Коментарі експертів

Голова Експертної ради ЦДАКР Л.Поляков: Керченський конфлікт: чи піде Росія на нові провокації?

Обстрел и захват украинских судов в Керченском проливе – это очевидный акт военной агрессии России, говорит экс-замминистра обороны Украины, председатель Экспертного совета Центра исследований армии, конверсии и разоружения (ЦИАКР) Леонид Поляков. По его мнению, Кремль может прибегнуть к новым провокациям, чтобы отвлечь внимание от керченского кризиса.

«Конечно, российские власти ожидаемо начинают обвинять в своих действиях жертву, то есть Украину. Однако в данном случае Россия столкнулась с непривычной для себя ситуацией. Дело в том, что вне российского информационного пространства у Кремля не получается осветить российскую позицию в сколько-нибудь положительном свете. Никто в международном сообществе не выдвинул ни одного аргумента в защиту России. Даже агенты влияния Москвы занимаются в основном тем, что ставят под вопрос действия украинской стороны, но они не защищают российскую позицию. Кремлевские комментаторы стараются уйти от обсуждения действий России. И потому я уверен, что Москва будет пытаться как можно скорее переключить внимание на что-то другое», – говорит Леонид Поляков.

В качестве возможных сценариев такого отвлечения внимания эксперт выдвигает несколько гипотез.

«27 ноября в Стамбуле началось заседание Вселенского патриархата, ожидается, что на нем примут основные решения, касающиеся процесса предоставления автокефалии Украинской православной церкви. Соответственно, противодействие со стороны промосковских клерикалов и связанной с ними агентуры ФСБ будет усиливаться. Будет это обострение сейчас или в будущем – неизвестно, но рано или поздно оно случится. В любом случае, такое обострение будет лишь одним из элементов общей работы России по дестабилизации обстановки в Украине в преддверие выборов. Эта работа уже идет, и вопрос остается лишь в том, какие акценты манипуляторы расставят раньше, а какие – позже», – уверен военный аналитик.

Вторым направлением дестабилизации, по мнению Леонида Полякова, может стать обострение ситуации на Донбассе.

«Оно может идти в комбинации с другими сценариями. ФСБ в принципе любит комбинации, они унаследовали эту особенность от КГБ. К слову, не обязательно, что основной сценарий Путина будет связан с Украиной. Он может быть связан с Сирией, поскольку там крутятся деньги, с Африкой (деньги и алмазы), с Арктикой и так далее. Какая судьба в этих сценариях уготована Украине, остается только догадываться, но мы должны быть готовы ко всему.

Важно не забывать и о Приднестровье. Также практика показала наличие агентуры Москвы в радикальных кругах Польши и Венгрии, которые уже пытались организовать провокации в Украине. Словом, вариантов дестабилизации в целях отвлечения внимания может быть много, включая даже Беларусь», – рассуждает Поляков.

Что же касается столкновения в Керченском проливе, бывший замминистра обороны Украины не исключает того, что это также было сделано для отвлечения внимания от какой-то другой авантюры Кремля.

«Конечно, российские пограничники и до 2014 года не останавливались перед применением оружия и за годы независимости Украины – еще до начала войны – застрелили на границе более десяти украинских контрабандистов. Они всегда действовали намного жестче, чем украинская сторона, но в этом случае превзошли сами себя, и, судя по перехваченному радиообмену, командиры российских кораблей сильно нервничали. Если добавить к этому использование вертолетов, очевидно, что ими руководили «сверху». Им просто приказали пойти на явное нарушение. При этом они выложили в интернет видео столкновения с украинским катером, стопроцентно доказывающее, что Россия намерено пошла на преступление без всякой провокации с украинской стороны. Эти материалы можно использовать для Гаагского трибунала. И я пока не вижу объяснений, зачем они сделали это. Там явно было что-то еще… Возможно, Россия хочет спровоцировать разрыв договора от 2003 года о совместном использовании Азовского моря, где указан пункт о беспрепятственном проходе кораблей Украины. Возможно, целью Путина было обострение противостояния с ЕС и НАТО для «внутренних нужд», – предполагает эксперт.

Военный аналитик не исключает новых провокаций России со стороны аннексированного Крыма в акватории Черного моря.

«Британцы недавно заявили, что планируют увеличить свое присутствие в Одессе. Также существуют планы по расширению морской базы НАТО в Румынии. Я не исключаю, что целью российской провокации было запугивание страны НАТО и ЕС возможными конфликтами в Черном море, чтобы они избегали захода в его акваторию. Возможно, таким образом Москва надеется предотвратить расширение присутствия НАТО в Черноморском регионе», – выдвигает версию Поляков.

При этом военный эксперт уверен: введение военного положение в этой ситуации было верным решением, и касаться оно будет в первую очередь украинских силовых структур, а на гражданских лиц.

«В Украине еще никогда не вводили режим военного положения, и его введение даст нам как минимум возможность отработать этот механизм. В 2014 году его не ввели именно потому, что существовало мнение, что система не была готова к этому, и этот режим не был прописан законодательно. Теперь закон существует, и для воюющей страны важно на практике отработать его выполнение, чтобы в случае увеличения агрессии мы были бы полностью готовы. Что же касается гражданских свобод, то, к примеру, в оккупированном Россией Крыму ситуация и без формального военного положения намного хуже, чем в Украине на фоне военного положения», – подытожил эксперт.

Ксения Кириллова

Крым.Реалии