закрыта. Более неприятным для Кремля является факт, что китайские компании не готовы работать с компаниями попавшими под санкционный список США. Данная тенденция была заметна еще после ситуации с Крымом, когда китайские гиганты и банки стали резко сворачивать сотрудничество с российскими акторами попавшими под санкции. Так как сотрудничество с подсанкционными фигурами, несет ответственность и для них. 

Например, сегодня китайская государственная нефтяная компания Sinochem Corp уже опасается сотрудничать с Роснефть, исходя из угроз США наложить санкции на Роснефть. Естественно, как это видно китайско-иранскому сотрудничеству, через некоторое время заинтересованные стороны найдут каналы работы в обход санкций, но это несопоставимый объем с «белыми» формами. Тем самым российская экономика еще больше будет зависеть от китайской помощи и готовности сотрудничать. 

№ 2 – Позитивный для России  исход коронавирусной эпидемии. То есть, количество тяжелых пострадавших будет небольшим, тем самым, а с наступлением лета инфекция сойдет на нет. Соответственно, российские и китайские партнеры смогут в ускоренном режиме восстановить свои формы сотрудничества, но негативным фактором для России будет по прежнему низкие цены на нефть, тяжелый выход мировой экономики из рецессии, усилия США по изоляции России от внешних экономических рынков.

Однако, в силу безальтернативности Китая для российской экономики, российско-китайское сотрудничество в обоих сценариях будет развиваться, причем Китай, в любом случае будет находить выигрыши в развитии ситуации, так как его экономика находится на технологическом подъеме, поэтому Пекину всегда будет что предложить Москве, тогда как России уже сегодня трудно выйти за пределы предложения энергоресурсов, леса и вооружений.     

Выводы

  • Российско-китайское сотрудничество переживает подъем отношений и борьба с коронавирусом позволила обоим сторонам продемонстрировать лояльность и взаимоподдержку.
  • Солидарность Москвы Пекину в его борьбе с COVID-19 позволило улучшить имидж России в глазах населения Китая, что даже скрыло случаи бытового неприятия россиянами китайцев из-за коронавируса.
  • Китай является ведущим экономическим партнером России, в силу различных факторов, включая геополитический. Поэтому, пандемия коронавируса не изменила структуру экономических отношений этих стран. Китайские поставщики являются безальтернативными для российских покупателей по ряду направлений. А в силу геополитических факторов, Москва даже не предполагает варианты изменения цепочки поставщиков, как это пытались сделать на Западе, используя эпидемию изменить взаимоотношения с Китаем.
  • Российская экономика не является приоритетом для китайских компаний, поэтому COVID-19 не  внес для китайской стороны каких-то серьезных изменений или потрясений. Ожидаемая эпидемия в России, также вряд ли что то изменит для китайских производителей в основной своей массе.  
  • Российский туристический сектор испытает серьезные трудности в этом году, так как, китайские туристы испытали определенный психологический шок, а также у многих средства ушли на поддержание жизнедеятельности в период карантина. Однако, вероятнее всего, в следующем году, китайские туристы опять станут номер 1 по количеству в России, в частности из-за падения курса рубля и удешевления многих услуг в туристическом секторе.
  • Маловероятно, чтобы Китай смог или захотел оказать поддержку российской экономике для выхода из рецессии, спровоцированной мировой пандемией. То есть, на политическом уровне Пекин будет выражать максимальное сочувствие Москве, но в экономическом плане скорее придет на помощь Европе, в расчете на завоевание предпочтений европейских потребителей, которые являются одним из главных покупателей китайской продукции.
  • COVID-19 ухудшил отношения между Пекином и Вашингтоном, что даст новый импульс для военного и политического сотрудничества Китая и России.  Так как, США не намерены смягчать свою политику ни по отношению к КНР, ни к РФ, причем независимо от того, кто будет президентом в Белом доме, то данный фактор будет серьезно влиять на дрейф Пекина и Москвы к друг другу, несмотря на багаж взаимного недоверия.
Ключові слова