Публікації експертів ЦДАКР – Південний Кавказ

Гела Васадзе: «Мост из Европы в Азию. Необходимость синхронизации усилий»

REUTERS/Amr Abdallah Dalsh - D1BETYKTKUAA Фото: REUTERS/Amr Abdallah Dalsh

Поездки в дальние страны всегда сопряжены с определенным дискомфортом. Ночные рейсы, стыковки с долгим ожиданием или, напротив, со столь короткими пересадками, что приходится спешить, чтобы не опоздать на свой рейс. Разница во времени, акклиматизация. И все это на пару-тройку дней, только для того, чтобы послушать людей, проблемы которых очень не похожи на твои. И, тем не менее, эти поездки чрезвычайно полезны, полезны, прежде всего, потому, что позволяют посмотреть на мир из другой точки, под новым для себя углом. И в этом смысле поездка в Индию на грандиозную, без преувеличений, конференцию Raisina 2020 сполна оправдала мои ожидания.

Взгляд на географическую карту

Нам, жителям хоть и окраины, но все-таки Европы, достаточно сложно представить себе масштабы того, что называется Азиатско-Тихоокеанским регионом. Легко сказать – регион, в этом самом регионе живет более трети населения земного шара, живут со своими проблемами, мечтами, войнами и конфликтами. Ещё в прошлом веке всё, что происходит во внешнем мире, нас действительно мало касалось. Для жителей союза нерушимых Земля начиналась с Кремля, а заканчивалась на границе СССР, для меня – в Батуми (поехать даже в Сарпи было нельзя), для кого-то – в Чопе, Бресте, Ленкорани и так далее. В 1991 году «границы на замке» не стало, но ментальная граница так и осталась. Давайте посмотрим на географическую карту, вот Европа, вот Евразия, вот мы, Грузия с Украиной, почти в центре. А вот огромная Россия от Санкт-Петербурга и Новороссийска до Тихого океана. Еще есть наши соседи и собратья по несчастью из Центральной Азии. Все вроде так, но Земля, как известно, имеет форму шара, так что в центр карты можно поставить любую географическую точку. Помню, один мой приятель был очень удивлен, когда в Индонезии увидел географическую карту, в центре которой «почему-то» была  именно Индонезия…

Итак, вывод первый – когда мы говорим о международной политике, давайте мысленно ставить в центр карты свои страны, и тогда многое будет выглядеть несколько иначе. В частности, может оказаться, что мы на полпути из Дели в Берлин, а кое-кто из бывших братских республик – на полпути из Пекина в Париж. 

Из истории мы знаем, что в стародавние времена люди жили натуральным хозяйством. В общем-то, это не совсем так, натуральным хозяйством все люди никогда не жили. Ещё древние финикийцы и греки принялись бороздить морские просторы в поисках того, что получше, и что подешевле. Правда, перевоз был дорог и опасен. Для защиты от чужих бандитов и грабителей нанимались свои бандиты и грабители. Так возникали целые государства. Сегодня технологии развились настолько, что привезти товар из точки А в точку В дешевле, чем когда бы то ни было, и что-то мне подсказывает, что процесс удешевления будет продолжаться. Но есть нюанс. И состоит он в том, что наряду с бурным товарообменом будет расти конкуренция между маршрутами доставки товаров от продавца к потребителю. Понятно, что тот, кто обеспечит наиболее дешевый и безопасный маршрут, тот и выиграет. Задача выглядит следующим образом, есть одно большое пространство, которое уже превратилось во всемирную фабрику производства товаров. Речь именно о Азиатско-Тихоокеанском регионе. И есть два огромных рынка, с огромными финансовыми и технологическими ресурсами, – речь о США и Европейском Союзе. Следует оптимизировать доступ к товарам, производимым фабрикой на рынок. Опыт Китая показал, что в результате подобного обмена выигрывают обе стороны. На очереди страны Юго-Восточной Азии и, конечно, Индия. 

Два мегапроекта

Что это значит для нас, Грузии, Украины и других стран постсоветского пространства. Приведу пример из нашей истории. В конце XI века Тбилиси считался страшным захолустьем Ближнего Востока, а уже в первой половине XII века стал цветущим торговым центром. Что изменилось? Торговые маршруты изменились, в итоге мы получили золотой век в истории Грузии, ничуть не преуменьшая заслуг Давида Строителя и царицы Тамары, без этого обстоятельства, золотой век был бы вряд ли возможен. Сегодня изменились технологии, но суть осталась прежней. Торговые пути являются мощным драйвером экономического развития. Про китайский мегапроект «One belt -one road» написано столько, что повторяться не хочется. Ограничимся тем, что политическая ситуация, сложившаяся на Ближнем Востоке предоставляет нашим странам уникальный шанс стать основным сухопутным маршрутом этого мегапроекта. Для этого необходимо все-таки построить порт «Анаклия» и модернизировать железные дороги Казахстана, Азербайджана, Грузии и Украины. Задача общая и выполнять её необходимо вместе. Необходимо понимание и политическая воля руководства наших стран. 

Но «One belt – one road» далеко не единственный проект, в который могут быть интегрированы наши страны. Проект Индийского Шелкового пути может оказаться не менее перспективным. Об этом проекте пока ещё мало знают, и ещё меньше говорят, а между тем он был анонсирован ещё в 2009 году Хиллари Клинтон, в бытность последней госсекретарем США. Сейчас, спустя более чем десять лет, об этом проекте вновь заговорили. В частности, о готовности своей страны участвовать в проекте говорил на конференции Raisina 2020 министр иностранных дел Узбекистана Абдулазиз Камилов. Выступление министра было во многом программным, он поставил задачу решения всех спорных вопросов с соседними странами, подключения Афганистана к региональным проектам Центральной Азии и создания транспортного коридора Центральная Азия – Афганистан – Индия. Понятно, что одним из основных вариантов продолжения этого коридора является коридор Актау – Алят – Анаклия – Одесса (Бургас, Констанца – в зависимости от пункта назначения). Еще один путь до Алята и дальше по железной дороге Баку – Тбилиси – Карс и Карс – Измир. И здесь опять в полный рост стоит задача строительства порта «Анаклия» и модернизации железных дорог перечисленных выше стран, плюс Афганистан и Узбекистан. 

Задача синхронизации

Подключение Транскаспийского транспортного международного маршрута к мегапроекту «One belt – one way» и Индийскому Шелковому Пути должно стать приоритетной задачей для стран Центральной Азии и Южного Кавказа. И дело далеко не только в экономике. Общий интерес к реализации данных проектов может стать драйвером для решения местечковых проблем, доставшихся в наследство от времен развала Советского Союза. Конечно, я далек от мысли, что интерес к тому или иному проекту может решить конфликт уровня конфликта в Карабахе. Здесь необходима гораздо более серьезная мотивация, например, решение проблемы встраивания в глобальные рынки для всех трех стран Южного Кавказа.

То же самое касается и стран Центральной Азии. От того насколько успешно будут встроены в мировую экономику наши страны напрямую зависит успех модернизационных проектов в Украине, Азербайджане, Армении, Грузии, Казахстане и Узбекистане. Время для этого самое подходящее, практически все элиты постсоветских стран находятся в поиске эффективных мер для самосохранения. Понятно, что сохранение элит невозможно без решения социальных вопросов, а это в свою очередь – без развития экономики. 

Стартовые условия

Давайте рассмотрим перспективы реализации проекта единого пространства, соединяющего Азиатско-тихоокеанский регион с крупнейшим рынком в мире. Сильными сторонами данного проекта являются:

  • Бурный экономический рост Китая
  • Развитие стран Юго-Восточной Азии
  • Перспективный рост экономики Индии и осознание руководством этой страны необходимости модернизации
  • Мегапроект «One belt – one way»
  • Заявленный мегапроект Индийский шелковый путь
  • Заявленная модернизация Азербайджана, Казахстана и Узбекистана
  • Интеграционный проект Украина, Грузия, Молдова – Европейский Союз

Слабые стороны:

  • Отсутствие современной железнодорожной инфраструктуры в странах участниках проекта
  • Незавершенность участка железной дороги Иран – Азербайджан
  • Остановка строительства порта Анаклия
  • Членство Казахстана в Евразэс (накладывает определенные обязательства)
  • Сложности гармонизации китайского и индийского мегапроектов

Угрозы:

  • Наличие индо-пакистанского конфликта
  • Сложные отношения между Индией и Китаем
  • Отношения между США и Ираном, санкции и угроза ядерной сделки
  • Политическая нестабильность в Афганистане
  • Наличие неурегулированных вопросов между странами Центральной Азии
  • Карабахский конфликт
  • Оккупация РФ Абхазии и т.н. Южной Осетии
  • Аннексия Крыма и военные действия РФ против Украины на Донбассе

Возможности:

  • Актуализация стран участников проекта для  Европейского Союза, Китая, Индии, стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока
  • Встраивание в глобальные рынки Европы и Азии, участие в мировом распределении труда
  • Оптимизация экономической модели каждой из стран участниц проекта, появление дополнительных драйверов развития экономики
  • Оптимизация правовой системы в странах участниках проекта, прежде всего по защите прав собственности. Повышение инвестиционной привлекательности
  • Дополнительная мотивация для урегулирования конфликтов и спорных вопросов между странами, возможности получения дополнительной международной поддержки 
  • Появления новых возможностей развития современных информационных технологий в странах-участниках проекта

Вместо заключения

Понятно, что далеко не все изложенное в данном материале является реальностью прямо сегодня. В уже существующем проекте «One belt – one way» нашим странам ещё предстоит доказывать целесообразность предлагаемого маршрута. Не говоря уж о перспективах проекта Индийский шелковый путь. Но как бы там ни было, необходимость объединения усилий для встраивания в глобальную экономику, это то, что актуально уже сегодня.

В современном мире развитие экономики равно встраиванию в глобальные рынки. Однако сделать это самостоятельно невозможно. Спорить с географией нельзя, и поэтому задача синхронизации усилий очевидна.

Конечно, у каждой страны есть свои собственные интересы, которые иногда противоречат общим. И вот тут мы подошли к принципиально важному моменту – до тех пор, пока местные элиты не осознают, что единственный путь развития их стран, а значит и собственного самосохранения, это приоритет общих интересов, ни о каком движении вперед не может быть и речи. Могут быть лишь временные локальные успехи и попытки бежать от реальности. 

Мы на пороге рождения нового мира, мира быстрого обмена информацией и товарами. Конечно, рано или поздно все там будем, но чем раньше, тем лучше. 

Гела Васадзе, ведущий эксперт Грузинского Центра стратегического анализа (GSAC)