Публікації експертів

Валентин Бадрак – о «гений-терапии» для президента

(Продолжение. Начало в №23 «АиФ в Украине» за 2019 г.)

Валентин Бадрак – о «гений-терапии» для президента

«Убежден: новый президент должен продемонстрировать изменения в критических для Украины сферах, связанных с защитой государства. Организация армии нового типа и надлежащая работа оборонно-промышленного комплекса станут признаками, характеризующими качество его работы», – продолжает беседу с «АиФ в Украине» директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения, писатель Валентин Бадрак.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВОЛЯ

– Валентин Владимирович, когда можно дать предварительную оценку работе президента в этом направлении?

– Если он не справится с этим на протяжении 3-5 месяцев, то потеряет очень многое. И даже боюсь прогнозировать, что тогда может случиться…

– Вы ранее упомянули политический и социальный аспекты развития армии. Как известно, добробаты в 2014-2015 гг. внесли в армию «свежую кровь», но на них имеют большое влияние праворадикалы. И их лидеры сейчас критически высказываются в адрес новой власти. Это может повлиять на реформирование армии?

– Считаю, что люди, говорящие об угрозе радикальных настроений в армии, преувеличивают ее. Однако, очень важно законодательно закрепить верную формулу развития системы территориальной обороны. Во-первых, за нее должны отвечать местные бюджеты. И уровень работы теробороны не должен выходить, как говорили в СССР, за рамки «курса молодого бойца». Что означает: это должна быть активная молодежь, так сказать, «промилитаристский» элемент общества, который обучался бы лагерной жизни, владению личным оружием и жизни в военных коллективах.

Но тут не нужно какой-то сложной военной техники. И, конечно, необходим жесткий контроль со стороны Генштаба – путем закрепления военных командиров за отдельными военными территориальными структурами. Считаю, что при таком разделении ответственности не возникало бы никаких проблем. Но для этого необходим отдельный закон о территориальной обороне, где бы все это было четко прописано. К сожалению, у нас в этом отношении уже есть негативный опыт. В 2015 г. проект закона о территориальной обороне прошел через наш экспертный совет, мы его покритиковали. Один из инициаторов создания этого закона (известный нам под именем Семена Семенченко) не то, чтобы обиделся, но… И закон до сих пор пылится в парламенте.

– Для его принятия, как обычно, не хватает «политической воли»?

– Не только это, но и доработки закона специалистами. Ведь это разные вещи: командовать батальоном, выразить свою точку зрения – и все правильно юридически выписать. Здесь нужна серьезная коллективная работа. К слову: надеюсь, что в команде Зеленского много профессиональных юристов, и он сможет все эти коллизии преодолеть, приняв необходимые законы. Это касается и оборонной промышленности, а также перестройки армии. Тут тоже нужны законы, которые не принимаются уже 3-5 лет. А проект закона о военно-техническом сотрудничестве «завис» с 2000 г.!

ЭЙФОРИИ НЕТ

– Думаете, «ЗЕкоманда» справится с этими задачами?

– Надежда есть. Но у меня, как у наблюдателя, эйфории по этому поводу нет. Посмотрим, ближайшие месяцы покажут. Пока мы наблюдаем некий «кадровый нигилизм» новой власти. Но он может быть преодолен, если дальнейшие назначения будут учитывать профессионализм кандидатов. И если армейское «среднее звено», приближенное к верхнему звену командования силовых структур, будет сохранено. Это крайне важно: нельзя рубить сплеча в таких структурах, как, например, «Укроборонпром» или разведка. Здесь нужен трезвый расчет. Радикальная смена командования несет большие риски, может привести к серьезным потерям.

– К слову, недавно в Сети появились слухи, что Минобороны может возглавить… журналист Юрий Бутусов. Что-то подобное возможно?

– Нет, я Юрия Бутусова очень хорошо знаю. Думаю, это фейк. Считаю, что Бутусов – реалист, серьезный специалист в области аналитики и относится к этому с юмором.

– А штатский может стать министром обороны?

– Не может, а должен. Считал лучшей кандидатурой на этот пост народного депутата Алексея Скрипника, который на протяжении последних трех лет, фактически, готовился к такой миссии. Но, насколько я понимаю, он почему-то не подошел – по результатам собеседования. Но министром обороны должен быть человек примерно такого уровня: системный менеджер, разбирающийся в политике, не обязательно бывший военный или генерал. Нужен современный политик, который сможет быть авторитетом в Кабинете министров. Способный отстаивать позицию военного ведомства, в том числе бюджетные предложения, доказывать, что нужно армии в первую очередь, объяснять это понятным всем языком. А также представлять вооруженные силы на международной арене. Если министром обороны становится военный, возникает ненужная конкуренция, как это было между главой Минобороны Полтораком и начальником Генштаба Муженко. Отношения были очень сложными, что негативно отражалось на армии.

ОТ ВОЙНЫ К МИРУ

– Кроме разработки концепций по реформированию армии, вы занимаетесь и писательским трудом. В этом году на «Книжном Арсенале» ваша книга вошла в топ-5 продаж. Расскажите о ней подробнее.

– «Великие женщины великих мужчин» – уже десятая моя книга. Это тоже аналитика, но немного иная, не художественное произведение, а, скорее, анализ разных моделей отношений мужчин и женщин, с учетом психотипов женщин. Там выведены три основных психотипа: женщина-союзница, женщина, «играющая на собственном поле» и женщина, выступающая в роли помощницы мужчины.

Пример женщины-помощницы – Вера Набокова. Она приложила максимум усилий, чтобы публика, считавшая Владимира Набокова посредственностью, признала его великим писателем. Его роман «Лолита» вначале вообще считали порнографическим, но Вера организовала ряд его переводов, большую рекламу. И сама разрабатывала ряд эпизодов, вошедших в роман – была настоящей музой писателя.

Женщина-союзница – это Елена Рерих, которая по психологическому, ментальному потенциалу была сильнее Николая Рериха. Но именно она разработала для него ряд идей. Сама с 44 до 58 лет при этом написала огромный труд «Агни-йога», сделавший ее мегапопулярной.

А работающая «на своем поле» женщина – это Агата Кристи. Она вышла замуж за археолога Макса Маллоуэна, не прочитавшего ни единой ее книги, и не знала никаких деталей его работы. Но у них были очень искренние, близкие отношения. Так что женщина не только может, но и должна «делать» мужчину. Когда общие тиражи книг Агаты Кристи достигали 50 млн, она при пересечении границы записала в документах «замужняя дама» – чтобы подчеркнуть приоритетность мужа в своей жизни.

В этой книге есть и негативные примеры, с помощью которых я пытаюсь показать, чего не следует делать женщине. «Зеркальный» пример – Михаил Булгаков и Любовь Белозерская, его вторая жена. Она как-то говорила по телефону, а Булгаков попросил не мешать ему работать. И Белозерская отмахнулась, сказав: «Ты же не Достоевский!». Одна эта фраза убила всю любовь, отношения.

В целом, это – не мои советы, а анализ, как следует поступать и чего не нужно делать в отношениях. Думаю, что те, кто покупает эту книгу, понимают: ценен не вымысел, а живые примеры. И верят правде. А еще – это часть «гений-терапии», которую я разрабатываю с 2010 г., на основании анализа более 500 личностей разных эпох. Она состоит в том, что мы можем выбрать ряд личностей (10-12, для бизнесмена – бизнесменов, для писателя – писателей), изучить особенности их стратегий, отобрать подходящие и подражать им.

– Над чем вы сейчас работаете?

– Недавно я сдал издателю свой третий роман, посвященный Киеву, Владимирскому собору, команде живописцев, которые его расписывали – Васнецову, Врубелю, Нестерову, Сведомскому. В нем читатель увидит их с новой стороны, другими глазами, через призму воспоминаний и взглядов художника Вильгельма Котарбинского – поляка, приехавшего в Киев в 1888 г. и прожившего здесь 30 лет, до смерти. Он был великим киевлянином, внесшим огромный культурный вклад в украинское искусство. Расписывал уничтоженную церковь Александра Невского на Липках, усыпальницу Терещенко в Глухове, церковь Св. Николая в Радомышле и Владимирский собор в Киеве. Это – творец, многое знавший о смерти, предсказаниях, истине. В целом, я стремился передать философию людей, живших в Киеве в конце XIX в.

– Вернемся к «гений-терапии»: на кого из президентов, по-вашему, мог «равняться» Владимир Зеленский?

– Посоветовал бы ему изучить биографию Марка Аврелия, являющегося примером того, что власть – это лишь возможность, а не самоцель. И главным остается внутренний мир человека. Второй персонаж – Сенека-младший, доказавший, что нельзя усидеть на двух стульях сразу. Как мы знаем, он за спиной Нерона 10 лет руководил Римской империей, а потом погиб. А еще – изучить биографии Линкольна и Рузвельта. Список можно дополнить и биографией Черчилля, хоть и бывшего мистификатором, манипулятором в каком-то смысле, но все же пытавшегося сделать свое государство сильнее.

Ирина Ванда, «АиФ.ua»