Публікації експертів ЦДАКР – Південний Кавказ

Рубен Меграбян: «Отношения Еревана и Степанакерта. Контексты внутренние, контексты внешние»

Фото: 24news.am

Визит премьер-министра Армении Никола Пашиняна в начале августа в Нагорный Карабах и его речь в Степанакерте вызвали массу комментариев, а также кривотолков и спекуляций касательно намерений официального Еревана в переговорном процессе по урегулированию Нагорно-Карабахской проблемы. И без того ключевой фактор Карабаха заиграл новыми красками во внутреннеполитической жизни Армении, параллельно обострив тупик переговорного процесса в рамках МГ ОБСЕ (речь о заявлении «Арцах – это Армения…»).   

Ожидаемая реакция со стороны Баку укладывается в логику информационной войны и в детальных комментариях особо не нуждается. Выпады же в адрес Армении со стороны российской пропаганды раскрывают важные слои региональной политики России в целом и в зоне Нагорно-Карабахского конфликта в частности.

Контексты внутренние, контексты внешние

Премьер-министр Армении Никол Пашинян в своем выступлении, прежде всего, представил стратегические цели развития до 2050 года – рабочий вариант общенациональных стратегических целей, задачи, которые Республика Армения должна суметь решить до 2050 года, при этом, не отделяя и не выделяя отдельно путь развития НКР, завершив выступление известной фразой.    

В этом разрезе важны озвученные тезисы о необходимости внутринационального консенсуса вокруг таких вопросов:

– исключение насилия как метода решения внутриармянских вопросов;

– единственным источником формирования власти являются народ и его свободное волеизъявление, и именно Ереван выступит «гарантом свободы волеизъявления народа Арцаха» (важный посыл в контексте предстоящих парламентских и президентских выборов в Нагорном Карабахе в 2020 году);

– суверенитет народа Армении и Арцаха является наивысшей ценностью, и все те силы, которые попытаются вовлечь иностранные силы в решение внутриармянских вопросов, которые выступят как представители иностранных интересов, должны встретить и встретят самое жесткое противодействие со стороны армянского народа (посыл в свете приближающихся выборов также не нуждается в пояснениях);

– Армения и Карабах должны избегать коррупции во всех ее проявлениях;

– верховенство права, равенство всех перед законом должны стать ключевыми факторами внутринациональных отношений, существование подверженных внешнему или внутреннему влиянию судов является угрозой национальной безопасности;

– цель переговорного процесса по урегулированию карабахского вопроса – защита достижений освободительной борьбы, которая велась за суверенитет и безопасность народа Арцаха; любое решение по итогам переговоров может считаться приемлемым для правительств Армении и Нагорного Карабаха только в случае получения одобрения народов Армении и Карабаха.

Здесь необходимо учитывать ряд внутренних контекстов (которые не очень плавно пересекаются с контекстами внешними). Один из них – своего рода конспирологическая теория, согласно которой произошедшая в Армении революция в целом – некий «заговор», осуществленный с помощью внешних сил, нацеленный на то, чтобы «разрушить созданное» прежними властями статус-кво в зоне Нагорно-Карабахского конфликта.

Спектр этих пресловутых «внешних сил» довольно широкий – от «руки Москвы» до «агентов Сороса». В зависимости от аудитории. Так, если для западной аудитории – то команда Н.Пашиняна – это «самое пророссийское правительство постсоветской Армении, приведенное к власти для реализации «плана Лаврова» по Карабаху». Если же для российской – то это «разрушающие страну и армяно-российские отношения агенты Сороса». Причем такого рода взаимоисключающие «мнения» с интервалом в полчаса могут быть поочередно высказаны одним и тем же лицом при соответствующей смене аудитории.

Второе, в чем также «обвиняется» действующая власть в Армении – это «неуважение к героям и преднамеренное ослабление армии». И в особенности этот контекст переплетается с начавшимся судебным процессом по делу о событиях 1 марта 2008 года, в котором на скамье подсудимых – экс-президент Роберт Кочарян, экс-министр обороны Сейран Оганян, экс-начальник Генштаба ВС, экс-генсек ОДКБ Юрий Хачатуров, а экс-министр обороны Микаел Арутюнян, прикрывшись гражданством РФ, скрывается от армянского правосудия в России.

Третьим, также важным (который становится всё важнее), контекстом являются выборы в Нагорном Карабахе – местные (они уже состоялись 8 сентября), президентские и парламентские (состоятся в 2020 году). Действующий президент непризнанной Нагорно-Карабахской Республики Бако Саакян завершает свой срок, и на данный момент можно говорить лишь о нескольких фаворитах, шансы которых представляются предпочтительными, а не единственного, кого в режиме внутренних закрытых обсуждений «назначила» бы действующая власть, как это представлялось раньше.

После революционной смены власти в Армении и политической смены поколений представляется важным обеспечение «мягкого» транзита и такой же политической смены поколений в Нагорном Карабахе. Предварительная «обкатка» уже состоялась в ходе местных выборов (советов старейшин, мэров городов и глав сельских администраций). Правительство Армении выделило средства двум НПО, в течение последних лет профессионально занимающимся мониторингом выборов – армянскому отделению Transparency International и «Союзу информированных граждан».

Оппоненты действующей власти предприняли информационную атаку против миссии, обвинив власть в «насаждении ценностей Сороса» в «консервативном» Нагорном Карабахе, приплетая к теме также ставшие «традиционными» дискурсы из арсенала российской пропаганды – о «традиционных ценностях» и пр., тогда как на деле Нагорный Карабах не более консервативен, чем любой другой марз (область) Армении. При этом власти в Степанакерте, отдельные ведомства успешно сотрудничали с миссией, и итоги выборов практически никто впоследствии не оспорил при всем разнообразии кандидатов, особенно на выборах мэра Степанакерта.

Предполагается, что в русле обещаний Н.Пашиняна («Армения должна выступить и выступит в качестве гаранта свободы волеизъявления народа Арцаха и формирования легитимной власти в Арцахе посредством этого волеизъявления») эта практика будет продолжена и в 2020 года. Уже сегодня эксперты констатируют, что «машина воспроизводства власти», работавшая бесперебойно в течение последних лет, практически сломана, и люди свободно осуществляют свой выбор безо всяких ограничений.

Вышеуказанный процесс важен с точки зрения гармонизации отношений между властями в Ереване и Степанакерте на фоне усилий аффилированных со старой властью кругов – превратить Нагорный Карабах в очаг фронды правительству Н.Пашиняна…

Информационные «шлейфы»

Было совершенно прогнозируемо, что реакция Баку на заявления премьер-министра Армении будет резкой, полной разного рода обвинений, в том числе и в том, что руководством Армении «срывается переговорный процесс».

Аналогичная реакция последовала, когда Н.Пашинян заявил о необходимости возвращения Нагорного Карабаха за стол переговоров при посредничестве тройки сопредседателей Минской Группы ОБСЕ, как это было в период до 1998 года.

Между тем, со стороны официального Еревана не было и не планируется никаких шагов по изменению правовой и законодательной базы в отношениях с Нагорным Карабахом и относительно Нагорного Карабаха, что предполагает неизменность в подходах к переговорному процессу по мирному урегулированию конфликта. (Подходы сформировались в период с 2018 г. с учетом реалий, сложившихся до этого).

Армения продолжает, и будет продолжать придерживаться своих международных обязательств, о которых говорится в совместных заявлениях тройки сопредседателей Минской Группы ОБСЕ, к которым после Бархатной революции в Армении присоединились также главы МИД Армении и Азербайджана. При этом армянская дипломатия продолжает считать, что ключом к мирному решению проблемы является возвращение Степанакерта за стол переговоров как полноправной стороны конфликта, отказ от максималистских позиций со стороны Баку.

Сказанное Н.Пашиняном в Степанакерте совершенно не предполагает поглощения Нагорного Карабаха Арменией наподобие «Крымнаш»-а, а разговоры о подрыве переговорного процесса безосновательны хотя бы потому, что это вовсе не о переговорном процессе как таковом, не о его формате. Всё это имеет сугубо и подчеркнуто внутринациональный, внутриармянский контекст, связанный с теми преобразованиями, которые происходят в Армении и Нагорном Карабахе. Это еще означает, что демократические стандарты, которые формируются в общественно-политической жизни Армении, должны быть сформированы также и Нагорном Карабахе, поскольку таким есть общественный запрос.

Переговорный же процесс продолжается. Встречи глав МИД Армении и Азербайджана продолжатся.

Касательно позиции России, то официальная Москва пока наблюдает за происходящим, не делает далеко идущих заявлений. На уровне двусторонних отношений пока соблюдается некий «статус-кво», предполагающий, что внутренние преобразования в Армении (реформа системы правосудия и судебной власти, борьба с коррупцией и реформы соответствующих институтов, отдельные уголовные дела по фактам коррупции, казнокрадства, реформы правоохранительных органов, экономические реформы и др.) рассматриваются как сугубо внутренние дела Армении. С другой стороны, Армения придерживается курса соблюдения договорных обязательств с Россией в рамках ОДКБ, ЕАЭС, ряда двусторонних соглашений и так далее.

Однако отдельные известные органы российской пропаганды и специализирующиеся по региону лица в роли «независимых экспертов» начали выражать «озабоченность» по поводу заявлений Н.Пашиняна в плане того, что им «не ясно, чего же хочет Армения». Также идут спекуляции на тему «Пашинян подталкивает ситуацию к войне». Это нельзя расценивать иначе как провокацию в отдельно взятых СМИ, которые не без удовольствия цитируются сегментом армянских медиа, аффилированных с бывшими властями.

… Ситуация с урегулированием конфликта далека от выхода из тупика. Армения же попросту обозначила свое видение проблемы в преддверии важных внешнеполитических событий – визита премьера в США, встречи глав МИД Армении и Азербайджана, саммита глав государств-членов ЕАЭС в Ереване 1 октября, визита американских конгрессменов в Армению и так далее. Результаты всех этих событий – темы отдельных разговоров.

Рубен Меграбян, эксперт Армянского Института международных отношений и безопасности, редактор русскоязычной версии издания «Аравот» (Ереван)