Поиск по сайту:

Публикации экспертов

БРАЗИЛИЯ И УКРАИНА – «ВЗАИМОВЫГОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО»
За 18 лет сотрудничества Украине и Бразилии удалось достичь многого. Начиная с момента установления дипломатических отношений, 11 февраля 1992 года, страны заключили более 70 двусторонних нормативно-правовых документов, и еще целый перечень готов к подписанию. Из-за мирового кризиса в 2009 году объемы двусторонней торговли с Бразилией сократились более чем вдвое. Общий объем торговли упал с $1 млрд до $496 млн. Объем экспорта снизился в четыре раза – до $118 млн, а импорта – до $378 млн. Такие цифры были вызваны мировым финансовым кризисом. Однако по итогам первых 6 месяцев 2010 г. динамика двусторонней торговли стала выравниваться. Товарооборот за этот период составил $338,1 млн. Экспорт из Украины в Бразилию увеличился в 3,5 раза и составил $128,2 млн, импорт в Украину вырос на 37,6% и достиг $209,9 млн. Несмотря на большое расстояние между странами, сегодня есть все условия для плодотворного сотрудничества. Причем оно может касаться не только гражданской, но и военной сфер. После наблюдавшейся в последнее время стагнации, бразильский рынок вооружения стал демонстрировать серьезные перспективы. Эксперты прогнозируют, что в связи с нарастанием межгосударственных противоречий в регионе и конфликтами в соседних странах, способными дестабилизировать ситуацию в бассейне Амазонки, основное внимание бразильское правительство будет уделять закупке техники, необходимой для обеспечения безопасности. В этом направлении Украина может стать для Бразилии хорошим партнером. Сегодня Бразилия является наиболее мощным и самым влиятельным государством в регионе, активным игроком на международной арене.
Все публикации
Комментарии
01 декабря 2014 16:49

КРИСТОФ БРУН: «КАЖДАЯ СТРАНА ДОЛЖНА САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫБИРАТЬ МОДЕЛЬ ОБОРОНЫ СВОЕЙ ТЕРРИТОРИИ»

 

Об оборонном рынке Украины в разрезе интересов оборонно-промышленных компаний Швейцарии

Сегодня швейцарская оборонная промышленность выпускает довольно широкую номенклатуру ВВТ, где стоит выделить: колесные бронированные машины, зенитные пушки, стрелковое вооружение, боеприпасы, системы управления и связи, криптографии, а также средства авиации, в частности, учебно-тренировочные самолеты. Благодаря своему высокому качеству, образцы швейцарских ВВТ достаточно известные во всем мире. В то же время, и Украина обладает достаточно мощной оборонной промышленностью с большим потенциалом развития. Оборонный рынок Украины очень интересен для ОПК Швейцарии, а интересы украинских компаний частично пересекаются с интересами швейцарских оборонных предприятий, вот как, например, в области колесных бронированных машин. Однако на сегодня ситуация политическая ситуация такова, что швейцарское законодательство запрещает экспорт военной продукции в Украину.

Все из вышеперечисленных направлений сотрудничества могут иметь перспективы, за исключением, пожалуй, бронетанкостроения, поскольку Украина и сама очень сильно представлена на мировом рынке в этом сегменте. Самая главная проблема в том, что в связи с конфликтом в Украине Швейцария не имеет права поставлять ей оружие. Это обусловлено ее политикой нейтральности.

Есть конкретный проект нашей компании Rheinmetal Air Defense Zurich с украинской стороной по строительству корабля класса корвет для ВМС Украины. В частности, в его рамках швейцарская компания должна была изготавливать зенитные пушки для корвета. То есть уже сотрудничество существует. Но опять же, из-за указанного выше запрета Швейцария сейчас ничего не может поставить в Украину из вооружений.

Швейцарские оборонные предприятия - в большинстве своем это частные компании. И они могут создавать проекты по своему усмотрению. В частности, есть фирмы, которым интересно работать с Украиной, в частности, по таким направлениям, как стрелковое вооружение. Однако, главное здесь то, чтобы в Украине существовал рынок, имеющий потенциал для развития. Кроме того, есть такие фирмы, которым интересно сотрудничать с украинскими инженерами, поскольку в Швейцарии на сегодня присутствует дефицит инженеров, в том числе и в оборонном сегменте.

Во-первых, политическая ситуация должна развиваться таким образом, чтобы Швейцария в соответствии со своим законодательством имела бы право поставлять оборонную продукцию в Украину. Во-вторых, ВС Украины должны обладать достаточным бюджетом для того, чтобы они могли эту продукцию покупать. Но с другой стороны, что не менее важно, Украина может многое гораздо дешевле сделать у себя.

 

О трех столпах швейцарской модели построения вооруженных сил

Каждая страна самостоятельно решает, как она будет строить модель обороны своей территории. Она это делает, исходя из своих потребностей, геостратегического положения, финансовых и политических возможностей. Швейцарская модель предполагает призывную армию с системой активного резерва, которая полностью соответствует потребностям Швейцарии.

В целом, Швейцарская модель имеет три столпа, на которых базируется ее армия. Во-первых, это очень малая доля профессиональных солдат, которые чаще всего задействуются для обучения и выполнения немедленных задач. Второй столп - это люди, которые служат в армии по призыву на протяжении 10 месяцев. И третий базис – наиболее весомый. В нем задействованы военнообязанные, которые проходят базовые обучение в течение 4,5 месяцев. Они зачисляются в резервные батальоны, и затем каждый год проходят 3-х недельные курсы подготовки.

Имея такие три основы, руководство государства может очень гибко, в зависимости от необходимости, менять количество людей по каждому из указанных составляющих. То есть, можно увеличить количество профессиональных солдат, или наоборот, увеличить или уменьшить количество военнообязанных. За счет этого на время войны можно мобилизовать большое количество человек. Также, благодаря этой модели, в армии можно эффективно использовать навыки, приобретенные в гражданской жизни. Так, например, строителей можно эффективно использовать в инженерных войсках.

Конечно, швейцарскую модель можно использовать в Украине, но при этом ее необходимо обязательно приспосабливать к украинским реалиям. И особенно в нынешних кризисных условиях.

Любую модель необходимо обязательно адаптировать к конкретным потребностям Украины. Исходя из этого, видится целесообразным откорректировать количество военнослужащих действительной и резервной службы. Также следует продумать, сколько военнообязанных необходимо ежегодно. Что касается финансового аспекта, то необходимо учесть, что расходы будут напрямую зависеть от размера вооруженных сил.

 

О вооруженном нейтралитете Швейцарии в разрезе евроатлантических устремлений Украины

Это политическое решение, которое Украина должна принять сама на основании оценки ситуации с точки зрения политики безопасности. Также оно напрямую зависит от геополитического окружения страны, в частности, нужно учитывать состояние дел в экономике, в оборонном сегменте и в самой Европе. Необходимо помнить, что присоединение или неприсоединение к любому военно-политическому блоку всегда имеет свои как положительные, так и отрицательные последствия.

Сегодня же трудно сказать, какое решение для Украины будет лучшим. Точно можно сказать лишь одно: опыт Швейцарии нельзя взять и попросту применить в Украине. Ведь швейцарский нейтралитет сохраняется уже на протяжении 200 лет, а Украине сейчас нужно будет продумывать, какой статус она установит и каким образом будет обеспечена оборона страны. Кроме того, Швейцария определяет свою нейтральность как вооруженный нейтралитет, главным условием которого является способность защитить себя самостоятельно. В связи с этим Швейцария удерживает достаточно большую армию, на которую уходит довольно много финансовых затрат. Способна ли Украина в сегодняшних условиях делать и внедрять подобные шаги?

Вооруженный нейтралитет Швейцарии был принят на международном уровне на Венском конгрессе в 1815 году. Швейцария оставалась нейтральной в обеих мировых войнах и в большей степени благодаря этому была спасена от боевых действий и их последствий. Это стало возможным в том числе, и благодаря своей надежной системе обороны страны. Поэтому сегодня мы не видим причин отходить от вооруженного нейтралитета, который поддерживают более 90% граждан страны.

Что касается Швеции и Финляндии, то у них все-таки отличная от нас ситуация. В частности, Швейцария окружена исключительно странами-членами ЕС…

 

Полковник Кристоф БРУН,

Атташе по вопросам обороны Посольства Швейцарии в Украине