Коментарі експертів ЦДАКР – Південний Кавказ

Энгин Озер: «Процесс урегулирования конфликта вокруг Карабаха находится в глубоком кризисе и тупике»

Фото: МИД Республики Армения

Инерция от «Мюнхена-2019»

Конференция по безопасности в Мюнхене показала, что у ключевых мировых игроков – США (Запада в целом), КНР, России – существуют разные толкования понятия «безопасность» как такового. Отсюда и некая трансформация в оценках угроз.

Международный терроризм, как видно, уже не является главной или тем более единственной угрозой национальной безопасности. Наряду с ним растет «роль» угроз и вызовов в кибернетической и энергетической сферах. Естественно, все эти угрозы и процессы взаимосвязаны. 

Для европейцев сегодня угроза номер один – это Россия. В широком смысле слова. Европа зависима от российских энергоносителей. Кроме того, Россия в последнее время существенно расширила свое влияние на страны Евросоюза, используя весь инструментарий так называемой мягкой силы – влияния на СМИ, европейские НПО и так далее. Такое влияние Кремль весьма эффективно использует в Европе, формируя различные рычаги давления в придачу к энергетическому фактору. Отсюда, на мой взгляд, и разные трактовки понятия безопасность. 

Для Москвы сегодня безопасность – это устранение внешних «санкционных» нападок на российскую экономику. Специфика зависимости России от «нефтегазодолларов» как основы национальной экономики никуда не делась. Поэтому для Москвы любой случай отказа от сделки на российские газ или нефть становится вопросом национальной безопасности. На этом фоне не факт, что в Москве достаточное внимание уделяется комплексу внутренних проблем безопасности. Есть фактор Северного Кавказа, много выходцев из которого, к примеру, воюют в Сирии. По разным данным, там, в целом, около 5 тысяч граждан России… 

От Мюнхенской конференции наивно было ожидать каких-либо прорывных договоренностей, их и не появилось даже в первом приближении. Ни по глобальным проблемам, ни тем более по региональным конфликтам: вопрос Нагорного Карабаха если и поднимался, то только в фоновом режиме.       Фактически мир вернулся в условия новой «холодной войны», ситуация будет только усугубляться. Стоит готовиться ко всё большей радикализации процессов – в Европе, России, других регионах. Конфронтация будет только нарастать. Эту тенденцию уже не получится остановить или изменить в одночасье …  

Тупик Карабаха

Россия системно продолжает вооружать обе стороны противостояния в конфликте вокруг Нагорного Карабаха. И, если Москва для Еревана – объективно безальтернативный поставщик вооружений, то Баку выстроил гибкую систему импорта военной продукции.     

Недавний контракт на поставку Армении современных российских истребителей Су-30СМ активно обсуждается в прессе и экспертной среде. 4 единицы вряд ли способны как-то изменить баланс противостояния. Не стоит забывать, что армянским летчикам понадобится где-то 5 лет, чтобы профессионально освоить такую технику.

В плане перевооружения армии позиции Баку выглядят предпочтительнее: экономические возможности позволяют покупать современные образцы вооружений у разных игроков – от России до Израиля. Стоит выделить относительно недавнюю закупку белорусско-китайской системы РСЗО «Полонез». Отдельные пласты – сотрудничество с Израилем в сегменте «беспилотников», Турцией – по ракетной технике и т.д. Все это, повторюсь, на фоне полной зависимости Армении от Москвы со всеми возможными вытекающими последствиями. 

Собственно переговорный процесс по урегулированию Карабаха находится в глубоком кризисе и тупике. Насколько я понимаю, вариант освобождения хотя бы пяти прилегающих к Нагорному Карабаху районов (а это тот минимум для запуска любого формата урегулирования) сегодня категорически отбрасывается администрацией Никола Пашиняна. При этом Ереван не спешит признавать т.н. НКР. В свою очередь, Азербайджан системно перевооружает и модернизирует свои вооруженные силы, параллельно стараясь заручиться поддержкой России, Турции, Запада и т.д. Ведется соответствующая психологическая работа с населением. Публичная активность и встречи на уровне МИД, сопровождаемые декларациями о «подготовке народов к миру», не имеют пока практического наполнения.     Прогресса в работе Минской группы ОБСЕ по урегулированию не наблюдается. В то же время смена формата переговоров вряд ли принесет результат. Мировая практика последних лет показывает, что ООН и другие международные организации ничего не решают. Гипотетическое привлечение региональных игроков в лице Ирана и Турции к переговорам по Карабаху также не принесет практического результата.

… Я сейчас не говорю о предпосылках для масштабной войны. В тоже время, не исключаю эскалации – проведения краткосрочной военной операции Азербайджаном для освобождения части оккупированных приграничных территорий и, соответственно, демонстрации силы, готовности воевать и так далее. После чего инициировать новые переговоры с новых позиций.     

Давайте смоделируем ситуацию: Ереван (который объективно не заинтересован в войне с Азербайджаном), к примеру, соглашается на возврат пяти оккупированных районов и начало мирных переговоров. А теперь зададим сами себе вопросы: Россия, собственно, согласится с этим? И на каких условиях? Это, на мой взгляд, ключевые вопросы. И мне кажется, что, если Армения сегодня вдруг объявит о такой своей готовности, Москва с этим не согласится. Рычаги «несогласия» у Москвы самые разные – вплоть до организации различных провокаций…

В случае же эскалации ситуации на фронте, не стоит ожидать большой региональной войны. Этого не допустит Кремль, в этом не заинтересован ни один из региональных и глобальных игроков. Большая война на Кавказе никому не нужна.

Официальный Ереван со своей стороны ищет пути демонстрации своей внешнеполитической лояльности Москве. Именно в этом разрезе стоит рассматривать недавнюю отправку в Сирию гуманитарной миссии Минобороны Армении. С одной стороны, в Сирии есть небольшая армянская диаспора, у которой тесные отношения с Арменией, это один народ. В то же время, ключевой вопрос состоит в том, кто придумал и организовал эту гуманитарную кампанию? Были запросы от международных организаций? Приглашение от официального Дамаска? Или так решили в Москве?..

Между сирийскими армянами и Арменией существуют прямые контакты, им не менее 5-6 лет, Ереван раньше отправлял в Сирию гуманитарную помощь. Так почему же миссия Минобороны, и почему именно сейчас? Мне кажется, что это инициатива России, и это очевидная провокация против Турции.

Энгин Озер, политолог, ведущий эксперт экспертно-аналитической сети «Анкара-Москва», Турция