Публікації експертів ЦДАКР – Південний Кавказ

Сеймур Мамедов: «Южный Кавказ и логистика операции США в Афганистане. Расклады и перспективы»

Регион Южного Кавказа благодаря своему географическому положению стал важным транзитным узлом для многих стран, включая Россию, США, Китай, Индию, Иран, Турцию, страны Центральной Азии.

Особое место на транспортно-логистической карте региона отводится двум странам – Азербайджану и Грузии, участие которых в международном транспортном коридоре «Восток-Запад» укрепило их транспортные позиции не только в регионе, но и в системе международных перевозок. Жизнеспособность транспортного коридора «Восток-Запад» держится и во многом зависит от трёх ключевых евразийских геополитических игроков (в зависимости от проектов и раскладов, выступающих как вместе, так и конкурируя между собой) – России, Китая и Европы.

В то время как Китай «оцепляет» Индию и не только с помощью мега-проекта «Один пояс, один путь», Нью-Дели продвигает трансконтинентальный план – транспортный коридор «Север-Юг», западная ветвь которого пролегает и через Южный Кавказ, в частности, через Азербайджан. Этот транспортный коридор, который свяжет Северную Европу с Юго-Восточной Азией и, по оценкам экспертов, составит конкуренцию и маршруту через Суэцкий канал, и китайской инициативе «Один пояс, один путь». Официальный Нью-Дели лоббирует усиленно этот масштабный проект, поскольку сегодня грузы из Индии, к примеру, в Россию переправляются в основном через Европу и Китай, что дорого и занимает много времени.

Вашингтон не сидит, сложа руки, видя как Россия, Китай, Индия, Иран и Турция активничают на южно-кавказском направлении в использовании транспортно-логического потенциала региона в своих геополитических, экономических интересах. Южный Кавказ уже задействован в транспортно-логистической поддержке операций США в нестабильном Афганистане.

Азербайджан в разрезе афганской кампании – один из важных партнеров США в сфере безопасности. С 2002 года азербайджанские военные вместе с военнослужащими НАТО участвуют в миротворческих операциях в Афганистане. С января 2018 года Азербайджан увеличил число своих военнослужащих в миссии «Решительная поддержка» с 94 до 120 человек. Азербайджан также играет важную транзитную роль в доставке грузов в Афганистан с помощью «Северной распределительной сети». Баку обеспечивает безопасный маршрут транспортировки грузов для 40% поддерживаемых НАТО Международных сил содействия безопасности (ISAF) в Афганистане. Не исключено, что Вашингтон может запросить у Баку увеличения объемов переправляемых грузов в Афганистан.

Планы по расширению масштабов операции сил США и НАТО в Афганистане связаны с активизацией в последнее время боевиков ИГИЛ, куда они переместились из Сирии. Так, согласно решению президента США Дональда Трампа, американский контингент в Афганистане будет увеличен на более чем 3 тысячи военнослужащих, а их общее число превысит 14 тысяч человек. США готовят переброску резервов армии из Ирака в Афганистан, аналогичные шаги ожидаются и от партнеров Вашингтона по НАТО. Эта активность существенно увеличит интенсивность грузоперевозок, посредством которых снабжаются афганские группировки Альянса.

Между тем, нынешняя политика Вашингтона в отношении Исламабада, который всегда являлся главной перевалочной базой при транспортировке грузов для коалиции НАТО в Афганистане, может вынудить Исламабад воздержаться от содействия Альянсу. Ситуацию вокруг американо-пакистанских отношений еще больше усугубило заявление Дональда Трампа, в котором он фактически обвинил Пакистан в пособничестве террористам. «Мы больше не можем молчать о безопасных гаванях в Пакистане для террористических организаций, талибов и других групп, представляющих угрозу в регионе и за его пределами», – отметил президент США.

Если официальный Исламабад все же решится перекрыть логистический канал коалиции в Пакистане, НАТО де-факто лишится своего традиционного маршрута грузов в Афганистан. В таком случае у Альянса единственным в нынешних реалиях надежным путём поставок грузов становится т.н. «южный транспортный коридор» с участком Грузия-Азербайджан-Казахстан-Узбекистан.

Этот маршрут предполагает транспортировку и концентрацию грузов в Бакинском логистическом узле (Азербайджан), затем их доставку воздушным или морским путем (через Каспий) в порты Казахстана, а оттуда перевозку по железной дороге в Узбекистан и далее в сухопутный порт Хайратон, расположенный на узбекско-афганской границе.

В пользу жизненности и рабочего характера этого варианта приведем один факт. После октябрьского тура по Южному Кавказу советника президента США по национальной безопасности Джона Болтона, во второй декаде ноября Баку посещал генерал армии США, командующий транспортным командованием США Стефен Лайенс. Во время визита он встретился с президентом Азербайджанской Республики (АР) Ильхамом Алиевым и начальником Генштаба ВС, замминистра обороны АР генерал-полковником Неджмеддином Садыховым. С.Лайенс подчеркнул вклад Азербайджана в международную безопасность и борьбу с терроризмом. Одним из наиболее показательных моментов визита стало посещение генералом многочисленных объектов Бакинского международного морского торгового порта в поселке Алят. Профессиональный интерес командующего транспортным командованием США к подобным объектам инфраструктуры говорит сам за себя.

От Грузии в миссии «Решительная поддержка» участвуют 872 военных (по состоянию на 25 апреля 2018).

Тбилиси также заинтересован в транспортировке грузов для контингента США в Афганистане в рамках «южного транспортного коридора». Грузия располагает крупными портами Поти и Батуми, потенциал которых может быть использован в полной мере после запуска международного транспортного коридора «Ляпис-Лазурь» (он же «Лазуритовый коридор», о котором ниже). Отметим, что в мае 2018 года президент Республики Казахстан (РК) Нурсултан Назарбаев подписал закон, предусматривающий обеспечение коммерческого транзита специального груза через территорию Казахстана в связи с участием США в стабилизации и восстановлению Афганистана. Разрешение для США использовать порт Актау приводит к возрастанию и спроса на грузинские порты. С одной стороны, возрастет поток грузов для контингента США и НАТО через территорию Грузию. В то же время, увеличение объемов грузоперевозок неизбежно приведет к росту рисков, так как транспортировка значительного количества боеприпасов, взрывоопасных веществ через порты и по железной дороге требует соблюдения особых правил перевозки, обеспечения охраны и безопасности.

Отдельную поддержку усилиям США в Афганистане может оказать запуск транспортного коридора «Ляпис-Лазурь», который свяжет Афганистан с Европой. Участники проекта – Афганистан, Туркменистан, Азербайджан, Грузия и Турция. В будущем к проекту может присоединиться Казахстан – это вполне отвечает интересам Астаны. Консультации о создании коридора начались ещё в 2012 году, и только после пятилетних переговоров – в ноябре 2017 года было подписано соглашение о создании «Лазуритовый коридор», который по участников призван облегчить логистику транзита, упростить таможенные процедуры, повысить экономическую интеграцию региона.

Предполагается, что железнодорожные пути и автострады соединят город Торгунди (афганская провинция Герат) с Ашхабадом, затем с портом Туркменбаши на Каспийском море. Далее коридор продолжится через Каспий до Баку; затем через Тбилиси на Анкару с ответвлениями в Поти и Батуми; далее – от Анкары до Стамбула. Бюджет проекта оценивается в $2 млрд.

В ближайшее время данный маршрут может заработать – Афганистан уже планирует отправить первый груз в Европу через Азербайджан. Грузы будут доставлены наземным, железнодорожным и морским транспортом.

С запуском проекта «Лазуритовый коридор» у США появляется еще одна возможность транспортировать свои военные грузы в Афганистан, не зря лоббистом данного проекта выступает именно Вашингтон. Азербайджан и Грузия рассматривают этот проект с точки зрения диверсификации своих транспортно-логистических возможностей. Конечно, есть и риски. Прежде всего, это отсутствие стабильности в Афганистане. Главным вызовом все ещё являются угрозы терактов, растущая военная активность боевиков в Афганистане, в том числе, на его границе с Туркменистаном.

Транспортный коридор «Ляпис-Лазурь» будет конкурировать с китайско-пакистанским экономическим коридором (CPEC), так как новый маршрут может помочь Афганистану избавиться от зависимости от пакистанских, иранских и российских портов для экспорта своих продуктов на европейские рынки.

Лоббируемые Вашингтоном проекты, очевидно, не учитывают интересов России и Китая. Что касается интересов Пекина в регионе, то Южный Кавказ входит в планы Китая по возрождению «Шелкового Пути» (одна из стратегических инициатив президента КНР Си Цзиньпина «Один пояс, один путь»). Проект затрагивает и страны Южного Кавказа, и железная дорога Баку-Тбилиси-Карс как раз может стать одним из звеньев «Нового Шелкового Пути». Китай всё прочнее закрепляется в странах региона: установлены нормальные дипломатические отношения, активно развиваются  торгово-экономические и культурные связи.

Пекин вряд ли заинтересован участвовать в проекте «Ляпис-лазурь», а также в других транспортно-логистических проектах под патронажем США. В то же время ожидать здесь каких-либо помех со стороны Пекина не приходится – у Китая своя стратегия на Южном Кавказе, которая сегодня успешно реализуется.

В свою очередь, Россия наладила конструктивный диалог и взаимодействие с Ираном и Индией в рамках транспортного коридора «Север-Юг». Участниками проекта также являются Азербайджан, Туркменистан и Казахстан. Дальнейшее использование транспортного потенциала Южного Кавказа и Центральной Азии – объективно в приоритетах Москвы и Тегерана. Там пока не видны серьезные опасения по поводу «Лазуритового коридора». Во-первых, этот проект – не конкурент проекту «Север-Юг», поскольку он предусматривает три основных маршрута следования грузов относительно Каспийского моря – западный, транскаспийский и восточный. Во-вторых, когда «Север-Юг» полностью будет запущен, на первом этапе по этому маршруту будет перевезено 5 миллионов тонн грузов, в перспективе объем перевозок будет доведен до 10 миллионов и более тонн.

В то же время, невозможно отрицать, что запуск проекта «Ляпис-Лазурь» приведет к резкому возрастанию роли США на Южном Кавказе, и страны региона окажутся системно втянутыми в сферу интересов Вашингтона.

Сеймур Мамедов, директор Международного экспертного клуба «EurAsiaAz» (Баку, Азербайджан), специально для «ЦИАКР – Южный Кавказ»