Поиск по сайту:

Публикации экспертов

БРАЗИЛИЯ И УКРАИНА – «ВЗАИМОВЫГОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО»
За 18 лет сотрудничества Украине и Бразилии удалось достичь многого. Начиная с момента установления дипломатических отношений, 11 февраля 1992 года, страны заключили более 70 двусторонних нормативно-правовых документов, и еще целый перечень готов к подписанию. Из-за мирового кризиса в 2009 году объемы двусторонней торговли с Бразилией сократились более чем вдвое. Общий объем торговли упал с $1 млрд до $496 млн. Объем экспорта снизился в четыре раза – до $118 млн, а импорта – до $378 млн. Такие цифры были вызваны мировым финансовым кризисом. Однако по итогам первых 6 месяцев 2010 г. динамика двусторонней торговли стала выравниваться. Товарооборот за этот период составил $338,1 млн. Экспорт из Украины в Бразилию увеличился в 3,5 раза и составил $128,2 млн, импорт в Украину вырос на 37,6% и достиг $209,9 млн. Несмотря на большое расстояние между странами, сегодня есть все условия для плодотворного сотрудничества. Причем оно может касаться не только гражданской, но и военной сфер. После наблюдавшейся в последнее время стагнации, бразильский рынок вооружения стал демонстрировать серьезные перспективы. Эксперты прогнозируют, что в связи с нарастанием межгосударственных противоречий в регионе и конфликтами в соседних странах, способными дестабилизировать ситуацию в бассейне Амазонки, основное внимание бразильское правительство будет уделять закупке техники, необходимой для обеспечения безопасности. В этом направлении Украина может стать для Бразилии хорошим партнером. Сегодня Бразилия является наиболее мощным и самым влиятельным государством в регионе, активным игроком на международной арене.
Все публикации
Публикации экспертов
Антон Михненко | 12 марта 2012 9:30

TAURUS 2 НА ANTARES. ПЕРЕМЕНЫ ПО-АМЕРИКАНСКИ

Вернемся к истории. Как уже известно, в связи с необходимостью замены, отслуживших свой срок аппаратов многоразового использования Shuttle, NASA в 2006 г. анонсировало программу COTS (Commercial Orbital Transportation Services, Коммерческая орбитальная транспортировка). Суть программы заключалась в создании частными компаниями недорогих средств доставки грузов на орбиту в интересах МКС. В результате проведенного конкурсного отбора в 2008 г. были заключены контракты на создание кораблей и ракет-носителей (РН) для их выведения на орбиту с компаниями SpaceX (РН Falcon 9 и транспортный корабль - Dragon) и Orbital Sciences Corp. (РН Taurus 2 и транспортный корабль Cygnus).
Кроме американской компании в проекте Taurus 2 принимают участие украинские КБ «Южное» и ГП «ПО ЮМЗ им. А.М. Макарова» (ПО «Южмаш»), занимающиеся первой ступенью ракеты, и российский СНТК им. Н.Д. Кузнецова, поставляющий, через компанию посредника – Aerojet, двигатели НК-33 с уже новым наименованием - AJ26.
Невзирая на то, что с украинской и российской сторон свои обязательства выполняются, с американской стороны есть определенные трудности. В 2008 г. первый старт Taurus II планировался на 2010 г., а в июне-октябре 2010 г. стало известно, что пробный полёт намечен уже на середину 2011 г. Позднее пробный и демонстрационный полеты, были назначены уже на начало и конец четвертого квартала 2011 г. Однако этот термин был отсрочен в виду инцидента на Космическом центре Стеннис, когда во время приемо-сдаточных огневых испытаний одного из четырех двигателей AJ26, предназначенных для использования в двух ракетоносителях Taurus II состоялся пожар. Позднее представители космической отрасли заявляли о возможном пуске ракеты уже в мае - апреля 2012 г.
29 февраля текущего года председатель Государственного космического агентства Украины Юрий Алексеев на пресс-конференции в Киеве подтвердил, что первый старт ракеты Taurus II, с уже новым названием – Antares, планируется на 2 - 3 квартал этого года. Компания Orbital снова обновила план-график выполнения работ по реализации контракта с NASA. Согласно этому документу в текущем году предусмотрено совершить в мае – статические испытания ракетоносителя Antares на космодроме NASA Уоллопс (штат Вирджиния), а в июне - испытательный полет Antares в рамках программы COTS (развитие транспортных средств). На третий квартал намечена демонстрационная миссия в рамках программы COTS, а на четвертый квартал - миссия № 1 по программе CRS (фактической доставкой грузов на МКС).
Однако эти данные несколько разняться с позицией специалистов отрасли. По их расчетам развертывание для проведения проверочных мероприятий первого пускового комплекса Antares на стартовой площадке должно состояться уже в начале апреля. Позднее ракета будет возвращена в горизонтальное положение и в интеграционное здание, где будет проводиться дальнейшее тестирование и сертификация NASA. Первый испытательный полет ракета на жидком топливе с массой соизмеримой с кораблем Cygnus может пройти в конце июня или начале июля 2012 г., после чего в конце августа или начале сентября произойдет демонстрационный полет в рамках COTS.
Специалисты компании Orbital первопричинами последних переносов называют проблемы со стартовой площадкой на космодроме Уоллопс и ситуацию вокруг российского ракетоносителя «Союз», который летом прошлого года упал в Сибири и потерял около трех тонн продуктов и оборудования для МКС.
Безусловно, точность выполнения запланированных мероприятий зависит от того насколько успешно будут проводиться все предусмотренные планом-графиком действия. Кроме того, определенные сложности могут возникнуть на этапе осуществления пусков непосредственно с целью доставки грузов. Ведь на сегодня, согласно графику NASA и РФ на май месяц 2012 г. запланировано осуществить первый полет Falcon 9 компании SpaceX для МКС, а на вторую половину года - два пуска ракетоносителя «Союз» (сентябрь - ноябрь). Компании Orbital необходимо будет «вклинится» в этот график. Представители Orbital надеются, что откроется «окно» где-то в конце августа или сентябре для демонстрационного запуска по программе COTS. Если этого не произойдет, запуск может быть снова перенесен.
Касаемо космического корабля Cygnus, то он на данном этапе проходит тепловые вакуумные испытания в Далласе (штат Вирджиния) на территории завода производителя. В июне 2012 г. он должен быть доставлен на космодром Уллопс. Первая ракета Antares была на 98% готова в конце декабря 2011 г. Однако наземное оборудование необходимое для работы с топливом для ракеты-носителя, жидким кислородом и жидким азотом, насосы и средства ремонта будут протестированы и сертифицированы не ранее апреля текущего года.

Послесловие
События вокруг реализации Antares или Taurus 2 начинают напоминать одну из американских «мыльных опер», завершение которых приходиться ожидать чуть ли ни каждый день в течение длительного промежутка времени. Однозначно, американцы доведут Antares до «победного» окончания. Однако чем позже это произойдет, тем позже будет возможность для украинских производителей действительно «блеснуть чешуей на солнце» и похвастаться своими достижениями на практике.
Ну а пока остается ждать, что у американцев с запуском грузового ракетоносителя не сложится такая же ситуация, как с запуском пассажирского. Ведь, как известно, директор NASA Чарльз Болдена 12 марта 2012 г. на слушаниях в комитете по науке, космосу и технологиям палаты представителей Конгресса США сообщил, что в ближайшие пять лет США будут вынуждены пользоваться услугами России по доставке своих астронавтов на Международную космическую станцию (МКС). Возможность отправить экипаж на МКС без помощи России появится у США только в 2017 г. и им придется выплачивать России по $450 млн в год до тех пор, пока Америка не создаст свои собственные возможности по доставке людей на околоземную орбиту ...