Публікації експертів ЦДАКР – Південний Кавказ

Рауф Раджабов: «Внешнеполитические приоритеты Азербайджана в отношениях с Россией, ЕС и США»

Фото: mk-turkey.ru

Кадровые и структурные реформы в Азербайджанской Республике (АР) не ведут к изменению внешней политики Баку. К примеру, в отличие от экономических и гуманитарных отношений между Баку и Москвой, в военно-политической сфере между странами сохраняются принципиальные расхождения приоритетов.

В военно-политическом и энергетическом партнерстве АР с Западом официальная Москва традиционно усматривает вызов национальным интересам РФ. Притом что официальный Баку де-юре в военно-политическом плане полностью определился, получив статус неприсоединившегося государства.

Азербайджан-РФ

Интересы Баку и Кремля совпадают по двум направлениям: во-первых, не допустить ослабления института власти правящих элит; во-вторых, предотвратить вмешательство Запада во внутренние дела стран. Однако в вопросах интеграции АР в ОДКБ и ЕАЭС, интересы правящих элит двух стран расходятся.

Основной проблемой в азербайджано-российских межгосударственных отношениях является карабахский конфликт. Официальная Москва не стремится к полноценному урегулированию конфликта. Об этом свидетельствуют заявления главы МО РФ С.Шойгу в Армении накануне прибытия в Баку 30 октября 2019 г., где проходило заседание министров обороны СНГ. В частности, С.Шойгу в Гюмри заявил: «Уровень взаимодействия наших военных ведомств позволяет нам оперативно решать текущие задачи и своевременно реагировать на происходящие в регионе изменения». Можно предположить, что под изменениями в регионе Южного Кавказа С.Шойгу имел в виду устремления Запада закрепиться в АР и Грузии. Таким образом, 102-я российская военная база в Гюмри будет реагировать на эти вызовы, что предполагает оказание военно-политического давления на Баку.

Премьер-министр Армении Н.Пашинян, принимая С. Шойгу, особо подчеркнул, что армяно-российское сотрудничество в сфере обороны способствует укреплению стабильности и безопасности в регионе. Другими словами, в Ереване рассчитывают, что именно официальная Москва не позволит официальному Баку восстановить территориальную целостность АР военным путем.

Возможное вступление АР в ОДКБ и ЕАЭС активно обсуждается последние два года. Так, недавно вице-премьер РФ Юрий Борисов в Ереване на 18-м заседании Межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству (МКВЭС) заявил о том, что «Россия не против получения Азербайджаном статуса наблюдателя в ОДКБ». Однако завотделом по вопросам внешней политики АП АР Хикмет Гаджиев отметил, что «Азербайджан на данный момент не рассматривает участие в ОДКБ в какой-либо форме, в том числе в качестве наблюдателя».

Официальная Москва заинтересована в представленности АР в ОДКБ и ЕАЭС, поскольку получит прямой сухопутный маршрут в Исламскую Республику Иран (ИРИ) и Персидский залив на фоне усиления военно-политического присутствия РФ в Сирийской Арабской Республике (САР).

Вступление Азербайджана в ОДКБ и ЕАЭС в долгосрочных интересах РФ. Поэтому официальная Москва желает видеть АР в составе ОДКБ в качестве наблюдателя в Организации. Если раньше идея возвращения в ОДКБ обсуждалась лишь на уровне различных экспертных рассуждений, то в настоящее время об этом говорят высокопоставленные российские чиновники. В Москве считают, что участие Азербайджана и Армении в ОДКБ снизит риски вооруженной конфронтации между двумя странами из-за карабахского конфликта. Ведь участники ОДКБ должны придерживаться принципа неприменения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях и разрешать все разногласия между собой и другими государствами мирными средствами.

Однако даже при соблюдении этих принципов Баку и Ереван со временем должны выйти на конкретные решения по карабахскому конфликту. Поэтому нет смысла состоять в ОДКБ с Арменией, поскольку официальная Москва не может решить этот конфликт ни в рамках МГ ОБСЕ, ни в формате Баку – Ереван – Москва. Членство АР в ОДКБ приведет к тому, что карабахский конфликт будет «заморожен», т.е. статус-кво будет поддерживаться и дальше. Официальная Москва пойдет на изменение текущего статус-кво в карабахском урегулировании лишь после перехода Баку под российское геополитическое влияние.

Ведь Кремль заинтересован и в сохранении союзнических отношений с Ереваном. В противном случае официальный Ереван начнет дрейф в сторону Запада. Официальная Москва не заинтересована в 3-й карабахской войне. В случае любого исхода карабахской войны официальная Москва окажется проигравшей, т.к. РФ придется выбирать сторону: или порывать с Арменией, которая является союзником Кремля по ОДКБ и ЕАЭС, или с Азербайджаном. Текущая роль модератора конфликта Кремль вполне устраивает. Иными словами, Кремль стремится поддерживать равноценные отношения, как с Азербайджаном, так и Арменией. Официальная Москва может пересмотреть свою текущую стратегию лишь в силу геополитических изменений в регионе Южного Кавказа. В противном случае официальная Москва будет продолжать политику балансирования.

Поэтому официальная Москва связывает с СНГ определенные геополитические планы. СНГ представляет угрозу для Баку. Даже в своем нынешнем статусе СНГ уже позволяет Кремлю держать АР в орбите российских интересов. Речь идет об экономическом союзе, коллективной безопасности и охране границ, таможенном союзе и др. Почти по всем этим направлениям интеграции в рамках СНГ можно наблюдать попытку вовлечения Азербайджана в российскую орбиту.

Речь идет о военно-политической сфере, где ключевую роль играет карабахский конфликт. Об экономике, где РФ – основной потребитель азербайджанских продуктов (в основном, фрукты и овощи). О миграции – в РФ постоянно находится больше 600 тысяч граждан АР. Об энергетике – АР и РФ поставляют энергоносители в Европу, и Москва влияет на условия энергетического рынка ЕС.

По данным ЦБ РФ, ежегодно в АР поступает не менее 1,2 млрд. долларов денежных переводов из РФ. РФ в доле всего экспорта из АР занимает не менее 10%, и в российском направлении уходит более 70% сельхозпродукции, что свидетельствует об экономической зависимости республики. Кстати, официальная Москва использует экономические рычаги для давления на другие страны, когда блокирует ввоз продуктов.

Вместе с тем, недавняя ратификация соглашения о временной ЗСТ между ИРИ и ЕАЭС открывает экономические перспективы и для АР. Между АР и РФ действует режим свободной торговли, который способствует развитию торговли и создает дополнительные возможности для сотрудничества между субъектами предпринимательства. Под эгидой Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между АР и РФ, наряду с пятью секторальными рабочими группами, создана шестая, посвященная инновациям и высоким технологиям.

Власти АР и РФ намерены развивать сотрудничество в сфере АПК, химического машиностроения, промышленности и в ряде других отраслей. Так, 9 декабря т.г. представители АР и РФ в Баку подписали дорожные карты по сотрудничеству в сфере АПК на 2020-2022 годы и по сотрудничеству в сфере туризма на 2020-2022 годы.

Иными словами, в торгово-экономическом сотрудничестве АР и РФ наблюдается процесс перехода от традиционного партнерства к формированию зоны свободной торговли. На азербайджанском рынке сегодня присутствует 950 компаний с российским капиталом – это 10% от числа всех компаний с иностранным капиталом. В «Стратегической дорожной карте АР до 2025 года» первым из поставленных перед правительством страны 4 индикаторов идет «доведение прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в ненефтяной сектор до 4% в ВВП». За последние 3 года возрос уровень ПИИ, поступающих из Швейцарии и РФ. РФ является главным торговым партнером АР по импорту и экспорту товаров не сырьевого сектора. За период 2000-2017 годов из поступивших из РФ в ненефтяной сектор АР ПИИ 71,6% ($542,2 млн.) приходится на 2016-2017 годы.

Между АР и РФ усиливается связи по разным направлениям: в торговле, межстрановом перемещении рабочей силы и инвестиций. Особенно динамичнее всех развивается внешнеторговое сотрудничество, как в рамках Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, так и на уровне взаимодействия АР с субъектами РФ.

Баку – Брюссель

ЕС является самым крупным торговым партнером АР. Торговый оборот между АР и ЕС составляет около $5 млрд. Объем инвестиций стран ЕС в АР составляет более $20 млрд. Между АР и 9 государствами ЕС подписаны документы о стратегическом партнерстве. В энергетическом балансе некоторых европейских стран доля азербайджанской нефти составляет примерно 20‑30%.

Один из проблемных вопросов переговоров между АР и ЕС по новому соглашению о расширенном сотрудничестве – это отсутствие намерения официального Баку вступать в ВТО, что серьезно затрудняет согласование торговой части соглашения между сторонами. При этом Еврокомиссия готова продолжить работу по новому соглашению. Но, с одним условием: официальный Баку должен пересмотреть свою позицию.

Однако официальный Баку пытается продвигать свою переговорную стратегию: углубление отношений с официальным Брюсселем в экономике, культуре и других сферах. Кроме того, для официального Баку принципиально важным является закрепление в соглашении принципа территориальной целостности АР, что способствовало бы облегчить поиск компромиссных решений по проблемным вопросам. Однако официальный Брюссель не желает констатировать в соглашении принцип территориальной целостности АР. Официальный Брюссель публично обозначил приверженность ЕС соблюдению территориальной целостности Грузии, отказывая в этом АР. Более того, расходятся не только позиции АР и ЕС и по другим вопросам, обозначились разные концептуальные подходы к тем или иным проблемам.

Выходит, что в отношении АР официальный Брюссель устраивает формат развития двустороннего сотрудничества. Энергетические ресурсы АР призваны лишь обеспечивать Европу сырьем.

Баку-Вашингтон

Активность Вашингтона в направлении АР предполагает расширение геополитического и геоэкономического влияния США в Кавказско-Каспийском регионе на фоне сдерживания РФ и ИРИ в регионе. США стремятся усилить давление на РФ и ИРИ. Для Вашингтона эта задача важна с точки зрения энергетической безопасности союзников по НАТО; торгово-экономического и стратегического партнерства АР с европейскими странами; продвижения интересов Вашингтона в Прикаспийских странах.

США сегодня заняли более решительную позицию в решении трех ключевых проблем в АР: развитие энергетики с поддержкой «Южного газового коридора» (ЮГК) в Европу; демократические реформы; разрешение карабахского конфликта.

В 2018 году товарооборот между АР и США составил $860 млн. На данный момент прямые инвестиции со стороны США в АР составили $13,6 млрд., а ГНФАР инвестировал в США $8,2 млрд. которые вложены в капитал и недвижимость. Свыше $20 млрд. ГНФАР являются вложениями в экономику США. В АР прошли регистрацию более 250 компаний из США, деятельность Американской торговой палаты в республике (AmCham) отличается особой активностью и эффективностью.

На этом фоне Вашингтон развивает связи с официальным Баку в сфере безопасности через поставки военной техники и проведение совместных военных учений. Об этом свидетельствует, к примеру, встреча 28 октября т.г. по инициативе американской стороны министра обороны США М.Эспера и министра обороны АР З.Гасанова в рамках прошедшего в штаб-квартире НАТО в Брюсселе заседания на уровне министров обороны стран, вносящих вклад в миссию «Решительная поддержка» в ИРА. Стороны обсудили перспективы развития военных связей между АР и США – как на двусторонней основе, так и в рамках НАТО, в том числе расширение сотрудничества в военной, военно-технической, военно-образовательной и военно-медицинской сферах, а также вопросы региональной и глобальной безопасности.

США увеличили финансовую поддержку АР в военной и правоохранительной сфере.

В частности, в 2018 году АР было предоставлено $59,6 млн, а в 2019 г. – $42,9 млн. Общая сумма составила $102,5 млн. Средства выделяются по линии Пентагона и Госдепа США. Почти вся поддержка для Баку ($101,5 млн.) выделена по программе Section 333 Authority to Build Capacity, которая предусматривает материальную помощь и проведение учений в сферах борьбы с терроризмом, организованной преступностью и незаконным оборотом наркотиков, совершенствование инфраструктуры каспийского побережья и военной разведки. Кстати, официальный Вашингтон передаст официальному Баку, в том числе патрульные корабли, вместе с которым будут поставлены системы обнаружения подводных лодок, РЛС и т.д. Параллельно с этим США предлагает АР экономические стимулы и гарантии безопасности, чтобы попытаться преодолеть зависимость АР от РФ. Притом что 907-я поправка к Акту о защите свободы, запрещающей оказание помощи АР, не отменена.

США поддерживают инициированные официальным Баку трансрегиональные энергетические проекты, включая такой стратегический проект, как ЮГК. Участие АР в европейском энергетическом сотрудничестве говорит о том, что АР готова наращивать связи с Западом. Отношения между АР и США в основном расширяются в энергетическом секторе. Однако официальный Баку заинтересован в поддержке США в сфере безопасности энергетической и коммуникационной инфраструктур АР. АР и США также обсуждают перспективы развития экономического сотрудничества в ненефтяной сфере, что еще больше усилит связи между АР и США. В частности, АР и США обсуждают вопросы по развитию и укреплению торговых связей между двумя странами, инвестиционным возможностям, проводимым в стране экономическим реформам, а также сотрудничеству в сфере туризма, налогов, таможни, сельского хозяйства, продовольственной безопасности, труда, интеллектуальной собственности и др.

В среднесрочной и долгосрочной перспективе сотрудничество АР с США и НАТО будет продолжено, причем с дальнейшей тенденцией к расширению. Между двумя странами уже реализуются программы взаимодействия в рамках совместных военных программ. АР вовлечена в американские программы «Иностранные военные продажи, «Зарубежное военное финансирование», «Международное военное образование и обучение», «Сотрудничество в контртеррористической деятельности». Однако, эти программы пока не дотягивают до продвинутых форматов американо-грузинского взаимодействия из серии «обучи и оснасти».

США не имеют возможностей для продвижения западной модели демократии в АР. Агентство США по международному развитию (USAID) недовольно складывающимся уровнем отношений с АР. Всего с 1991 года USAID оказал АР финансовой и технической помощи на общую сумму более чем в $300 млн. Для АР финансирование составляло $7,7 млн. в год. При том, что, начиная с 1991 года, США инвестировали $1,3 млрд. в гуманитарное развитие АР (около $125 млн. из вышеуказанной суммы было предназначено для помощи вынужденным переселенцам).

Однако, чрезмерные усилия США в продвижении западной модели демократии в АР оказались непродуктивными и поставили под удар прозападных гражданских активистов и политиков в стране.

Выводы

Один из вариантов вовлечения Азербайджана в российскую модель интеграции находится в плоскости формирования «Большого евразийского партнерства» (БЭП). На ПМЭФ в 2016 году В.Путин предложил создать БЭП с участием членов ЕАЭС, а также стран, с которыми у официальной Москвы сложились тесные отношения – КНР, Индия, ИРП, ИРИ, и партнеры в СНГ и других заинтересованных государств и объединений.

Интеграция АР в БЭП может происходить в несколько этапов: снижение тарифов и определение графика создания ЗСТ; создание комплексного механизма сотрудничества, включающего всю Евразию. Таким образом, активизация интеграции АР в БЭП обусловлена использованием Кремлем политических возможностей в отношениях с АР, которые «капитализированы» в совместные долгосрочные проекты и программы сотрудничества.

Отказ Баку присоединиться к ЕАЭС и ОДКБ обеспечивает более тесные военно-политические и торгово-экономические связи АР с США, выводя политику баланса официального Баку между Западом и РФ на новый уровень.

Поправка «Акта в поддержку свободы» Конгресса США, принятая в 1992 году, ограничивает государственную помощь Азербайджану. Поэтому официальный Баку продолжит предпринимать серьезные шаги в проведении реформ. Хотя политическому руководству АР требуется время, чтобы построить западную модель демократии в стране.

Рауф Раджабов, востоковед, руководитель аналитического центра 3RD VIEW, Баку, Азербайджан