Публікації експертів ЦДАКР – Південний Кавказ

Гела Васадзе: «Кейс Frontera как зеркало внешнеполитического курса Грузии»

Хорошо известный исторический анекдот о том, что деньги не пахнут, не всегда имел исключительно негативный подтекст. По крайней мере, когда Веспасиан отвечал на упрек своего сына по поводу налога на общественные уборные, он совсем не имел в виду то, что в этом есть что-то негативное. Совсем наоборот, по свидетельству Светония, Веспасиан объяснил своему сыну, что деньги не имеют запаха, но главное то, что эти деньги могут принести благо обществу.

Говоря о злоключениях американского бизнеса в Грузии, мы не будем заморачиваться на том, что деньги американских компаний имеют запах лучше, нежели другие инвестиции в Грузию. Это не так, деньги действительно не пахнут, и инвестиции в Грузии, как от американских компаний, так и из других стран важны и интересны. Но дело не в запахе, гораздо более важный вопрос – послужат ли эти деньги делу развития и укрепления безопасности страны. И вот тут кейс компании Frontera особенно интересен.

4 июля премьер-министр Грузии Георгий Гахария поздравил американский народ с днем независимости. Было сказано очень много правильных слов о стратегическом партнерстве, желании развивать отношения, роли и важности Соединенных Штатов в современной истории Грузии. Особенно была подчеркнута важность американских инвестиций. Ему вторила и президент Грузии Саломе Зурабишвили, которая особенно подчеркнула особую роль лаборатории Лугара в период пандемии и также повторила тезис о важности американских инвестиций. Другие официальные лица, министры и депутаты также отметились. Но как правильно заметил Гете – суха теория, мой друг, а древо жизни вечно зеленеет. Так что давайте о том, что происходит в реальной жизни.

Что такое Frontera

До недавнего времени об этой компании, которая является крупнейшим американским инвестором в Грузии, мало кто слышал, а если и слышал, то быстро забывал. Frontera была основана тридцать лет назад в городе Хьюстон, штат Техас. Компания активно занимается нефтегазовым бизнесом по всему миру, в том числе в Латинской Америке, восточной Европе и постсоветском пространстве. В 1990-е годы Frontera была крупнейшим оператором по добыче нефти на суше в Азербайджане.

В Грузию компания пришла в 1997 году, когда между правительством Грузии и Frontera  был заключен контракт на геологоразведку и добычу энергоресурсов. В контракте детально прописаны все условия работы Frontera в Грузии. До подписания данный документ прошел обсуждения во всех профильных комитетах парламента, а также в соответствующих министерствах и ведомствах. Время подписания контракта интересно и с политической точки зрения. К 1995 году Грузия начинает выходить из сферы влияния России, в которую она попала в результате катастрофы осени 1993 года. Тогда после нарушения гарантированного Москвой перемирия и этноцида грузинского населения Абхазии, военные формирования сторонников бывшего президента Грузии Звиада Гамсахурдия были готовы к маршу на Тбилиси. По свидетельству многих участников событий тех лет, у Москвы были планы разделить Грузию на пять частей – Абхазия, Аджария, Южная Осетия, западная Грузия под руководством Звиада Гамсахурдия и восточная Грузия под руководством Эдуарда Шеварднадзе. Тогда этого сценария удалось избежать исключительно благодаря международному авторитету Шеварднадзе, который ещё совсем недавно был министром иностранных дел СССР, архитектором перестройки и нового мышления в международных отношениях, и внес большой вклад в дело объединения Германии и освобождения Восточной Европы. Но Шеварднадзе пришлось согласиться на вступление Грузии в СНГ и назначить руководителями силовых структур людей Москвы. Министром госбезопасности тогда стал Игорь Гиоргадзе, а министром обороны Вардико Надибаидзе.

В 1995 году после неудавшегося покушения на Шеварднадзе Игорь Гиоргадзе был вынужден бежать из страны в Россию. В Тбилиси были уверены, что за покушением стоит Москва. После второго покушения на Шеварднадзе в феврале 1998 года, в отставку был отправлен и Вардико Надибаидзе. Этот период отмечается активизацией грузино-американских связей, уже готовится «контракт века» – нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, Грузия начинает вести переговоры о выводе российских военных баз с её территории. И именно тогда в Грузию приходит Frontera.

За время своей деятельности  компания инвестировала в экономику Грузии более 560 миллионов долларов США. Одна часть этих денег была потрачена на геологоразведку, новые технологии трехмерной сейсмики и обработки данных. Другая часть денег была потрачена непосредственно  на добычу нефти и газа.

Есть ли газ в Грузии

В 2015 году средства массовой информации опубликовали информацию о том, что по данным компании Frontera в Грузии есть крупные месторождения нефти и газа. Однако дальнейшего продолжения эта информация не имела. Только в прошлом году, когда кейс Frontera стал актуален в политической жизни Грузии, об этом стали вспоминать в грузинских СМИ. Причем большинство публикаций носило явно негативный характер – «а, да это те самые ребята, которые говорили, что у нас много газа. И где этот газ? Нет, им доверять нельзя». Конечно, задать себе простой вопрос, зачем частная компания, которая потратила кучу денег на геологоразведку, будет говорить о том, что газ есть, если его нет, никто не удосужился. Впрочем, при определенной фантазии найти «ответ» на вопрос – где этот газ, можно.

Однако и нас интересует – где этот газ. Как оказалось газ там, где ему и положено быть – в недрах. Но тогда почему его не извлекают оттуда? 

Итак, обо всем по порядку. Согласно пояснениям президента компании Frontera Georgia Зазы Мамулаишвили, к 2014 году компания, которую он возглавляет, действительно обнаружила крупные запасы газа в Грузии. Все материалы по данному кейсу отправлялись для оценки независимым компаниям, обладающим соответствующей квалификацией и международным авторитетом. Так вот, согласно подтвержденным данным, запасы газа в Грузии составляют более 350 миллиардов кубических метров, а запасы нефти более миллиарда баррелей. При этом ежегодное потребление газа в Грузии составляет около 2,5 миллиардов кубических метров. Аргументы про то, что данный газ очень дорого добывать, также лишены всякого основания. Большая часть существующих запасов находится на глубине 4000-5000 метров, и если компания SOCAR добывает газ на месторождении Шахдениз на глубине 6000-6500 метров в море, решительно непонятно, почему у нас на суше это должно быть дороже. Насчет качества разведанных энергоресурсов также можно не беспокоиться. Если мы говорим о газе, то это обычный конвенционный газ, который относится к бассейну Каспийско-Черноморского региона. Освоение месторождений этого бассейна началось ещё в конце прошлого века на Апшероне. В двадцатые годы начались работы по освоению месторождений на Северном Кавказе и Грузии. Однако во второй половине ХХ века работы в Грузии были свернуты, так как в СССР начали освоение месторождений Сибири. Так что к качеству вопросов также нет.

Казалось бы, чего лучше – извлекай и радуйся, но воз и ныне там. Что же случилось? А случилось то, что как только было объявлено о подтвержденных запасах, у компании Frontera начались проблемы, и эти проблемы исходили от властей.

Как власти «победили» Frontera

По словам президента Frontera Georgia Зазы Мамулаишвили, сначала эти проблемы не носили глобального характера, власти просто игнорировали информацию о необходимости продолжения работ по разработке новых месторождений. Позднее компания столкнулась с откровенным саботажем со стороны властей. Один пример – для того, чтобы получить разрешение для постройки участка газопровода, соединяющего месторождения с магистральным газопроводом, компании потребовалось больше года и вмешательство влиятельных американских политиков. Но на этом история не закончилась, для того, чтобы получить разрешение на транспортировку газа по уже построенному газопроводу потребовался ещё один год. И опять без вмешательства из-за океана дело вряд ли бы сдвинулось с мертвой точки. И это притом что возможность строительства соответствующей инфраструктуры была детально прописана в действующем контракте 1997 года.

Однако этого правительству показалось мало. Правительство Грузии обратилось в Стокгольмский суд с четырнадцати исковыми требованиями к компании Frontera, главными из которых были расторжение контракта 1997 года и штраф в сто миллионов долларов США. Конечно, не обошлось и без информационной атаки на компанию, которую обвиняли во всех смертных грехах в лучших традициях советской антиимпериалистической пропаганды. Только в 2019 году руководство компании Frontera было вынуждено нарушить молчание и ответить на все обвинения властей. Тогда же из Соединенных Штатов начали приходить «письма счастья» нашему правительству, в котором конгрессмены и сенаторы подвергли резкой критике как действия грузинских властей, направленные против американских инвестиций в Грузию в целом, так и по кейсу Frontera в частности. Власти не нашли ничего лучшего, как попытаться объяснить все это происками нефтяного лобби США, что конечно вызвало ответную реакцию.

Но самое интересное было впереди. В апреле нынешнего года правительство Грузии торжественно заявило о том, что они выиграли суд в Стокгольме. При этом как выиграли, конечно, не сообщалось. По условиям контракта Frontera не имеет права предавать гласности документы, в которых содержится конфиденциальная информация. Однако объяснить, в чем конкретно состояла «победа» властей было можно и нужно.  Что и было сделано. Итак из четырнадцати исковых требований суд удовлетворил два. Компанию обязали вернуть те участки, на которых не ведутся никакие работы, на что компания была согласна без всякого суда, и выплатить разницу в сборе за природную ренту в размере 200 тысяч долларов, по поводу  чего компания также ничего не имела против. Суд отказал правительству Грузии в разрыве контракта и в требовании штрафа в 100 миллионов долларов. Так что, какая это победа судить читателям. И ещё один немаловажный момент, на лоббизм и суды против компании Frontera правительство потратило более 13 миллионов долларов – естественно, средств налогоплательщиков.

Так в чем проблема

Простое сопоставление фактов неизбежно приводит к выводу о том, что кому-то понадобился бизнес Frontera в Грузии. По действующему контракту более половины добытых ресурсов принадлежит государству, а компания несла все финансовые риски, связанные с геологоразведкой и разработкой месторождений. Однако это “малозначительное” обстоятельство вряд ли могло смутить тех, кто решил выдавить компанию из Грузии. Видимо ставки в этой игре оказались слишком высоки.

После триумфального объявления о своей “победе” министерство экономики Грузии публично объявило о том, что готово продолжить сотрудничество с компанией Frontera и ведет переговоры по этому поводу. Правда, в реальной жизни переговоры свелись к одному телефонному звонку с обещанием прислать предложения по дальнейшему сотрудничеству. Представители Frontera предложения так и не получили, зато в средствах массовой информации появилась новость о том, что австрийская нефтегазовая компания OMV займется разведкой месторождений нефти на шельфе Черного моря у берегов Грузии. Член группы OMV, компания OMV PETROM S.A., получила генеральную лицензию на пользование нефтяными и газовыми ресурсами в Черном море на участке шельфа площадью 5,3 тысячи квадратных километров.

Подробно рассказывать о компании OMV в рамках данного материала невозможно. Поэтому ограничимся главным – данная компания имеет прочные деловые связи с Россией  ещё со времен Советского Союза. Для того чтобы понять уровень близости данной компании с российским Газпромом достаточно набрать название OMV в поисковой системе официального сайта компании Газпром. OMV – один из ключевых участников  практически всех российских проектов в Европе, включая Nord Stream 2  .

OMV входит в число тех компаний, против которых  действуют санкции в рамках акта Сената США по противодействию реализации проекта Nord Stream 2, принятые по инициативе сенаторов Круза, Шахина, Барасо и Котона.

Можно ли при таких обстоятельствах считать, что проект по разведке месторождений нефти на шельфе Черного моря не имеет никакого отношения к Кремлю? Судите сами. А то, что в условиях оккупации двух грузинских регионов, экономическое влияние является главным инструментом влияния Москвы на Грузию – истина хрестоматийная. Очевидно и то, что без личного интереса тех, кто принимает решения, подобное положение дел сложно себе представить.

Некоторые выводы

Итак, что мы имеем в сухом остатке. На протяжении более чем пяти лет американская компания, вложившая в экономику Грузии более 560 миллионов долларов, активно выжимается с рынка. В то же время стратегически важный контракт на разведку месторождений нефти на Черном море отдается компании, имеющей давние связи с Газпромом. Несмотря на то, что американские законодатели направили уже больше десятка писем с требованием прекратить ущемление интересов американских компаний в Грузии.

В письме, написанном 15 мая сего года, которое подписали четыре американских сенатора, включая Теда Круза, компании Frontera посвящен целый абзац. Авторы письма пишут, что обеспокоены проблемами управления в Грузии, в частности, «конкурентами и врагами Америки, в том числе, незаконными финансовыми связями Грузии с Ираном», что угрожает национальной безопасности США и интересам американского бизнеса. И, тем не менее, адекватной реакции со стороны правительства так и не последовало.

Никакой критики не выдерживает и утверждение правительства о том, что в Грузии работает более 300 американских компаний. В реальности количество компаний, имеющих головной офис в Соединенных Штатах, едва превышает десяток. И в то же время присутствие российского бизнеса в экономике Грузии в разы больше.

Параллельно мы слышим постоянные заклинания правительства Грузии о верности евроатлантическому курсу. По этому поводу есть хорошая грузинская поговорка – клятвам верю, итог удивляет. Так вот, пока власти Грузии не прекратят выдавливать из страны американские инвестиции, не создадут нормальной работы уже присутствующих на рынке компаний, не говоря уже о привлечении других, слова о верности евроатлантическому курсу и ценностям западного мира останутся только словами. Любые попытки рейдерского захвата собственности Frontera и препятствия в работе направлены против национальных интересов, прежде всего, Грузии. Поэтому кейс Frontera является принципиальным, прежде всего, для нас, граждан этой страны.

Деньги действительно не пахнут, но важно, чтобы деньги приносили благо обществу.

Гела Васадзе, ведущий эксперт Грузинского Центра стратегического анализа (GSAC)