Публікації експертів ЦДАКР – Південний Кавказ

Рубен Меграбян: «Общность ценностей и интересов: новый импульс в отношениях Армения-ЕС»

В начале марта отношения Армения-ЕС получили новый импульс с рабочим визитом премьер-министра Армении Никола Пашиняна в Брюссель, в ходе которого состоялись его встречи с руководителями Европейского Союза.

Это второй его визит в Брюссель, после успешного февральского официального визита в Берлин и встреч с руководством Германии. Первое посещение Брюсселя состоялось в июле прошлого года для участия в Саммите НАТО, в ходе которого у него состоялись встречи также с руководителями ЕС, и из него запомнился упрек Пашиняна в адрес Брюсселя в ответ на предложение расширить финансовое содействие Армении, когда он сказал, что такую сумму он «запросто может вытрясти у пары коррупционеров», и от Брюсселя он ожидает не это.

Тем не менее, стоит напомнить, что в тот период имела место определенная инерция восприятия, которая на данный момент преодолена, и, по словам руководителя Делегации ЕС в Ереване, посла Петра Свитальского, в Армении наконец появилось правительство, которое знает, чего хочет в отношениях с Европой.

Соглашение Армения-ЕС и армянские реформы

В ноябре 2017 года Армения заключила с Европейским Союзом новое соглашение – о всеобъемлющем и расширенном партнерстве с ЕС (CEPA), охватывающее все сферы общественно-политической и экономической жизни, однако, ввиду драматических событий, которые привели к смене власти в апреле 2018г, а также смене парадигмы в отношениях с внешнеполитическими партнерами, в первые месяцы после Бархатной революции создалась ситуация, которая наблюдателями отчасти справедливо характеризовалась как «кризис восприятия». Картину дополнял «осадок», оставшийся с сентября 2013г, когда президент Армении внезапно принял решение отказаться от Соглашения об Ассоциации с ЕС и вести страну «евразийским» курсом после почти четырехлетнего успешно завершенного переговорного процесса с Брюсселем. К этому добавился также поток дезинформации в ряде армянских и российских СМИ касательно внешнеполитических намерений нового армянского правительства.

Было очевидно, что после того, как стало понятно, что «первый блин вышел комом» в ходе июльского 2018г визита, когда встречи носили больше ознакомительный характер и проходили в режиме «на ногах», новый рабочий визит был подготовлен тщательно. Состоялись встречи не только с руководителями структур Еврокомиссии, но и прошла открытая политическая презентация и дискуссия в Комитете по внешним связям Европарламента.

В своем выступлении перед европарламентариями премьер Пашинян главный акцент поставил на демократической повестке, во-первых, заявив, что демократия в Армении не имеет альтернативы, поскольку «идеи свободы и демократии имеют глубокие корни в основных ценностях нашего народа. Армения была одной из первых стран, где в конце 1980-х годов началось национальное движение против бывшего коммунистического режима. Восстановление нашей независимости в 1991 году, бесспорно, было направлено на становление общества, основанного на конституционной демократии, верховенстве закона и либеральных ценностях. За последние 20 лет демократия в нашей стране была искажена, сбив нас от ранее выбранного демократического пути. Это стало результатом превратного толкования наших традиционных ценностей и устремлений». Во-вторых, он подчеркнул, что процесс демократических преобразований «зиждется на воле и чаяниях нашего народа. Более того, он никоим образом не связан с внешними силами. Этот процесс не вызвал каких-либо тектонических сдвигов в нашей внешней политике, равно как и никаких изменений в нашей внешнеполитической стратегии. Армения остается приверженной своим внешнеполитическим обязательствам и верной своим партнерам». В-третьих, он заявил, что демократия для Армении является не просто вариантом существования, но и вопросом безопасности. «Мы считаем, что для нашего народа и нашей политической культуры правильно признать, что демократия обеспечивает более сильные и более эффективные экономические и политические институты, которые являются важной предпосылкой развития страны. Следовательно, мы отвергли роскошь обладания недоразвитыми государственными институтами, как это было раньше. Они привели к экономической неэффективности, препятствуя прогрессу нашей страны. Демократия, которая стимулирует экономические и политические институты в Армении, стала императивом. Сегодня у нас нет альтернативы», – сказал Пашинян.

Сближение, основанное на взаимных интересах

Озвученные премьером тезисы соответствуют ожиданиям армянского общества. Согласно опросу Аналитического центра по глобализации и региональному сотрудничеству (Армения), около 87% из 800 респондентов в четырех городах Армении считают, что новые власти страны должны углублять отношения с Европейским Союзом.

С другой стороны, внутренние изменения в Армении, включая шаги по выяснению обстоятельств и виновных в смерти лиц, погибших во время мартовских событий 2008 года и привлечения виновных к ответственности, вызвали позитивный отклик в другой европейской структуре – Совете Европы, в частности, в докладе Комиссара по правам человека СЕ Дуньи Миятович, опубликованном в конце января по итогам ее осеннего визита в Армению.

В европейских структурах и столицах формируется мнение о том, что в новом правительстве Армении реально мотивированы в деле реформ всех сфер, однако, основная работа еще впереди. И в этом отношении тесное сотрудничество Армении с европейскими структурами в процессе реформирования очень важно с точки зрения обеспечения должного качества, необратимости реформ, минимизации рисков и, что также важно, возможность финансового и консультационного содействия со стороны ЕС, СЕ и специализированных структур для Армении будет иметь решающее значение.

Уточнение ожиданий и позиций

В ходе совместной пресс-конференции премьера Армении Никола Пашиняна и председателя Европейского Совета Дональда Туска по итогам брюссельских переговоров стороны обрисовали свои ожидания и позиции. В частности, после переговоров, в ходе которых был затронут самый широкий круг вопросов – от демократических преобразований в Армении до региональных и международных развитий, Н.Пашинян заявил, что «динамичные политические изменения, которые произошли в нашей стране, а также демократические выборы еще более сблизили Армению и Европейский союз в плане общности ценностей», что «Армения более решительна и имеет политическую волю для углубления сотрудничества с Европейским Союзом, и что «Новая Армения готова прилагать продолжительные усилия, предложить новые идеи и инициативы, направленные на расширение сотрудничества с Европейским Союзом и государствами-членами ЕС. Я рад, что наши европейские друзья и коллеги имеют такой подход и видение в контексте нашей двусторонней повестки».

«ЕС продолжит поддерживать Армению в процессе формирования более консолидированной демократии и создания лучшего экономического будущего для своих граждан. Мы решительны в вопросе выполнения обещания о реализации Соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве, которое принесет пользу как Армении, так и Европейскому союзу. Преобладающая часть соглашения уже применяется и оказывает реальное влияние. ЕС является крупнейшим экспортным партнером Армении, на долю которого приходится более 28% экспорта Армении. Это соглашение реализуется параллельно с внутренними реформами. ЕС готов и впредь поддерживать процесс этих реформ посредством широкой технической и финансовой помощи. Мы согласны с Вашим решительным акцентом на борьбу с коррупцией и утверждение верховенства права», – в свою очередь заявил Д.Туск.

Финансовое содействие армянским реформам

В январе Брюссель принял решение на ближайшие годы, согласно которому Европейский Союз и Всемирный банк предоставят около 13 млрд евро на реализацию ряда масштабных инфраструктурных проектов в шести странах, участвующих в программе «Восточное партнерство». В рамках этой программы Армении будет предоставлено более 700 миллионов евро. Большинство приоритетных программ Армении, согласно опубликованному документу ЕС, касаются транспортного коридора «Север-Юг». В частности, на строительство участка Арташат-Агарак автомагистрали «Север-Юг» (к границе Ирана) будет выделено 450 млн евро. На реконструкцию участка Гюмри-Бавра (к границе Грузии) той же автомагистрали будет выделен 41 млн евро, еще 7,5 млн евро будет выделено на ремонт автомагистрали Ереван-Ванадзор. Кроме того, ЕС и Всемирный банк планируют выделить около 15 млн евро на модернизацию пограничного пункта Мегри на армяно-иранской границе.

В настоящее время на уровне Правительства и министерств, а также созданной для реализации CEPA межведомственной комиссии прорабатываются совместные программы и по другим сферам – ИТ, образование, культура, содействие малому и среднему бизнесу, содействие регионам, экология и др., которые ЕС готов финансировать.

Отношения с ЕС как один из ключевых компонентов безопасности Армении и региональной стабильности

Отдельным «трэком» обсуждался Нагорно-Карабахский конфликт и вопросы региональной безопасности. Глава Европейского Совета в ходе совместной пресс-конференции, в частности, заявил: «Как вы знаете, ЕС полностью поддерживает сопредседателей Минской Группы и их предложения. Я воодушевлен недавними контактами лидеров Армении и Азербайджана и приветствую снижение напряженности в регионе. ЕС продолжает считать, что статус-кво нестабилен: конфликт не имеет военного решения и нуждается в скорейшем политическом урегулировании в соответствии с международным правом. Подготовка населения к миру является важнейшим шагом к урегулированию, чему мы готовы способствовать». Позиция армянской стороны в данном контексте такова, из заявления Пашиняна: «Мы высоко ценим сбалансированную позицию ЕС по Нагорно-Карабахскому конфликту, которая поддерживает сопредседателей Минской группы ОБСЕ, их позицию и усилия. Это ценный вклад в обеспечение мира и безопасности в нашем регионе. Я подтвердил приверженность Армении исключительно мирному урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта».

Следует отметить, что один из ключевых стран-членов ЕС, член Совета Безопасности ООН – Франция, входит в тройку сопредседателей Минской Группы ОБСЕ, и указанная выше позиция ЕС в этом контексте является бесспорно важным стабилизирующим фактором в регионе, несмотря на то, что ЕС напрямую не вовлечен в переговорный процесс по урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта.

Позиция ЕС по Нагорно-Карабахскому конфликту практически полностью коррелирует с позицией НАТО, озвученной в Ереване спецпредставителем генерального секретаря Альянса по Южному Кавказу и Центральной Азии Джеймсом Аппатураем в рамках «Недели НАТО» в Армении: «Неоспоримо, что НАТО заинтересовано в мире и безопасности. Нас воодушевляет тот факт, что новое правительство Армении предпринимает новые усилия в мирном процессе. Нас также воодушевляет значительное снижение напряженности на линии соприкосновения. По оценке НАТО, этот конфликт может быть урегулирован только мирным путем. У него не может быть военного решения».

Выводы:

– Армения нацелена на укрепление партнерства с Европейским Союзом в русле провозглашенной ранее политики – никаких геополитических разворотов, развитие отношений по всем направлениям, притом, что одно направление не должно быть против или за счет другого, изменение качества и философии внешней политики;

– отношения с Европейским Союзом рассматриваются Ереваном как фактор стратегической важности не только в плане их необходимости для успеха внутренних реформ и их экономической составляющей и как источник финансового содействия, но и на основе общности ценностей и мировоззрения;

– развитие отношений Армения-ЕС в рамках CEPA, а также с отношений с отдельными странами-членами ЕС в Ереване рассматривается как один из ключевых факторов безопасности в контексте их консолидированной сбалансированной позиции по Нагорно-Карабахскому конфликту и поддержке усилий тройного сопредседательства Минской Группы ОБСЕ по его мирному урегулированию, а также важнейшее направление в плане диверсификации политики безопасности Армении.    

Політолог Рубен Меграбян

Рубен Меграбян,эксперт Армянского Института международных отношений и безопасности, редактор русскоязычной версии издания «Аравот», Ереван, Армения