Поиск по сайту:

Публикации экспертов

В КОСМОС С ЗЕМНЫМИ ПРОБЛЕМАМИ
После развала Советского Союза Украине достался огромный научно-производственный потенциал в космической отрасли. За весь период независимости стране удалось его не только сохранить, но и развить. Сегодня продукция украинских производителей известна во всем мире - это в первую очередь ракеты-носители, доставляющие спутники на орбиту. Их спектр широк - от ракетоносителя «Циклон-3», который берет на борт 600 кг груза, до «тяжеловеса» «Зенит-3SL», который вытягивает за пределы планеты добрых 6 т. Благодаря имеющимся достижениям, Украина играет важную роль в ряде международных проектов, таких как «Морской старт», «Наземный старт», «Алкантара» и т.д. Однако отрасль постоянно сталкивается с теми или иными трудностями. В первую очередь они связаны с вопросами финансирования. Но даже в таких условиях украинским предприятиям удается существовать и в некотором роде развиваться. Недавно в прессе прошла информация, что Украина может сорвать график космических запусков по программам «Морской старт» и «Наземный старт», а это в свою очередь может существенно повлиять ни имидж и престиж государства. Defense Express попытался разобраться с данной проблемой и получить реальную картину сложившейся ситуации.
Все публикации
Комментарии
21 января 2016 19:39

Сергей МУКОСИЙ: «СЕГОДНЯ МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ ЯВЛЯЕТСЯ ЛОКОМОТИВОМ СРЕДИ ВСЕХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ПО ВНЕДРЕНИЮ СТАНДАРТОВ НАТО»

О стандартах НАТО и процессе их разработки

Стандарт НАТО, он же «Соглашение по стандартизации» (Standardization Agreement) – международный договор, который регламентирует общие правила, определяет совместный порядок действий, закрепляет единую терминологию и устанавливает условия унификации технических процессов, а также вооружения и военной техники, другой материальной части вооруженных сил Альянса и стран-партнеров.

Стандарты НАТО объединены в сложную и взаимосвязанную иерархию руководящих документов Альянса. Их условно можно разделить на административные, оперативные и материально-технические.

Административные стандарты, к примеру, определяют процессы управления и обмена информацией, порядок работы с документацией. Оперативные стандарты  направлены на оперативное планирование применения войск. В свою очередь, материально-технические стандарты определяют единые требования к вооружению и военной технике союзников, управлению жизненным циклом, а также кодификации предметов обеспечения.

Высшим органом НАТО, определяющим политику в области вооружения, в том числе в вопросах стандартизации, является Конференция национальных директоров по вооружению (Conference of National Armaments Directors – CNAD). Под ее эгидой развернута широкая структура рабочих групп и подгрупп, различных комитетов, на постоянной основе, с учетом полученного Альянсом опыта, анализирующих, уточняющих и разрабатывающих стандарты НАТО. Украинская сторона, вместе с другими странами-партнерами, также принимает участие в ее работе.

Также следует отметить, что каждая страна-член НАТО имеет и свою собственную национальную систему стандартизации. Внутри каждой страны есть свои национальные стандарты, и все они разные. Так, к примеру, США, Великобритания, другие страны, военные операции планируют по своим оперативным стандартам. Но при действиях в составе контингента НАТО они руководствуются общими стандартами. Именно поэтому вопросы взаимосовместимости являются очень важными.

О порядке получения и имплементации стандартов НАТО

В целом, порядок получения стандартов НАТО не сложный:

1. Для открытых стандартов (а таких – около 2/3 от всего количества). Они выложены на официальном сайте НАТО: заходите туда, регистрируетесь, получайте и работайте.

2. Для «закрытых» стандартов, имеющих гриф секретности. Заказ необходимого документа можно сделать установленным порядком через Главное управление военного сотрудничества и миротворческих операций (ГУВСМО) ГШ ВС Украины. В его структуре есть Бюро учёта стандартов НАТО, в котором можно проверить, есть ли интересуемый стандарт в Украине.

Если необходимого стандарта нет, тогда в штаб-квартиру НАТО направляется соответствующий запрос. Конечно, необходимо обосновать, для чего он вам нужен. Далее, на заседании одного из комитетов НАТО рассмотрят эту заявку и примут решение, например, передавать стандарт в полном объёме, или с определенными ограничениями.

Всем документам НАТО, имеющим гриф секретности, присваивается наш гриф секретности, который соответствует натовской классификации. С таким документом вы уже будете работать как с секретным документом Украины. То есть будете соблюдать все установленные требования по хранению, обращению и распространению как с национальным документом подобного рода.

В случае если в «закрытом» стандарте заинтересовано предприятие украинского ОПК, то при наличии у него секретного делопроизводства, руководство предприятия, при соответствующем обращении в МО Украины, может его получить в установленном порядке.

Каждый стандарт проходит процедуру имплементации. Документ, как международный договор, тщательно изучается, сравнивается с национальными стандартами в этой сфере. Затем на основе анализа принимается решение, присоединяться к нему в полном объёме или только в части отдельных требований. Далее в штаб-квартиру НАТО отправляется письмо с уведомлением о том, что мы хотим присоединиться к интересующему нас стандарту в полном объеме или в части его требований.

Что касается вопроса внедрения стандарта в национальную систему стандартизации Украины, то это уже сугубо технический процесс. Для этого есть два основных метода.

Во-первых, это можно сделать путём разработки по установленной процедуре нашего документа, аналога конкретного стандарта.

Второй путь – более простой: принять натовский документ в полном объеме, просто присвоив ему национальные реквизиты, так называемый «метод обложки». И наше законодательство, и подходы нато это позволяют. После этого необходимо проинформировать Офис стандартов НАТО (NATO Standardization Office-NSO), что на основании стандарта НАТО нами разработан документ, которому присвоен определенный код, и он включен в украинскую систему кодификации. И сейчас таких документов уже много.

Сегодня Министерство обороны является локомотивом среди всех органов власти по внедрению стандартов НАТО и с этим никто спорит. Это связано с тем, что специалисты Министерства обороны, в этом плане лучше подготовлены. На протяжение многих лет мы постоянно принимаем участие в различных программах, курсах, многонациональных учениях и операциях НАТО. Но необходимо и других участников подтягивать, причем привлекать надо, в том числе, и другие структуры сектора безопасности.

Что касается производителей вооружения и военной техники, то в этом году, к примеру, мы предложили генеральным конструкторам, вместе с Министерством обороны, участвовать в работе рабочих групп и подгрупп Конференции Национальных директоров по вооружению на постоянной основе. Это позволит разработчикам непосредственно общаться с людьми из других стран, имеющих опыт, и теми, кто эти стандарты разрабатывают. Более того, они могут в дискуссиях предлагать им своё виденье, высказывать своё мнение и получать ценную информацию в вопросах разработки современных видов вооружений.

Об особенностях работы с материально-техническими стандартами НАТО

Работа с материально-техническими стандартами является довольно сложным процессом. Дело в том, что они внедряются в производство ОВТ конструкторами, которые разрабатывают ту или иную технику. И как бы мы не хотели, в течение долгого периода, мы будем зависимы от стандартов, заложенных в эту технику.

Так как, большая часть нашей техники производилась в советское время, ее техническое обслуживание и ремонт осуществляется в соответствии с требованиями тех лет. Здесь внедрение стандартов НАТО немного ограничено. Не надо бояться этого, - многие восточноевропейские страны, вступив в НАТО, прошли тяжелый путь перехода на стандарты Альянса. Мы можем использовать накопленный ими опыт.

Другой вопрос – это эксплуатация техники, к примеру, управление ее жизненным циклом, а также процессы закупки и логистики. В этой сфере внедрять натовские стандарты можно и нужно более свободно.

При этом следует отметить, что в вопросе управления жизненным циклом вооружения и военной техники, НАТО взяло за основу международный стандарт ISO/IEC 15288, он так и называется «Система процессов жизненного цикла», который просто адаптирован для военных целей. То есть речь идет о применении современных международных подходов.

О взаимодействии МО Украины и предприятий ОПК в вопросе внедрения стандартов НАТО при производстве ВВТ

Сегодня в вопросе внедрения стандартов НАТО в процесс производства и модернизации техники для ВС Украины, Минобороны тесно взаимодействует с предприятиями отечественного ОПК. Механизм этого взаимодействия заложен в процедуры заказа ВВТ и проверки качества изделий. Министерство обороны уже заранее прописывает в технические задания на разработку ВВТ все необходимые требования на основе полученного войсками опыта АТО и современных стандартов НАТО.

Например, стандарты касательно изготовления БПЛА, НАТО не придумывает из воздуха. Вооруженные силы Альянса принимают активное участие в операциях и, исходя из собственного опыта, соответствующие органы создают эти стандарты. Мы же сравниваем их с нашими, и, если они нам подходят, говорим: «Да, они передовые, будем их достигать». Мы закладываем эти стандарты в технические задания, которые потом уже исполняются, к примеру, ГП «Антонов» и другими предприятиями.

Об отношениях МО Украины и «Укроборонпрома» в контексте внедрения стандартов НАТО

Прежде всего, необходимо отметить, что Министерство обороны отвечает за разработку Государственной целевой программы развития вооружения и военной техники.

При этом мы являемся пользователями ВВТ. Ведомство само ничего не производит, а лишь определяет потребность и технические требования к ВВТ для производителей. Потребности определяются Генеральным штабом на основании опыта применения военной техники в операциях и планов ее применения. Когда Министерство обороны формирует технические требования, оно закладывает туда, на перспективу, стандарты НАТО, то есть те, которые нам нужны и которые являются передовыми.

Эти требования направляются ГК «Укроборонпром», который производит эту технику и после соответствующих испытаний передает её нам через механизм государственного оборонного заказа.

Что касается процесса внедрения стандартов НАТО на предприятиях «Укроборонпрома», то, если техника изготовляется в интересах вооруженных сил, его курирует Министерство обороны посредством военной приёмки в соответствии с техническими заданиями.

Если техники изготавливается на экспорт – в современном мире вы не продадите ее на рынке вооружений без соответствия STANAG, а также, если она не принята на вооружение собственными вооруженными силами.

Таким образом, существует определенное разделение полномочий в этой сфере. В целом, в вопросах внедрения стандартов НАТО Министерство обороны и ГК «Укроборонпром» - единомышленники.

О порядке определения приоритетности в переходе на стандарты НАТО

Приоритетность в переходе на стандарты НАТО определяется не Министерством обороны, а жизнью, операциями, в которых участвуют вооруженные силы. Если у нас раньше не было такого опыта, то мы должны были изучать опыт тех, у кого он есть. В данном случае, это НАТО. Сейчас мы приобрели богатый опыт АТО, который также интересен НАТО. Это двусторонний процесс.

Что касается приоритетности в плане внедрения натовских стандартов в процесс изготовления ВВТ для конкретных родов войск, то на сегодня таковыми являются разведка всех видов, бронетанковая техника, техника войск ПВО, артиллерия, в частности, системы управления ею, авиация.

Об актуальных проблемах внедрения стандартов НАТО в Украине

Самая главная проблема в этом вопросе – это знание английского языка и профессиональная подготовка тех, кто отвечает за работу со стандартами НАТО. Другими словами – это готовность людей работать с этими стандартами.

В тоже время, когда мы говорим, что Министерство обороны в вопросе перехода на стандарты НАТО впереди всех, то не нужно на этом останавливаться и ждать когда подползут остальные, а наоборот, как в наступлении – подгонять и подтягивать отстающих. Причем, начинать надо с профессиональной подготовки персонала органов власти, которые в подобных вопросах являются очень неповоротливыми.

НАТО готова оказать помощь в этом через Программу профессиональной подготовки гражданского персонала структур сектора безопасности (Professional Development Program – PDP). Соответствующие мероприятия предусмотрены также проектом Дорожной карты оборонно-технического сотрудничества Украины с НАТО, подписание которой ожидается в ближайшее время. Надо эффективно использовать эти возможности, это инвестиции в будущее.   

Есть также и другие проблемы, которые сейчас решаются, в структуре управления стандартизацией, информационном обмене, в переводе стандартов НАТО с английского, менеджменте имплементацией и так далее. Но главное – это люди и их способность  работать по стандартам НАТО.  

 

Сергей Мукосий,

начальник департамента ВТС и экспортного контроля Минобороны Украины