Публікації експертів ЦДАКР – Південний Кавказ

Рубен Меграбян: «Армения-Китай: готовность к прорыву?»

Armenia China High Resolution Puzzle Concept

Первый визит премьер-министра Армении Никола Пашиняна в Пекин в середине мая, затем последовавший через две недели визит министра иностранных дел Китая в Ереван в рамках регионального визита придали новый импульс отношениям Армении с Китаем.

Предпосылки к такому импульсу создавались в течение прошедших лет, а революционная смена власти в Ереване и рестарт внешней политики Армении в новых условиях создали условия для интенсивного диалога, нацеленного на реализацию общих интересов как краткосрочного, так и долгосрочного плана.

Правительство Никола Пашиняна было раскритиковано за то, что на высшем уровне не присутствовало на международном форуме «Один пояс – один путь» во второй половине апреля с.г., на котором, согласно заявлению председателя Китая Си Цзиньпина, подписали соглашения на сумму более 64 млрд. долларов. Ереван был представлен одним из министров.

После этого было заявлено, что Армения из-за этого «ничего не потеряла», и был анонсирован трехдневный визит премьер-министра Н.Пашиняна в Китай (в рамках конференции «Диалог азиатских цивилизаций»), которая состоялось в Национальном конференц-центре Пекина. В конференции приняли участие председатель КНР, президенты Сингапура, Шри-Ланки, Греции и король Камбоджи, а также более 2000 делегатов из 47 стран мира. В ходе визита 14-16 мая состоялись встречи с председателем Китая, премьером Госсовета, руководителями крупного бизнеса.

Оказалось, что двух визитов – в Пекин и в Ереван – достаточно, чтобы достичь соглашения об обоюдной отмене въездных виз, позволяющего безвизовое посещение гражданами двух стран сроком до 90 дней в течение 180 дней, полностью совпадающее с цивилизованным европейским подходом. Кроме того, в Ереване подписан договор об экстрадиции, а также протоколы о сотрудничестве в сфере продовольственной безопасности, открывающие китайский рынок для армянской сельхозпродукции.

Стороны, как в Пекине, так и в Ереване, выступили с «далеко идущими» заявлениями, подчеркивающими обоюдное стремление развивать сотрудничество в региональных инфраструктурных проектах. Эти проекты  могут стать частью китайской стратегии «Один пояс – один путь» и участия в инициативе «Экономический пояс Шелкового пути», к которой Армения присоединилась в 2015 году. Речь стоит вести об общности взглядов на региональную безопасность, общность подходов в вопросах глобального развития на основе взаимного уважения и принципа «единства в многообразии».

Культурно-исторический и образовательный аспект в армяно-китайских отношениях уже традиционно отмечается в ходе двусторонних официальных контактов в постсоветский период и считается важной основой для развития отношений. В частности, в Ереване в 2009 г. был открыт Институт Конфуция, где десятки студентов-лингвистов проходят китайский язык и культуру, в прошлом году открылась средняя школа в столице с углубленным изучением китайского языка, а в 2015 г. в Китае был открыт университетский Центр арменоведения (г.Далянь). Данный контекст широко присутствовал в ходе визитов Н.Пашиняна в Пекин и главы МИД Китая Вань И в Ереван. 

Выступая на церемонии открытия конференции «Диалог азиатских цивилизаций», премьер Пашинян отметил: «Армяне в Армении и диаспоре исторически следовали такому мировоззрению, которое предполагает открытость для взаимодействия с различными культурами, традициями и религиями [] Именно в этом причина того, что сегодня мы можем встретить памятники армянского культурного наследия в Иерусалиме и Стамбуле, Тбилиси и Баку, Гонконге и Калькутте, Сингапуре и Дакке – иными словами, во всех крупных городах вдоль Великого шелкового пути. Таким образом, лежащая в основе сегодняшней конференции идеология полностью созвучна ценностям, которых мы придерживаемся».

В свою очередь, председатель Китая во время встречи с премьером Армении, говоря об армяно-китайских крепких исторических и культурных отношениях, добавил, что они являются, в том числе, результатом «Шелкового пути». «Мы хорошо знаем армянский народ, нам известны имена Арама Хачатуряна, Артема Микояна, Ованеса Туманяна. Нас объединяют общие цели сотрудничества цивилизаций. Нам хорошо известны значимые исторические события в Армении. Мы убеждены, что в будущем должны быть исключены трагические события, произошедшие с армянским народом», – отметил Си Цзиньпин.

Экономический аспект на текущий момент является, с учетом имеющегося потенциала, главным движущим фактором в развитии армяно-китайских отношений. В то же время, нужно констатировать, что в силу объективных и субъективных причин в сотрудничестве Армении с Китаем более характерным было «вялотекущее» развитие, не предполагающее прорывов, и роль «ограничителя» в этом, к сожалению, принадлежит армянской стороне в силу отсутствия соответствующих инициатив и политической воли.

Со сменой власти в Армении стало очевидным, что без реализации крупных инфраструктурных проектов регионального значения Армения просто не имеет возможности выйти из сформировавшейся порочной экономической парадигмы, выстроенной в коррупционной логике и «под крышей» разных российских групп интересов. Помимо этого, логика новой власти, нацеленной на успех и на экономическое развитие, также предполагает, что без проектов «прорывного» характера задача остается невыполнимой. Это и послужило стимулом к тому, чтобы армянская сторона заявила о заинтересованности в реализации совместных программ в рамках инициативы «Один пояс, один путь», что армянская сторона рассматривает возможности участия в реализации совместных программ в сферах автотранспорта, железной дороги, информационных инфраструктур.

Си Цзиньпин подчеркнул, что Китай готов принять участие в строительстве автомагистрали «Север-Юг», соединяющей армяно-грузинскую границу с армяно-иранской, и реализации других инфраструктурных программ. В Ереване глава МИД Китая Ван И также отметил, что Китай заинтересован в строительстве автомагистрали Север-Юг, добавив – «с учетом важности проекта как в рамках инициативы «Один пояс, один путь», так и в контексте обеспечения регионального развития и стабильности».

По словам председателя КНР в Пекине, некоторые армянские товары в последнее время с успехом принимают участие на проходящих в Китае выставках и представлены на местном рынке. Он выразил уверенность в развитии сотрудничества в сферах торговли, промышленности, транспорта, культуры и гуманитарного сотрудничества. Председатель КНР также добавил, что его страна «готова и в дальнейшем содействовать таким программам, которые будут способствовать развитию Армении и повышению благосостояния армянского народа».

В официальном пресс-релизе об итогах встречи Никол Пашинян-Си Цзиньпин говорится также, что «собеседники посчитали перспективным развитие сотрудничества в сферах сельского хозяйства, транспорта, энергетики, информационных технологий, инфраструктуры, образования и т.д. Стороны договорились обсудить шаги дальнейшего сотрудничества на уровне ведомств», и в этом ключе визит главы МИД Китая стал первым и важным шагом в этом направлении с учетом характера подписанных документов.

Политический и военно-политический аспекты в армяно-китайских отношениях, несомненно, широко присутствуют, однако, судя по позитивным сигналам в официальных сообщениях, во многом они «подразумеваются априори» и широкой огласке особо не предаются. В ходе встречи собеседники коснулись и Нагорно-Карабахского конфликта, ожидаемо подчеркнули, что вопрос необходимо решить путем диалога.

Касательно внутренних процессов в Армении, в своей речи в Пекине Никол Пашинян рассказал о революционных событиях, подчеркнув борьбу с коррупцией, свободные выборы, политическую предсказуемость и стабильность в стране.

В то же время, следует отметить, что в Армении Китай рассматривается как потенциальный поставщик вооружения и военных технологий, а на вооружении Армянской армии, согласно открытым источникам, в настоящее время имеются дальнобойные реактивные системы залпового огня китайского производства – AR1A (300 мм) и WM-80 (273 мм). При этом не секрет, что Россия с большой ревностью относится к возможностям армяно-китайского военного сотрудничества, и свидетельством тому – реакция на визит теперь уже экс-министра обороны Армении Вигена Саргсяна в Пекин и его переговоры с китайскими представителями в сентябре 2017 года. Российское государственное агентство «РИА Новости» 7 сентября того же года опубликовало статью под заголовком «В Китай за оружием: Армении стало мало российских «Смерчей», которое затем убрало из сайта, но сохранилось в армянской прессе, в частности, в издании «Аравот» (от 09.09.2017 года). Скорее всего, армянская сторона после встреч свернула свои намерения, а россияне таким образом «сняли возражения».

Представляется, что в настоящее время, тем не менее, приоритетным в армяно-китайских отношениях является сфера экономики, и определяющие развития следует ожидать в этом направлении.

Вместо заключения

В силу объективных и субъективных факторов, налицо обоюдное стремление Еревана и Пекина поднять отношения на уровень, соответствующий пониманию общности интересов на современном этапе и потенциалу, вытекающие из географического положения и человеческого потенциала Армении и политико-экономической мощи Китая. И текущий момент в отношениях можно охарактеризовать как полную готовность к прорыву.

При этом представляется крайне важным для Армении, что приоритеты в отношениях Еревана с Европейским Союзом, Ираном, азиатскими гигантами, в частности, с Индией и Японией, по многим параметрам дополняют и «завершают» намерения в китайском направлении. В первую очередь, следует отметить, что финансовое содействие ЕС в Армении главным образом направлено на те же приоритетные экономические проекты, в частности, автомагистраль «Север-Юг», однако, по своему объему не покрывают все потребности.

С другой стороны, учитывая дружественные отношения Китая с Ираном в условиях, когда у Тегерана в настоящее время большие и пока что нерешаемые проблемы с Западом и с экономикой, можно ожидать, что активизация армяно-китайских отношений позитивно повлияет на динамику отношений Армении с Ираном в плане экономики. Кроме того, дорожный коридор Иран-Армения-Грузия, который соединяет Персидский залив с Черным морем, в лице Китая имеет стратегически важного бенефициара не только в экономическом, но и геополитическом отношении.

Интерес Турции к внутренним проблемам Китая, имеющий главным образом пропагандистский характер, направленный вовнутрь, ввиду тюркского происхождения уйгуров – национально-религиозного меньшинства на северо-востоке Китая, крайне раздражает и настораживает Пекин, и заставляет с учетом этого фактора по-новому выстраивать свои региональные приоритеты.

И здесь остается лишь добавить одно. Посольство Китая в Армении в настоящее время занимает небольшое здание в Ереване на проспекте Баграмяна, однако, близится к завершению строительство комплекса зданий нового посольства на окраине столицы, уступающее своими размерами лишь американскому, в то же время, оно самое большое китайское посольство на постсоветском пространстве. А в политических элитах Китая, как известно, принято думать не о следующих выборах, а о следующих поколениях.

Рубен МЕГРАБЯН, эксперт Армянского Института международных отношений и безопасности, редактор русскоязычной версии издания «Аравот», Ереван, Армения