Публікації експертів ЦДАКР – Південний Кавказ

Теймураз Туманишвили: «Грузинская церковь сегодня. Противоречия и инструментарии влияния извне»

Полное наименование Церкви Грузии – Апостольская Католическая (Всемирная) Автокефальная Церковь Грузии, во главе которой стоит единственный с подобным титулом из восточных патриархов Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии.

Краткий исторический экскурс

Церковь Грузии – древнейший духовно-национальный институт грузинского государства и общества, существующий практически без изменений вот уже 1500 лет. Этой мощнейшей и влиятельнейшей для нации и государства организации никак не коснулись структуральные и сословные изменения и реформы, которые переживала страна за многие века. Здесь следует сделать исключение, упомянув период русификации Грузии (сначала Восточной, затем Западной) с 1801 года. Речь о захвате имперскими войсками России Восточной Грузии и вплоть до 1917 (развала Российской империи). Именно в этот период Церковь Грузии, как и существующие тогда грузинские царства, подверглась наиболее сильным ударам, поколебавшим всю её структуру. Церковь фактически была лишена автокефалии.

Церковь была лишена патриаршего правления и «воссоединена» с русской православной Церковью. Во главе грузинского духовенства был поставлен экзарх Грузии. Как с амвона обратился Митрополит Аджарии Димитрий Шиолашвили (племянник Патриарха) – «Россия совершила с Грузией то, что не решались и не делали другие захватчики: арабы, византийцы, персы, монголы, турки….  Она (Россия) подрубила два основных столпа, на которых зиждилась вся государственность Грузии, лишив, таким образом, её двух корон (венцов) и тронов – монаршего (королевского) и патриаршего».

Данная историческая преамбула даст нам понять ниже, как и почему Церковь Грузии вновь обрела столь мощные влияния среди грузин, как внутри страны, так и вне её.

Грузинский патриарший престол был восстановлен с провозглашением первой республики Грузия в 1918 году. (В отличие от Российской Православной Церкви, созданной Сталиным и НКВД в 1943 году для особых представительских функций среди западных союзников).

Грузия, веками оторванная (после падения Византии) от Европы, находилась, как единственное христианское государство, в глубоком тылу – окружении мусульманских стран. Для сохранения государственности в такой ситуации особенно требовалось особое очень четкое структурно-сословное деление социальных слоев общества. В этом принимала активное участие, наряду с монархическими институтами, и Церковь Грузии.

Вышеприведенные исторические факты и события явились основными причинами того, почему, в отличие от остальной части Европы,  в  Грузии очень медленно развивались буржуазные отношения внутри общества, подчиненного средневековым канонам существования государства. 

Новое время

Уже в новое время авторитет Церкви Грузии стал еще более укрепляться после 1918 и 1921 годов, когда ее возглавляли патриотически настроенные патриархи Грузии – не только клирики, но и передовые общественные деятели, как Кирион III (Садзаглишвили), Леонид (Окропиридзе), Амвросий (Хелая), Христофор III (Цицкишвили), Каллистрат (Цинцадзе). Церковь стала последним оплотом – рубежом независимости в умах большей части общества. Некоторые ее предстоятели были, либо физически уничтожены, либо подверглись гонениям и ссылкам. Это так же закономерно придало ореол мученичества и святости многим её служителям, погибшим в красных застенках за независимость нации и Церкви.

Уже на рубеже 1980-1990-х годов XX века Церковь Грузии, всячески гонимая и унижаемая советской властью (реально действующих в то время было всего несколько монастырей), становится тем ядром, вокруг которого собираются национальные патриотические силы общества. Многие патриоты из национально-освободительного движения целенаправленно идут служить Церкви и становятся духовными лицами на фоне все усиливающихся  патриотических устремлений в обществе. Среди них  большинство сегодняшних митрополитов и архиепископов Грузии, как Димитрий Шиолашвили, Петре Цаава и др. В этот период Церковь Грузии традиционно и объективно является  объединяющим и цементирующим форпостом для данных сил.

После 1991 года начинается новое возрождение Церкви, во многом благодаря вышеприведенным реалиям и авторитету энергичного и прогрессивного Католикоса-Патриарха Грузии Ильи II. Церковь получает многие льготы от государства и освобождается от ряда налогов, что еще более способствует её процветанию. Эти льготы позже в 2001 году закрепляются конкордатом между Церковью и государством. Некоторые пункты конкордата особенно примечательны:

– Церковь свои функции выполняет на основе норм канонического права, в рамках настоящего Соглашения и в рамках законодательства Грузии;

– Духовные лица не подлежат призыву в армию;

– Представители духовенства имеют право не давать показания по фактам, которые им доверили как духовным наставникам или которые им стали известны;

– Государство признает брак, зарегистрированный Церковью;

– Государство обеспечивает создание института военных священников в армии;

– Государство обеспечивает создания института капелланов в тюрьмах;

– Учебные программы предмета по православному вероисповеданию и кандидатуры преподавателей утверждает Государство по представлению Церкви;

– Государство и Церковь имеют право осуществлять совместные программы социального обеспечения;

– Имущество Церкви освобождено от налога на землю и от налога на имущество;

– Собственность Церкви и другие имущественные права защищены законом;

– Государство не имеет право отчуждать от Церкви ее имущество;

– Церковь имеет право получать пожертвования, а также доходы от передачи своего имущества в аренду;

– Государство признает церковным имуществом находящиеся на территории Грузии православные храмы и монастыри, земельные участки, на которых они расположены, а также руины;

– Государство признает собственностью церкви церковные ценности, которые хранятся в музеях и хранилищах;

– Государство обязуется частично возместить церкви ущерб, нанесенный ей в XIX-XX вв., особенно в 1921 – 1990-х годах;

– Двунадесятые праздники (12 великих праздников) объявляются праздничными и выходными днями.

Фактор инкорпорации иностранного влияния

Некоторые внедренные в Церковь еще в коммунистические времена агенты КГБ СССР, как, например, пресс-секретарь Патриархии Грузии Шорена Тетруашвили, расширяют свое влияние внутри всё укрепляющейся и расширяющейся структуры Церкви. Вышеприведенные пункты конкордата, действующие фактически еще с 1991 года, и особый статус с совершенной обособленностью и закрытостью института Церкви, открывают возможности для ряда  криминальных элементов, – искать и находить пути перехода в духовенство, что, несомненно, способствует криминализации внутри организации. В то же время, «серые кардиналы», подобные старым гэбистским кадрам, как Ш.Тетруашвили и новые их генерации (как Гиорги Андриядзе), пользуются открывающимися возможностями практически полного контроля над духовенством и все более плодящимися бизнесами, напрямую подконтрольными клирикам, или же создаваемыми ими.  Возникает целый ряд вопросов – кто и в какой форме мог (может) стоять за этими, не просто агентами влияния, но и организаторами – шефами всей духовно-деловой сети. Это могли (могут) быть и иностранные государства, лоббирующие собственные интересы и проекты.

Церковь Грузии, благодаря своей надполитической позиции и исторически-общественной, социальной универсальности получила огромное доминирующее влияние в обществе и в грузинских диаспорах за рубежом, где были основаны грузинские иностранные епархии. Многие нуждающиеся граждане на фоне тяжелого социального положения обратились и обращаются за помощью и душевным успокоением к духовным лицам, т. е.  – к Церкви. И это касается так же и власть предержащих, и финансово имущих слоев общества. 

Как и в некоторых общенациональных европейских организациях, боровшихся за независимость своих стран в периоды оккупаций, тем самым заслуживших неограниченный авторитет, а затем (после обретения национальной свободы) пожинавших плоды данного авторитета и глубоких связей в обществе, так и Церковь Грузии, сегодня является огромным незыблемым организмом внутри государства. Можно даже сказать – гиперсиловой структурой страны. Структурой, которая обладает реальной силой и основополагающими влияниями в политической, силовой, бизнес сфере и так далее. Структурой, которая может выдвигать своих кандидатов в этих сферах и имеет свои креатуры даже на посты силовых министров и военных (вплоть до начальника генерального штаба). Данные влияния, возможности и одновременно закрытость данного института касаемо Грузии, видимо, превзошли даже потенциал Ватикана в Европе.

Церковь  несколько раз даже демонстрировала, что может вывести, когда считает необходимым, на улицы от 300000 до полумиллиона граждан на мирные демонстрации. Иерархи – князья Церкви, как и столетия назад, сегодня являются гораздо большими феодальными владетелями, нежели католические кардиналы. И как раз у князей Церкви реальная сила в их епархиях.

Некоторые прогрессивно настроенные иерархи, как к примеру, Митрополит Чкондидский Петр (Цаава) и Митрополит Потийский и Хобский Григорий (Бербичашвили), в своих епархиях проводят работу по укреплению их краев, стремясь трудоустроить население в этих областях, внедриться в единую международную систему взаимоотношений. И эти персоны весьма открыты, как для общества, западных дипломатов, так и для медиа ресурсов.

Есть и другого типа иерархи, которые изменили своим давним национально-патриотическим позициям (некоторые даже обвиняют их в мракобесии), как например, архиепископ Схалтский Спиридон (Абуладзе), в народе именуемый «руси» (русский).

Государству, политическим и бизнес элитам приходится сильно считаться со всем этим.  

Церковь Грузии является крупнейшим в стране землевладельцем и обладателем недвижимости (гражданской, в том числе). Недавнее исследование одной группы, профинансированной Фондом Сороса, доказывает это. Например, крупнейшим из иерархов Церкви обладателем гражданской недвижимости являлся недавно скончавшийся Митрополит Кутаисский Калистрате (по этим исследованиям в его пользовании находится 35 000 кв. метров жилой площади). Митрополит прокомментировал данную информацию так, что эти площади символично оформлены на него, не являясь его собственностью, а есть собственностью Церкви. Так же Церковь и ее представители полностью или же частично владеют целым рядом бизнес предприятий и объектов в различных областях коммерческой деятельности.

Последние два года на Грузинскую Церковь велась неприкрытая атака со стороны. Это касается явно искусственно инспирированного дела о «священнике-отравителе» Гиоргии Мамаладзе. С началом этого судебного процесса, был нанесен удар по одному из влиятельнейших митрополитов Грузии – Димитрию (Шиолашвили, племяннику патриарха), а также и его зятю, являющемуся ранее влиятельным начальником охраны Патриарха. Тем самым, прозападно настроенного Митрополита Димитрия – как реального кандидата на патриарший трон – окончательно заставили уйти в тень.

Все говорит о том, что идет серьезная борьба за место нового будущего предстоятеля Церкви Грузии, и здесь прослеживается линия Российской Православной Церкви и ее адептов внутри Грузинской Церкви.

Стоит отметить, что наиболее принципиальную, христианско-гражданскую  и открытую позицию в этих последних событиях заняли  Митрополит Чкондидский Петр (Цаава) и Митрополит Потийский и Хобский Григорий (Бербичашвили). Именно эти и еще несколько иерархов выступают открыто против засилья кремлевских агентов внутри Патриархии.

Необходимо отметить, со слов некоторых иерархов и архимандритов, что некоторые международные проекты, обсуждаемые Парламентом Грузии (или готовые к обсуждению) были целенаправленно провалены благодаря черному “пиару”, исходящему изнутри Церкви, точнее некоторых ее кругов. Вслед за этим их подхватывала Россия. Эти проекты касались как самой Грузии, так и укрепления её Церкви за рубежом. 

По последним исследованиям – опросам общественности NDI, проведенным весной 2019 года, Церковь Грузии намного обгоняет по популярности и доверию все остальные государственные и общественные институты страны.

Назначенный и ранее долго пребывающий в РФ местоблюститель Патриарха Митрополит Шио (Муджири) является как бы одинокой духовной персоной (вне группировок прозападных епархий и хоро-епископа Якова). Но он был явно выдвинут кругами РПЦ на данный духовно-административный пост сразу же после приезда официального представителя от РПЦ в Тбилиси. По информации грузинских СМИ, митрополит Шио является другом детства, а в настоящее время и духовным отцом экс-президента Грузии Георгия Маргвелашвили. Его также связывает дружба с бизнесменом Леваном Васадзе (тесно связанным с российским бизнесом), известным своей антизападной и во многом ретроградной  риторикой. В общем, эта креатура России, как видим, совсем не одинока и снаружи Церкви.

Так же не однозначно в структуре Грузинской церкви была воспринята и новость о предоставлении Томоса Украинской Православной Церкви от Константинопольского Вселенского Патриарха. В этом вопросе открыто поддержали Церковь Украины Митрополит Потийский и Хобский Григорий (Бербичашвили) и Митрополит Чкондидский Петр (Цаава), который встречался с послом Украины в собственной епархии в Мартвили – Чкондиди.

Хоро-епископ Яков не поддержал передачу Томоса Украине и этому есть свои причины. Часть Святейшего Синода Грузии, куда входят высшие иерархи Церкви, считает, что открытая поддержка Украинской Церкви вызовет полное отторжение от Церкви Грузии епархий Абхазии и Цхинвали уже на основе церковных границ, не имеющих ничего общего с границами государственно-политических образований. В этом случае РФ и РПЦ имеют как бы рычаг воздействия на Грузинскую Церковь.

Оппонируют же этой точке зрения названные выше прогрессивные митрополиты, считающие, что это уже никак не изменит ситуацию к худшему, сложившуюся в связи с тем, что грузинские священники уже давно не ведут богослужений на оккупированных территориях, так как физически не могут туда попасть, – их не пропускают российские и пророссийские власти сепаратистов.

Позиция же собственно Католикоса-Патриарха Ильи II – многослойна. Он всегда старался быть медиатором между всеми этими группировками, но в последнее время, ввиду весьма преклонного возраста, Патриарх находится в окружении таких лиц, как серый кардинал – пресс-секретарь Шорена Тетруашвили и ей подобных. В последние годы большой вопрос – кто готовит документы и заявления в письменном виде от имени Патриарха,  принимая, по сути, важные решения.

В свою очередь, как отмечает Jamestown Foundation, всего лишь 3 епископа открыто выразили свою поддержку ПЦУ. Речь идет о митрополите Шемокмедском Иосифе, митрополите Чкондидском Петре и митрополите Поти и Хоби Григоле.

Еще 6 епископов (епископ Бодбийский Иаков, митрополит Цилканский и Душетский Зосима, титулярный митрополит Цуртавский Вахтанг, епископ Бельгийский и Голландский Досифей, епископ Северо-Американский Савва, архиепископ Дманисский и Агарак-Таширский, управляющий грузинскими приходами в Великобритании и Ирландии Зинон) – они, так или иначе, высказывали свою поддержку идее предоставления автокефалии ПЦУ.

В свою очередь остальные 38 епископов настроены против признания ПЦУ. Примечательно, что в их число входит и потенциальный преемник нынешнего главы Грузинской Православной Церкви – местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сенакский и Чхороцкуйский Шио.

В свете последних протестных событий лета 2019 года, в ходе которых выдвигается различными организациями и группами несколько основных условий (одним из которых является отставка министра МВД Георгия Гахария), нельзя не вспомнить, что именно Церковь в 2018 году выступила не только с критикой данного министра, как креатуры России, но и напрямую заявила, что «министр Гиорги Гахария является явно прорусским кадром и, если он попытается продвинуться в премьер-министры, то увидит, что с ним случится…». Соответствующее заявление прессе сделал влиятельнейший хоро-епископ Яков (Якобидзе). Является ли это случайностью – трудно с полной уверенностью утверждать, хотя слишком много совпадений говорят об обратном.

Отметим, что хорепископ Яков со своей группой епископов был ранее на пророссийских позициях. Но последние два года и он, и эта группа, приглашаемые и побывавшие не раз в США (встречавшиеся там с конгрессменами и сенаторами), сменили эти позиции. Скорее всего, им сделали «предложения, от которых было трудно отказаться»

Некоторые высшие военно-силовые чины в стране так же были продвигаемы иерархами и являются креатурами Церкви. 

Исходя из многих приведенных выше исторических, общественно-политических, социальных факторов, Церковь Грузии и сегодня является влиятельнейшим институтом, эдаким государством в государстве, сохранившим и закрепившим, по объективным причинам, свое влияние и на ментальном уровне в обществе.

Теймураз Туманишвили, директор Кавказского Института стратегических исследований (GCSSI), Тбилиси, Грузия